электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2013г.

 

Воспитательное значение сказок И. Алтынсарина
К 172-й годовщине со дня рождения И. Алтынсарина

№ 8 (129) октябрь  2013г.


Н. А. ХИЛИМОНЧИК, начальная школа №5 А, г. Костанай

 

Ибрай Алтынсарин - выдающийся просветитель-демократ, педагог- новатор, ученый-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы, создатель казахского алфавита на основе русской графики - занимает важное место в истории развития общественной мысли Казахстана второй поло- вины девятнадцатого века. Среди важнейших явлений общественной жизни в каждую конкретную историческую эпоху у каждого народа особое место занимает отношение к подрастающему поколению. Сила просветителей- демократов, в том числе И. Алтынсарина, проявивших особую заботу о судьбах детей и молодежи, прежде всего в разоблачении защитников невежества и бескультурья. Демократы во весь голос заговорили о потребностях и нуждах казахского народа, о необходимых формах просветительной работы среди населения, стремились содействовать пробуждению сознания народных масс.


Oдной из актуальных проблем учебно-воспитательного процесса является содействие формированию казахстанского патриотизма, любви к родному краю, его истории и культуре. Большую роль в этом играет работа учителя по приобщению детей к систематическому чтению, знакомству с лучшими художественными произведениями. У нас есть уникальная возможность познакомить детей с творчеством нашего великого земляка-просветителя И. Алтынсарина и с его сказками.

И. Алтынсарин создал глубоко продуманный проект организации школьного образования в казахской степи того времени и проявил кипу- чую энергию, развивая заложенные им основы школьного дела. Придавая огромное значение организации школ для казахских детей, И. Алтынсарин писал в письме к Н. Ильинскому о том, что школы - это главные пружины образования казахов… На них и, в особенности, на них – надежда, в них же – будущность казахского народа…

И. Алтынсарин четко сформулировал основные цели и задачи казахской школы и положил их в основу всей своей практической деятельности. Одна из них означает, что школа должна стать подлинным очагом культуры, иметь хорошую библиотеку, чтобы грамотная часть казахского населения могла читать научно-популярные книги.

Думаю, что своеобразным выражением взглядов И. Алтынсарина на образование стала составленная им хрестоматия. Она является замечательным памятником и с историко-культурной, и с педагогической точек зрения. И. Алтынсарин работал над составлением хрестоматии безотрывно с 1876 по 1888 год. Из его переписки видно, что мысль составить хрестоматию возникла с первых же шагов его педагогической деятельности, но при жизни удалось издать только ее первую часть. Составляя хрестоматию, И. Алтынсарин не мог и предположить, что через много лет его скромный труд будет высоко оценен, как богатейший вклад в культуру, и прославит его имя, как ученого, писателя и выдающегося педагога. Его «Хрестоматия» стала своеобразным сводом знаний, народной мудрости, казахской энциклопедией в миниатюре. Используя фольклор, примеры из жизни и быта родного народа, И. Алтынсарин в своеобразной форме преподносит соотечественникам образы для подражания мудрому, лучшему, передовому.

Намечая содержание своей «Хрестоматии» для детей, он обратил особое внимание на богатейший источник – казахский фольклор. Думаю, что, как детский писатель, И. Алтынсарин, следуя по стопам К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, высоко оценивал неисчерпаемые богатства народной поэзии, большое образовательное и воспитательное значение сказок, пословиц и поговорок. Сам он собрал и записал много образцов устного казахского народного творчества. Он умело использовал для своей книги отдельные сказки, былины, легенды и пословицы, выбирая лишь то, что соответствовало его воспитательным целям.

Читая произведения И. Алтынсарина, понимаешь, что главной задачей он считал воспитание любви к своему краю, родной природе.

По его мнению, источник развития – окружающая среда. Наблюдая действительность, человек черпает из нее знания, необходимые в общественно-полезной деятельности. Педагог-просветитель считал, что жизнь не только источник опыта и знаний, но и хороший наставник, который учит, предостерегает от ошибок. Особенно важное значение придавал И. Алтынсарин воспитанию у детей трудолюбия, считая труд средством, облагораживающим человека, укрепляющим чувство долга, оберегающим от эгоизма. Все воспитательные идеи Алтынсарина получили воплощение в его произведениях.

Сказки Алтынсарина можно разделить на не- сколько групп. Прежде всего, это произведения, написанные на сюжеты казахского фольклора. Другие произведения написаны на сюжеты русских народных сказок и былин. Здесь И. Алтынсарин выступает как глашатай передовых идей русской культуры в казахской степи. И, наконец, сказки, сюжеты которых восходят к сказаниям многих европейских и восточных народов и взяты И. Алтынсариным из книг для чтения Л.Н. Толстого. Это такие произведения, как «Счастливый человек», «Три вора», «Мудрый судья» и др. Таким образом, И. Алтынсарин стремился дать детям для чтения в своем пересказе образцы фольклора разных народов мира, но отбирал их согласно своим воспитательным целям. Учитывая особенности быта и обычаев казахского народа, И. Алтынсарин при переводе творчески перерабатывал эти произведения. По- этому большинство вышло за рамки перевода, и по содержанию они часто воспринимаются как оригинальные. Считаю, что, учась у великих педагогов и писателей, И. Алтынсарин создавал свои произведения, заимствуя лишь сюжетные основы для них, но придавая им свою идейную направленность. Он не просто переводил, а творчески переосмысливал про- изведения выдающихся педагогов и приспосабливал их к миропониманию степняков.

По моему мнению, сказки И. Алтынсарина менее известны, чем его рассказы и стихи, и поэтому недостаточно используются воспитательные возможности, которые заложены в их содержании. Они помогают воспитанию и становлению души ребенка и его характера, пробуждают в нем творческое начало, побуждают к действиям.

Чтобы реализовать весь этот воспитательный потенциал в школе, я провожу цикл комментированных громких чтений, «турниры знатоков сказок Алтынсарина», ролевые игры, инсценировки, конкурс рисунков «Герои сказок И. Алтынсарина», в заключение цикла провожу викторину по сказкам. Конечно, для знакомства со сказками И. Алтынсарина можно использовать самые разные формы. Важно одно – донести до юных школьников воспитательные цели, которые ставил в своих произведениях великий просветитель. Это, на мой взгляд, одна из эффективнейших форм работы с небольшими художественными произведениями. К сожалению, нет изданных как сборников, так и отдельных сказок И. Алтынсарина, тексты их можно найти только в первом томе собраний сочинений и школьных учебниках. А по программе школ изучается только одна его сказка – «Золотой Чуб».

Начинаю знакомство со сказками И. Алтынсарина с произведений на сюжеты казахского фольклора – «Кара-батыр», «Каракылыш», «Жиренше шешен».

При знакомстве со сказкой «Каракылпаш» спрашиваю детей, какие русские сказки она напоминает по своему содержанию. Это – образец волшебной сказки, полной всевозможных приключений и испытаний. По сюжету несколько сходна с русскими народными сказками и сказкой П. Ершова «Конек- горбунок».

Еще одного героя казахского фольклора, отличающегося своим умом, красноречием и находчивостью, И. Алтынсарин использует в своем произведении «Жиренше шешен». Эта сказка учит внимательному и уважительному отношению к слову, показывает читателям, что ум и находчивость бедняка побеждают богатого. После знакомства с ней я выясняю, как дети поняли «урок», который им дала сказка.

Знакомя детей с героем сказки «Паршивый мальчик», обращаю внимание детей на то, что, благодаря своей находчивости, герой сказки неоднократно вы- ходит победителем во всех столкновениях с бием. Эта сказка учит детей настойчивости и умению не пасовать перед трудностями, добиваться желаемого. Перебрасываю мостик от сказки к опыту детей. Сейчас для них основная задача – учеба, им также важно быть настойчивыми в преодолении трудностей, возникающих на их собственном пути.

Сказки «Кара-батыр», «Каракылпаш», «Мудрый судья», «Золотой чуб», «Жанибек-батыр» и др. поднимают вопросы патриотизма, моральной устойчивости, выдержанности, человечности и честности. С их помощью я стремлюсь привить школьникам любовь к Родине, воспитать такие благородные качества, как мужество, смелость, самопожертвование во имя интересов народа. И здесь Алтынсарин снова использует народный эпос, героев казахского фольклора.

Так, Жанибек-батыр, герой казахского эпоса, а также одного из произведений Алтынсарина, пожелал встретиться с мудрецами, чтобы поучиться у них жизненной мудрости, и осуществил свое желание. В отличие от большинства акынов, считаю, что детям нужно не только показать отвагу батыров, их физическую силу и ловкость, но и их духовную силу, дать понять, что одной силы и смелости мало, нужны ум, смекалка, жизненный опыт, верность высоким идеалам - этими качествами автор и наделяет батыра Жанибека.

Сказка «Кара-батыр» тоже построена на фольклорном материале, пронизана горячим патриотическим чувством, призывом к действию, к борьбе, к подвигам во славу Родины. Сюжет сказки построен на основе исторических событий, отражающих времена взаимных набегов казахов и туркмен. Повествует она об отважном герое Кара-батыре, которого в детстве при набеге на казахский аул захватили в плен разбойники. На чужбине мальчик пас овец, ходил в отрепьях, всегда голодный, питался лишь овечьим молоком, которое сам надаивал. С огромным трудом через ласточку, единственную из всех птиц, которая не отказалась сделать добро, мальчику удается передать в родной аул амулет. Таким образом убитые горем родители узнают, где находится их сын, отправляются в поход и возвращают его.

И. Алтынсарин очень убедительно показывает настойчивость мальчика в его стремлении вернуться на Родину, нежелание прозябать на чужбине. Эта сказка, как проявление патриотических чувств мальчика Кара-батыра, ставшего национальным героем, несомненно, имеет большое воспитательное воздействие. Рассказ не о взрослых подвигах Кара-батыра, а о его детстве, откуда идут истоки его стремления к действиям, подвигам во славу родного края. Ведь только пройдя испытание чужбиной и неволей, человек начинает особенно ценить свою Родину, что, несомненно, влияет на воспитание нашего молодого поколения, прививает любовь к родине и семье.

В сказке «Каракылыш» показан яркий образ на- родного героя, смелого, находчивого, умеющего найти выход из любого трудного положения, не пасующего перед препятствиями. Сказка позволяет школьникам почувствовать прелесть сказочных приключений, а также усвоить урок доброго товарищества.

«Золотой Чуб», пожалуй, один из самых ярких образцов волшебной сказки. Она увлекает учеников на путь всевозможных сказочных приключений и испытаний, показывает, что справедливость торжествует над коварством и злом, но для этого надо, чтобы герой был смелым и находчивым, как Золотой Чуб.

Знакомя школьников со сказками на сюжеты сказаний европейских и восточных народов («Счастливый человек», «Три вора», «Мудрый судья»), прошу подобрать, вспомнить сказки других народов со схожими сюжетами.

И, конечно же, напоминаю, что любая сказка имеет свой смысл, несет свой «урок» читателям-детям, который надо отыскать, но, кроме того, просто получить удовольствие от чтения сказок.

 

Классики и современность






 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10