электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема  номера

в текущем номере

 



 

 

№ 7 (178) сентябрь 2018


Формирование профессиональных компетенций учителя – главное условие качественного обучения ученика

Р.А. САДВАКАСОВА, д.п.н., директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский


Современная школа постепенно меняется, сегодня система образования становится системой привития мышления и навыков успешных людей. И, как известно, от сознания граждан страны зависит ее настоящее и будущее.

Перед системой образования поставлена цель, и она понятна: вхождение Казахстана в тридцатку лучших стран мира, которых, помимо сильной экономики, отличает высокоразвитая система образования. Для достижения данной цели необходимо руководителям организаций образования, педагогам понять природу успеха и на собственном примере обучить этому подрастающее поколение. Учитель – это не просто носитель знаний, он является еще другом, наставником, который помогает ученику открыть в себе способности, дарования, мотивирует к поиску новых знаний, стремится заинтересовать своим предметом. Учителю необходимо постоянно работать над собой, расти личностно и профессионально. И роль системы повышения квалификации педагогов в формировании профессиональных компетенций учителя чрезвычайно велика.

Деятельность Института повышения квалификации педагогических работников по г. Алматы как филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» направлена на исследование природы эффективного и успешного образования, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, воплощение лучших идей в профессиональную практику педагогов нашего города.

Мы оказываем образовательные услуги для педагогов всех уровней системы образования по следующим направлениям:
– краткосрочные курсы, в том числе курсы в рамках обновления содержания образования;
– модернизированные уровневые курсы;
– предметно-языковые курсы по изучению английского языка;
– курсы по робототехнике;
– курсы в режиме очно-дистанционного обучения;
– курсы по подготовке педагогов к инклюзивному образованию.

Все курсы ведутся как на основе государственного заказа, так и на платной основе.

Согласно плану курсов повышения квалификации на 2017 год Институт обучил 3642 педагога на 120 курсах. В первом полугодии 2018 года обучено 2475 учителей.

На основе государственного заказа уже третий год проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования. Так, в прошлом, 2017 году, было проведено 80 курсов, обучено 2652 чел., в том числе 7 курсов (210 чел.) – по дополнительному контингенту.

В 2018 году в рамках обновления содержания среднего образования про- веден 81 курс, обучен 2241 чел., из них не сертифицировано 23 слушателя. С 2016-2018 г. не сертифицирован 41 слушатель.

В 2017 году модернизированные уровневые курсы проводились по программе «Эффективное образование», где обучились 72 человека. По программе «Общечеловеческие ценности на уроке» было обучено 25 человек. В 2018 году работа продолжилась. Проведено 2 длительных курса по программе «Общечеловеческие ценности на уроке» с охватом 50 человек.

Подготовка педагогов по вопросам инклюзивного образования является наиболее актуальной проблемой, так как процесс обучения, адаптации и социализации учащихся со специальными образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы требует от педагогов определенной подготовки и специальных знаний. В целях решения данной проблемы в 2017 году институтом были проведены курсы для учителей общеобразовательных школ. И впервые курсы по инклюзивному образованию проводились в расширенном формате – в объеме 160 часов. На данных курсах по государственному заказу обучились 57 учителей общеобразовательных школ.

Еще одним нововведением 2017 года стало проведение для учителей информатики, физики, химии, биологии предметно-языковых курсов по изучению английского языка по двум программам: для начинающих в объеме 640 ч. (обучено 36 чел.) и для продолжающих в объеме 470 часов (18 чел.). По окончанию данных курсов лингвистическая компетенция слушателей достигла уровня В2, позволяющая им преподавать свой предмет на английском языке. В отличие от других подобных курсов, программы АО «НЦПК «Өрлеу» предусматривали изучение методики интеграции языка и предмета (CLIL) с последующей выдачей сертификата ТКТ CLIL.

Необходимо отметить, что в этом направлении институт повышения квалификации работает с 2010 года и имеет определенные успехи. Учителя- предметники, которые изучали на наших краткосрочных курсах английский язык, уже ведут занятия на английском языке по методике CLIL. Педагогам систематически оказывается посткурсовая поддержка. На сайте www. almaty-pkso. kz в помощь учителю размещены: видеоуроки, фрагменты урока (структура урока), методические рекомендации, разработан глоссарий по предметам естественно-математического цикла. Успехи учителей экспериментальных групп вдохновляют. Они уже достигли уровня коучеров, могут обучать методике CLIL. Нас радует их энтузиазм, готовность и желание расти, идти в ногу со временем.

Курсы по государственному заказу проводятся ежегодно. И я хочу поблагодарить те организации образования, руководители которых регулярно направляют учителей на курсы, содействуют проведению курсовых мероприятий, участвуя тем самым в нашем общем деле.

В 2017 году для проведения курсов в формате смешанного обучения blendedlearning АО «НЦПК «Өрлеу» создал Национальный образовательный портал. Образовательный контент создавался авторами-разработчиками программ из всех филиалов. Институт участвовал в апробации курсов blendedlearning и провел 2 курса, обучив 25 методистов дошкольного образования и 35 педагогов дополнительного образования в очно-дистанционном формате, где 70 % времени отведено на самостоятельное изучение материалов, представленных на Национальном портале. Планируется ежегодно увеличивать количество курсов повышения квалификации в формате очно-дистанционного обучения.

Необходимо отметить, что АО «НЦПК «Өрлеу», являясь проводником государственной политики в области образования, всегда откликается на актуальные запросы общества. В рамках выполнения Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» в стране уделяется первостепенное значение подготовке специалистов по естествознанию, инженерии и технологиям, а также повышению квалификации и углублению знаний в области автоматизации, роботизации, изучению искусственного интеллекта. В связи с этим широкое развитие получили робототехника и STEM-образование. В учебные программы внедряются элементы STEM, призванные через математическое моделирование повысить функциональную грамотность обучающихся, развивать их научно-исследовательские навыки в проектной деятельности.

Подготовка педагогов по робототехнике осуществляется через краткосрочные курсы повышения квалификации. Так, в 2017 году по основам робототехники были проведены 3 курса с охватом 75 человек. В ходе курсов слушатели выполняли практические работы на учебных конструкторах LEGO® MINDSTORMS® EV3 и контроллерах Arduino. Учителя, применяя теоретические знания, составляли программы, конструировали роботов и различные устройства на базе Arduino. Слушатели защищали проектные работы, где доказывали математические и физические закономерности, решали задачи с помощью роботов. Для них были созданы все условия для формирования навыков конструирования, развития творческого мышления, и это уже дает определенные результаты. Так, учитель ШГ № 152 Ахметов Б.Т. во время прохождения курса сконструировал роботколяску. «Робопомощник», который предназначен для перемещения лиц с ограниченными возможностями по заранее заданным маршрутам. Данный проект стал победителем республиканского чемпионата «KazRoboSport-2018», проведенного на базе КазНУ им аль-Фараби.

В сентябре этого года приглашаем учителей физики и информатики для обучения на курсах по основам робототехники на бесплатной основе.

В 2018 году был получен государственный заказ на новые краткосрочные курсы по следующим направлениям: курсы для педагогов предшкольных классов по методике преподавания Букваря и Әліппе, планируется подготовить 125 педагогов предшкольных групп и классов, предметные курсы по развитию профессиональных компетентностей учителей: математики, физики, химии, биологии – 125 человек, а также курс по предмету «Краеведение».

Стоит отметить, что обновление коснулось не только содержания образования, но и формата проведения курсовых занятий. Так, наряду со ставшими традиционными лекциями, мастер- классами, дискуссиями проводятся тренинги, практико-ориентированные семинары, выездные практические занятия. Широко применяются различные формы получения обратной связи во время курсов, в посткурсовой и межкурсовой периоды.

В институте осуществляется кафедральная работа по изучению методики Марии Монтессори, применению элементов сказкотерапии в развитии метакогнитивных навыков детей предшкольного возраста, внедрению идей программы «Рухани жаңғыру» (краеведение, робототехника, SMARТ- обучение), по решению проблем перехода на латиницу, повышения статуса государственного языка, реализации задач инклюзивного образования, ведения предметов в условиях трехъязычия на изучаемом языке посредством методики CLIL, внедрение идей STEM образования для учителей предметов естественно-математического цикла.

По указанным направлениям создаются образовательные программы курсов повышения квалификации, материал которых апробируется на научных конференциях, в том числе и международных, и на научно-методических семинарах. В 1 полугодии 2018 года научные идеи профессорско-преподавательского состава кафедр были апробированы на 40 конференциях, 7 из которых международного уровня, 2 конференции – республиканского. Помимо этого совместно с организациями образования по приоритетным направлениям реализуются 9 научных проектов, три из которых уже имеют определенный результат: по проекту полиязычного образования подготовлена группа предметников-коучеров, владеющих английским языком (об этом говорилось выше), разработка Робо-арбы, и 27 июля 2018 года на Третьей международной конференции по образовательным инновациям в г. Торонто были опубликованы промежуточные результаты исследований по применению элементов сказкотерапии для развития метакогнитивных навыков детей дошкольного возраста. В 2018 году исследования продолжатся, и мы надеемся получить ожидаемые результаты. Проводится исследовательская работа по применению методики CLIL для ведения предмета «История Казахстана» на казахском языке в школах с русским языком обучения и предмета Всемирная история на русском языке в школах с казахским языком обучения.

Необходимо отметить поддержку наших зарубежных партнеров. В частности, Посольства США, Британского Совета, ОБСЕ и Французского Альянса в реализации проектов по полиязычному образованию.

Сотрудники кафедр совместно с отделом методического сопровождения инновационного развития разрабатывают УМК курсов, методические пособия, рекомендации и осуществляют таким образом методическое сопровождение курсов повышения квалификации.

В межкурсовой период проводятся мероприятия для посткурсовой поддержки педагогов: это совместное проведение конференций, семинаров, ведение проектов, написание методических пособий и научных статей на интересные для педагогов темы.

В институте как филиале АО «НЦПК «Өрлеу» действует уникальная система мониторинга и анализа качества организации курсов, образовательных услуг, ресурсного обеспечения, позволяющая осуществлять обратную связь с руководителями организаций образования, педагогами, родителями, детьми; своевременно вносить коррективы и улучшать качество образовательной деятельности.

Деятельность института, все знаменательные события регулярно освещаются на страницах городских и республиканских СМИ и на телевидении.

Одним из самых значительных событий 2017 года стало получение в собственность института нового здания – «Дома Учителя». То, что у института впервые за всю историю существования появилось собственное здание – это заслуга правления АО «НЦПК «Өрлеу» во главе с Ахметовой Гульнас Кенжетаевной, которая щепетильно относится к условиям, в которых работает каждый сотрудник акционерного общества, и старается во всех филиалах создать комфортные, современные условия, в которых учитель будет обучаться.

Институт располагает собственной учебно-материальной базой. Современно оборудованы кабинеты М. Монтессори, робототехники, трехъязычного образования и самопознания. Все кабинеты и аудитории оснащены компьютерной и оргтехникой последней модификации с подключением к интернет, обеспечена WI-FI зона. Оборудована мультимедийная звуко(видео)записывающая лаборатория, в которой идет подготовка контента для курсов в формате (blendedlearning). В библиотеке установлены компьютеры с выходом в интернет, создан сайт библиотеки, где любой учитель, находясь дома, может зайти на сайт и воспользоваться виртуальной библиотекой, имеется необходимый фонд научно-педагогической и учебно-методической литературы, который постоянно пополняется и обновляется. Каждый, кто хочет поработать в библиотеке, может зайти на сайт и получить доступ к любой интересующей информации.

29.11.2018 года состоялось открытие Музея истории становления и развития системы повышения квалификации педагогических работников Казахстана. Это SMARТ-пространство, в котором мы создали возможность для посетителей самостоятельно изучать материал экспозиций: вся информация оцифрована и помещена в международную систему электронного гида izi. TRAVEL. Таким образом, гости через QR-коды с помощью планшета или смартфона могут при желании самостоятельно получить текстовую и голосовую информацию на казахском, русском и английском языках. В музее по архивным документам восстановлена история системы повышения квалификации педагогических работников Казахстана с 1917 по 2012 год – года создания АО «НЦПК «Өрлеу».

У института имеется сайт, на котором находится вся необходимая для педагогов информация. Учителя города через сайт могут обратиться к тренерам института за методической помощью в любое время. На сайте в свободном доступе можно скачивать необходимую учебно-методическую литературу, выпускаемую институтом в разделе издательская деятельность, просмотреть новости СМИ о нас в виде новостных обзоров и передач о деятельности «Өрлеу», а также постоянно быть в курсе последних новостей. На нашем сайте любой желающий может войти в блог директора и на- писать свои вопросы. Важным разделом на сайте является сетевое сообщество, где тренеры и учителя находятся в постоянном контакте и решают насущные проблемы. В разделе «Мероприятие» мы публикуем медиа-план на фэйсбук. В данном плане можно увидеть расписание и тематику публикаций на текущий месяц.

Страница филиала на фэйсбуке называется «Өрлеу Алматы». На данной странице публикуются мастер-классы от тренеров института, публикации на самые актуальные темы в образовании, интервью с учителями «Лучшие в профессии», которые занимали призовые места на различных республиканских и городских профессиональных конкурсах, а также с учителями, подготовившими победителей олимпиад и научных проектов различного уровня. Одним из интересных разделов является вебинар с тренерами филиала, где учитель, не отходя от рабочего места, может получить в режиме онлайн профессиональные и качественные ответы на все интересующие вопросы, а также обсудить проблемные моменты. И конечно же, освещаем мероприятия, будни слушателя курса. Главная цель страницы «Өрлеу Алматы» на фейсбуке – это помощь учителю, онлайн консультации, поддержка прошедшего обучения на курсах и прямая связь с педагогами города.

Большая совместная работа проводится сотрудниками филиала «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и Управлением образования по г. Алматы. Многое сделано, но впереди непочатый край… Главное, что нас объединяет, – это любовь к профессии, желание постоянно повышать свое профессиональное мастерство, потому что профессиональная компетенция учителя – главное условие качественного обучения ученика.


Современный руководитель организации образования: точка отсчета

Б.Т. КАРИМОВА, доцент кафедры психолого- педагогического сопровождения профессионального развития учителя ФАО АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, г. Павлодар


Современная казахстанская школа работает в условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества. В связи с этим выдвигаются новые требования к личности управленца. Руководитель нового типа играет громадную роль в поддержании работоспособности педагогического коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».

Российский исследователь Кортунова Е.П. считает, что «современный руководитель образовательного учреждения должен быть: дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию; объективным – уметь выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное от надуманного. Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия. Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг. Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей» [4].

В Павлодарском филиале АО НЦПК «Өрлеу» на одном из заседаний клуба директоров школ была проведена анкета с целью актуализации новых подходов к оценке качества образования, вопросов совершенствования управленческой культуры руководителя школ. В исследовании приняли участие 44 руководителя школ г. Павлодара. Цель данной статьи: на основе результатов анкетирования выявить позитивные тенденции в применении полученных знаний и трудности учителей, определить пути решения возникающих проблем по обеспечению качества образования. Всего было предложено ответить на пять вопросов, два из которых требовали разъяснения.

Первый вопрос: Как часто Вы посещаете уроки учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования? Ответы распределились следующим образом:
– 10 % ответили, что не посещают в связи с загруженностью;
– 8 % ответили, что посещают редко, по необходимости;
– 50 % респондентов ответили, что посещают только открытые уроки;
– 32 % отметили, что посещают регулярно.

В инструктивно-методическом письме на 2017- 2018 гг. в разделе «Должностные инструкции» отмечено, что директор и заместитель директора должны посещать 4-5 уроков в неделю, что способствует совершенствованию управленческой деятельности. Посещение уроков учителей, прошедших курсовую подготовку, позволяет увидеть, как учитель применяет новые педагогические подходы, обеспечивает связь с предыдущим обучением, использует активные методы и приемы, правильно применяет терминологию обновленной программы и использует дифференцированный подход для обеспечения образовательных потребностей каждого ученика.

Второй вопрос: Наблюдаете ли Вы изменения в индивидуальном стиле и методике преподавания учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования? Мы получили следующие ответы:
– 45 % опрошенных отметили, что наблюдаются изменения как в методике проведения уроков, так и в оценивании учебных достижений учащихся;
– 55 % отметили, что изменения в индивидуальном стиле и методике преподавания учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования, отличаются устойчивостью и системностью.

Респонденты отметили следующие изменения: четкое понимание особенностей и функций всех видов планирования, умение адаптировать цели обучения в цели урока, развитие и усложнение цели по спиральности, стремление обеспечить эту спиральность от простого к сложному, умение учащихся определять цели урока, обсуждать ожидаемый и полученный результат с помощью предоставленных критериев и дескрипторов для оценивания, умение учителя осуществлять дифференцированный подход, давать своевременную конкретную обратную связь, способствующую дальнейшему развитию учащегося.

Третий вопрос: Насколько, по Вашему мнению, эффективна деятельность учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования, в профессиональном обучении коллег в Вашей школе? Ответы респондентов распределились следующим образом:
– 12 % участников исследования считают, что деятельность не эффективна;
– 3 % респондентов считают, что наблюдаются единичные случаи, когда учитель выступает, делится опытом;
– 55 % опрошенных признались, что обучение проходит только в рамках методического объединения;
– 20 % респондентов ответили, что обучение проводится системно, периодически, эффективно.

Значит, руководители организаций образования не всегда дают возможность учителям поделиться опытом, знаниями с коллективом. В процессе курсовой переподготовки все тренеры реализуют образовательную программу курса, но при этом для реализации целей обучения каждый использует свои активные методы и приемы. По этой причине важно, чтобы руководители организаций образования давали учителю возможность для выступления перед своим педагогическим коллективом по возвращению с курсов. Это дает возможность актуализировать имеющиеся знания по применению тех или иных методов обучения и выровнять фоновые знания учителей об обновленной программе, обогатить путями и способами ее реализации. При подготовке тренеров и учителей для наращивания их потенциала в реализации обновленной учебной программы используется каскадная модель обучения, которая предполагает, что по возвращению с курсов учителя закрепляют полученные на курсах знания через обучение своих коллег [1]. Это является обязательным условием каскадного обучения. Хейс (2000) раскрывает проблемы эффективного каскадного обучения и выделяет пять основных критериев:
1) метод обучения должен быть эмпирическим и рефлексивным, а не транслирующим;
2) обучение должно быть открыто для переосмысления, не следует ждать жесткого соблюдения предписанных методов работы;
3) опыт должен распространяться системно, как можно шире и не должен концентрироваться наверху;
4) заинтересованные лица должны быть вовлечены в подготовку учебных материалов;
5) децентрализация обязанностей в рамках каскадной структуры является желательной [2].

Представленные положения Хейса подтверждают необходимость обмена опытом и выступления учителей по возвращению из курсов. Выступление учителя после курсов – хорошая возможность для рефлексии и переосмысления, для широкого системного распространения опыта, полученного на курсах. Правильное осуществление каскадной модели обучения предполагает обязательное продолжение обучения через взаимодействие с коллегами, взаимообучение, взаимооценивание, рефлексию. Это поможет учителям организовать работу по подготовке учебных материалов: ССП, СОР, СОЧ и других материалов.

Четвертый вопрос: Нуждаются ли учителя Вашей школы в профессиональной поддержке тренеров? Ответы распределились следующим образом:
– 70 % – большинство нуждаются;
– 30 % – учителя находятся в постоянном контакте с тренерами и регулярно участвуют в работе по посткурсовой поддержке.

Значит, находящихся в постоянном контакте на треть меньше, чем нуждающихся в поддержке, что является ярким доказательством того, что учителя, прошедшие курсовое обучение, не до конца охвачены посткурсовой поддержкой профессорско-преподавательским составом. К вопросам посткурсовой поддержки мы относим практикоориентированные районные, городские семинары, коучинги с учителями, участие в областных, районных конкурсах, работу творческих групп, разработку дифференцированных заданий. Мы считаем, что эта задача требует своего решения [3].

Пятый вопрос: Есть ли в Вашем коллективе взаимодействие и профессиональная поддержка между учителями, прошедшими курсы? Каково Ваше участие в данном процессе?

Анкетирование показало, что необходима работа по повышению управленческой культуры директоров и замдиректоров организаций образования. Мы пришли к выводу, что управленцы организаций образования не в полном объеме используют инструменты развития профессиональной компетентности своих учителей. Инструменты развития профессиональной компетентности широко описаны в педагогической литературе. Администрация школы должна способствовать взаимодействию и профессиональной поддержке учителей, вдохновлять к дальнейшему развитию.

Таким образом, результаты анкетирования руководителей организаций образования Павлодарской области позволили увидеть вовлеченность учителей в посткурсовое сотрудничество с тренерским корпусом филиала АО НЦПК «Өрлеу». В организациях образования осуществляется контроль за качеством работы учителей, реализующих обновленную образовательную программу, ведется мониторинг изменений в методике преподавания и педагогических подходах к образовательному процессу. Руководителям организаций образования Павлодарской области в условиях обновления содержания среднего образования необходимо использовать каскадное обучение для активизации деятельности учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования, для профессионального обучения коллег. Совершенствование управленческой культуры руководителя организации образования через рефлексию своей деятельности совершенно необходимо в условиях обновления содержания среднего образования для достижения стратегических задач государства.

Использованная литература

1. Хейс Д. Каскадное обучение и профессиональное развитие учителей. ЕЛТ Джоурнал 54/2 Оксфорд Юниверсити Пресс, Оксфорд 2000.

2. Программа обучения тренеров. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015. Первое издание.

3. Каримова Б.Т. Инструменты посткурсовой поддержки учителей Республики Казахстан, pаботающих по обновленным учебным программам. Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Интеграция научного сообщества перед глобальными проблемами современности», которая состоится в Осаке (Япония) 7-9 марта 2017 г.

4. Кортунова Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. – 2011. – № 6. Т.2. – С. 94-96. – URL https: // moluch. ru/archive/29/3301

 


Практика становления и развития профессионального мастерства педагога в условиях обновления содержания образования

Т.А. ЕВСЮКОВА, ст. преподаватель кафедры психолого- педагогического сопровождения учителя, Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, г. Павлодар


Все мы понимаем, что никакие изменения в образовании невозможны без преобразования профессиональной деятельности учителя. В свою очередь, преобразование профессиональной деятельности учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе подготовки нового поколения педагогических кадров и повышении квалификации учителей-практиков. Поэтому в содержании системы повышения квалификации задача формирования и повышения профессиональной компетентности является одной из самых значимых; существует необходимость поиска новых методов, структур и форм непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Проблемы обозначены, и сегодня мы с вами должны определить ориентиры для того, чтобы реализовать комплекс задач по формированию педагогической компетентности педагога.

Позвольте остановиться на практике филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области по становлению и развитию профессионального мастерства педагогов в условиях обновления содержания образования. На сегодняшний день возникает противоречие между ожиданиями общества в области образования, перспективой развития системы школьного обучения и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. При этом существует проблема недостаточной эффективности действий по повышению профессиональной компетентности педагогов и преобразованию их деятельности. Возникает необходимость в поиске новых методов, структур и форм непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Можно определить следующие стратегические направления:

1. Основная особенность обучения взрослых заключается в том, что обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения, он стремится к самореализации, к самостоятельности и имеет для этого основания, поскольку им накоплен значительный жизненный и профессиональный опыт, который может и должен быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей.

Деятельностный подход при проведении курсов повышения квалификации позволяет слушателям курсов по-новому взглянуть на процесс обучения, а значит «сломать» собственные стереотипы, изменить свои мысли и подходы к преподаванию.

2. Необходимо отметить, что процесс принятия новых знаний и подходов, как показывает наблюдение, способны воспринимать автоматически только 20 % взрослых, 30 % процентам требуется время для осмысления и изменения собственных устоев, 10 % ни в каком случае не могут поменять сложившийся стереотип и 40 процентам взрослых требуется длительное обучение. Именно этой категории взрослых необходимо помочь сократить время принятия новшеств и показать пути безотлагательного применения приобретенных в ходе обучения знаний, навыков и умений.

3. Обновление содержания образования ориентирует педагогов на изменение собственной позиции в обучении от «координатора» к «катализатору» процесса познания. Учитель уже не является единственным источником информации, а становится партнером, помогающим разработать траекторию развития ребенка и оказать поддержку.

4. Принципиальным отличием современного процесса преподавания и обучения педагогов является приоритетность в формировании готовности к практическому использованию полученных в аудитории знаний, помимо формального обладания ими, что соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке. Требуется проявлять компетентность в своем личностном становлении и профессиональном росте. Педагоги нуждаются в апробации обширного арсенала стратегий обучения, в предоставлении широких возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также в оценке перспективности используемых подходов: каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии.

Одним из актуальных аспектов организации процесса непрерывной подготовки учителей является создание такого образовательного пространства, которое позволит связать теоретическую подготовку с практикой его реализации. Не подкрепленные практикой знания приводят к тому, что учитель вначале вынужден идти путем проб и ошибок, а это уже «экспериментирование» с реальными учениками с возможными отрицательными последствиями. Именно включение в постоянную практику преподавания становится своеобразной лабораторией, связующим звеном между теоретическими знаниями и практической работой учителя.

5. Как представители многих профессий имеют возможность оттачивать свое мастерство на тренажерах, так и педагогу необходимо создать условия для тренировки, пусть не в реальном классе, но в максимально приближенных условиях. Такую возможность учителям предоставляет создание образовательных ситуаций для проведения миниуроков. По сути, такая форма преподавания, когда тщательно отрабатывается определенная часть урока в воображаемом классе, является деловым тренингом, который, помимо всего прочего, становится и методом психологической подготовки педагога к переосмыслению и изменениям, вносимым в собственную практику.

Предлагаю более подробно остановиться на методе создания образовательных ситуаций, который способствует развитию самостоятельного мышления, умению выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода слушатели курсов имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

В результате организации обучающих ситуаций по тренировочному преподаванию отрабатываются полученные теоретические знания, определяются слабые стороны и возможности внедряемых стратегий. Такое преподавание используется с целью отработки умений, овладения определенным материалом, демонстрации различных методов преподавания на практике, создает возможность усиления контроля за педагогической деятельностью. На микроуроках рекомендуется ведение видеозаписи, которая впоследствии позволяет многократно просматривать тот или иной фрагмент урока, анализировать ошибки. Учитель воспринимает собственные ошибки как стимул к дальнейшему совершенствованию и заметно улучшает формирование навыка, делает выводы и определяет свои дальнейшие шаги по преподаванию в классе.

Каждый микроурок направлен на освоение одного отдельного навыка преподавания. Такими навыками могут быть отработка нового обучающего приема, варьирование способов стимулирования форм актуализации знаний в начале урока, подведение итогов в завершении урока, изучение потребностей и реакций учеников, формулирование вопросов, стимулирующих развитие мышления высокого порядка и т.д.

В ходе подготовки к преподаванию «учитель» планирует соответствующие задания относительно своего выбранного предмета. Задания должны достигать цели обучения или цели урока в рамках требований программ. Задания могут быть взяты из учебного плана или быть разработаны для удовлетворения потребностей учащихся и достижения цели обучения выбранного урока. Основные принципы планирования должны быть ясными, четкими. Планируя мини-ситуацию, учитель совершенствует деятельность своего преподавания, планирует взаимодействие с учащимися и удовлетворяет их потребности, создает необходимые ресурсы для осуществления преподавания.

Педагог, выполняющий роль наблюдателя, после «урока» предоставляет обратную связь учителю о его практике. Наблюдатель следит за действиями учителя в ходе педагогической практики, делает заметки о наблюдении по согласованным критериям. В последующем обсуждении он обеспечивает обратную связь учителю на профессиональном уровне, войдя в роль «критического» друга. Для этого он фокусируется на положительных сторонах и областях, которые можно улучшить, организует профессиональный разговор, предоставляет рекомендации на будущее, задает соответствующие вопросы.

При выполнении роли учащегося учителю необходимо постараться представить себя учеником, участвовать в выполнение поставленных задач, отвечать на задания так, как ответил бы учащийся, задавать вопросы, просить разъяснения, если необходимо, и в полной мере быть вовлеченным в образовательный процесс. В ходе осуществления микропреподавания ведется отдельный учет какой-либо из форм обратной связи, которой необходимо поделиться с учителем. Однако эта деятельность не должна препятствовать дальнейшему выполнению роли ученика.

Особое место при проведении рефлексии принадлежит самому учителю. Он должен быть сосредоточен на собственных чувствах, на глубоком осмыслении происходящего процесса. Очень важно самостоятельно определить сильные и слабые стороны преподавания, а также причины возникших трудностей и неудач. Постоянный контроль за стилем своего поведения и реакцией на возникающие в ходе урока потребности учащихся позволяют своевременно корректировать обучение и достигать поставленных целей. Приоритеты в микроуроке направлены не столько на то, что преподается, сколько на то, как это преподается.

После обсуждения, которое в среднем длится около 15 минут, учитель может повторить микроурок с учетом рекомендаций и выводов «обратной связи», но уже с другими учениками. Затем сравниваются выводы «наблюдателей» первого и второго микроуроков, оценки «учеников» и делаются выводы о достигнутом прогрессе. По мере усвоения отдельных навыков задания микроуроков могут усложняться, а обучение от отдельных навыков преподавания переходить к освоению стратегий преподавания.

Безусловно, такая работа является результативной: слушатели ориентируются на творческий подход к профессии, совершенствуется подготовка к уроку, развивается умение организовывать и корректировать учебно-воспитательный процесс, формируется готовность к инновационной педагогической деятельности. Все это способствует развитию профессиональной направленности личности, стремлению применить свои знания и реализовать свои способности.

И еще один принцип, который лежит в основе любого подхода, – это комфортность. Ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции. Поэтому на занятиях создана благоприятная, творческая атмосфера. Этот принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов, создание такой атмосферы, которая создает ощущение уверенности, успешности, продвижения вперед.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что сегодня содержание курсовой подготовки в институте повышения квалификации в основе своей уже ориентировано на новые цели. Однако, как показывает практика, только на основе тесной взаимосвязанной работы института с районными методическими службами, системного взаимодействия с педагогическими коллективами организаций образования можно обеспечить непрерывность процесса формирования профессиональной компетентности педагогов.

 

 

Наши друзья


 

 
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях/font>i>
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

0050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10