электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2013г.

 

Перечитывая Я.А. Коменского

№ 10 (131) декабрь  2013г.


А. К. МЫНБАЕВА, заведующая кафедрой общей и этнической педагогики КазНУ им. аль-Фараби, доктор педагогических наук

 

За динамикой событий ХХI века и сжатием времени не всегда удается глубоко и вдумчиво мысленно вернуться в историю и соприкоснуться с прошлым. Если прежде, по образному выражению М. Хайдегерра, «человек входил в историю, пятясь», то теперь в ХХI веке «время временится из будущего». Новая парадигма образования заставляет нас все больше и больше заглядывать вперед в будущее, стратегически мыслить и действовать. Однако без опоры на исторические ценности, без возвращения и переосмысления образовательных традиций, которые были созданы предшествующим поколением, а до них - основателями педагогики, невозможно правильно выстроить траекторию своей педагогической работы и развития.

Давайте зададимся вопросами: как давно Вы брали в руки книгу о педагогических взглядах великих людей, по истории образования, педагогических учений, истории педагогики? Сколько полезных идей классиков мы осознанно используем в нашей профессиональной деятельности? Подпитываемся ли мы их мудростью и жизненной энергией?

В век Интернета создаваемая новая рубрика в журнале «Открытая школа» вызывает симпатию. Дыхание книги, мысленный диалог с Ученым помогают и направляют нас в Будущее. Переосмысление истории помогает обогатить современность новыми подходами и мудростью, глубиной прошлого и смыслом первозданных ценностей общественного развития.


Лето 2013 года запомнится команде преподавателей кафедры педагогики КазНУ им. аль-Фараби посещением Педагогического музея Яна Амоса Коменского в г. Праге в Чехии. Три года назад мы узнали, что в Праге есть Педагогический музей, сохраняющий наследие и распространяющий идеи основателя педагогической науки. Музей был основан в 1892 г. И вот, в июне 2013 года, мы побывали в музее и еще раз соприкоснулись с историей педагогики и образования в реальной жизни.

Дом-музей Я.А. Коменского называется домом «Солнца», что очень символично. Раньше на улицах старого города у зданий не было номеров, хозяева вывешивали в виде герба символы. И в древние времена люди тянулись к дому знаний – дому «Солнца» Великого Учителя.

Ян Амос Коменский внес неоценимый вклад в развитие образования в мире. Он является национальным героем, внес большой вклад в освободительное движение «Чешских братьев». Его портреты можно встретить в различных учреждениях, музеях, гостиницах и даже на банкноте номиналом 200 чешских крон.

Я.А. Коменский родился 28 марта 1592 года в городе Нивнице в Южной Моравии. Учился в латинской школе, затем в Герборнском университете, после болезни – в Гейдельбергском университете. Работал учителем, был священником и проповедником, епископом в общине «Чешских (Богемских) братьев». Написанные им труды по языкознанию, обучению латинскому языку и педагогике стали известны в мире. Интересно, что учебники Я. Коменского использовались в учебном процессе школ и были популярны у гувернеров вплоть до начала ХХ в. Учебники были написаны на чешском и латинском языках, издавались на немецком, польском и английском языках. Постепенно были переведены на многие языки мира. Ибрай Алтынсарин рекомендовал учителям русско-казахских школ обязательно изучить «Великую дидактику».

Благодаря написанным им книгам, педагог стал известен в Европе еще при жизни. Я. Коменский консультировал по вопросам образования известных политиков того времени: Кромвеля в Великобритании, Мерсенна во Франции, Оксеншерну в Швеции, Ракоци в Венгрии. Сам ученый подчеркивал важность образования для развития государства.

Жизнь его, тесно связанная с его народом и освободительной борьбой, несмотря на величие, доста- точно трагична. Когда он был юношей, скончались его родители и сестры. Позже, в 1622 г. в огне войны протестантов за национальную независимость с австро-венгерской империей Габсбургов сгорел его дом с библиотекой и написанными работами, а от чумы умирают его жена и дети. Сам Ян Амос некоторое время прячется и скитается.

С 1628 г. начинается Лешнинский период жизни и творчества великого педагога. Здесь он закончил писать «Материнскую школу», «Открытую дверь языков», «Великую дидактику», формирует замысел «Пансофии». Эльблонгский период наполнен созданием учебников по языкознанию – латинскому языку, латинско-немецкому лексикону.

В Шарошпатакский период (1650-1656) Я.А. Коменский снова пишет труды по педагогике, раскрывает замысел пансофической школы. С 1656 г. он окончательно переезжает в Амстердам. Здесь он следит за выходом в свет «Полного собрания дидактических сочинений», а также «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В 1670 г. Я. Коменский умер.

Ведущая идея педагогических трудов ученого- педагога – пансофия. «Пансофическая школа – это школа всеобщей мудрости». Основная идея пансофии – воспитание нового высоконравственного человека. Пансофический подход должен вести от понимания гармонии природы (космоса) к признанию гармонии культуры (ценностей) [1].

Всеобщий совет об исправлении дел человеческих

Пампадея
10. Три необычные вещи хотим мы посоветовать: привести к всеобщей культуре (1) всех, (2) во всем, (3) во имя всеобщего просвещения.
11. Всех: все народы, сословия, семьи, каждого человека без всякого исключения.
12. Во всем: то есть во всем том, что может сделать человека мудрым и счастливым. ….
13. Во имя всеобщего просвещения: то есть просвещения истиной, чтобы каждый, основательно пройдя ее школу, противостоял блуду и азарту, ходя путями праведности. …

Вот что пишет сам Я.А. Коменский о пансофической школе.

«Что такое школа всеобщей мудрости

4. Мы желаем иметь школу мудрости, и притом всеобщей мудрости, пансофическую школу, т. е. мастерскую, где к образованию допускаются все, где обучаются всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни, и притом в совершенной полноте» [2].

Далее педагог описывал порядок, как должна была быть организована пансофическая школа. Порядок, «касающийся того, чему учить и учиться», «касающийся лиц», «касающийся учебных пособий, книг», места, времени занятий, перерывов и вакаций…

Приведем частичное извлечение из его требований, касающихся проведения занятий, что близко каждому педагогу.

V. Порядок, касающийся занятий

60. Главные занятия должны вестись в первую очередь: 1) во всех классах, 2) постепенно и 3) по одному и тому же методу.

Если я говорю: во всех классах, то я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенство- вались:
1. Чувства — для все более и более отчетливого наблюдения вещей.
2. Ум — для все более и более глубокого проникновения в вещи.
3. Память — для все лучшего и лучшего усвоения.
4. Язык — для того, чтобы понятое уметь высказывать все лучше и лучше.
5. Руки – чтобы со дня на день искуснее вы- делывать то, что нужно;
6. Дух – чтобы лучше и лучше пред- принимать и производить все, что достойно уважения;
7. Сердце – чтобы пламеннее любить и при- знавать святое [2].

Идея обучения всех детей системе современных знаний на родном языке носила очень прогрессивный характер для 17 века. Сегодня можно сказать, что она воплощена в жизнь. Главное – в современной глобальной эпохе сохранить это завоевание общества – «народное образование для всех детей на родном языке».

В данной статье остановимся на целях воспитания, проиллюстрируем особенное отношение педагога к детям, методы нравственного воспитания, принцип наглядности Я.А. Коменского.

Посмотрите на цели воспитания, сформулированные в 17 веке. Насколько они созвучны современности?

Цель воспитания, по Я. Коменскому, – сделать человека
- знающим все вещи;
- владыкой вещей и самого себя;
- таким, чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей;
- имеющим здоровое тело.

Какая часть воспитания этому соответствует:
- научное (умственное) образование;
- добродетель или нравственность;
- религиозность или благочестие;
- физическое воспитание [2].

При перечитывании трудов Я. Коменского обращает на себя внимание его любовь к ребенку, детям. Какими только эпитетами великий дидакт ни называет их, сравнивает их с «драгоценнейшим даром божьим и ни с чем не сравнимым сокровищем», «для родителей дети должны быть дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни», «дети – живые образы живого Бога» …

С каким неподдельным благородством он относился к нашей профессии, сравнивал педагога
- с садовником, любовно выращивающим растения в саду,
- с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа,
- со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей,
- с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

В современном обществе актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания человека. Введение дисциплины «Самопознание» должно помочь в во- просе развития в каждом ребенке нравственности, добродетелей, духовности. Поэтому, на наш взгляд, интересно освещение вопроса нравственного воспитания в трудах Я. Коменского. Конечно, Я.А. Коменский, учившийся на богословском факультете, ставший епископом, человек, имевший духовный сан, - яркий представитель включения в образование религиозных основ. Однако его методы нравственного воспитания, его наставления актуальны в наше время. Возможно, они, став почвой для размышлений, помогут педагогам найти зерна одного из подходов, станут пищей для проектирования уроков, занятий, классных часов по формированию ценностей и добродетелей.

Приведем ниже извлечение из книги «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему…» (см. Извлечение 1), изложение главы «Методы нравственного воспитания» [2]. Предлагаем этот раздел прочитать с карандашом.

Еще одной колонной его взглядов, созвучной современным идеям, является его отношение к Книге. Он называет книги «первейшим инструментом раз- вития природных дарований». Приведем извлечение из его речи 1650 года в Патакской школе (см. Извлечение 2).

Остановлюсь на золотом правиле дидактики – принципе наглядности обучения. Наглядность – это признак и продолжение сенсуалистической теории педагогики. Золотым образцом иллюстрации данного принципа была и книга «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Картинки изображают главнейшие предметы и явления мира и человеческой деятельности. Как ясно, доступно и просто приведены пояснения под каждой иллюстрацией. Этой книгой ученики могли пользоваться как на уроках языкознания, так и на уроках рисования.

В педагогическом музее мы увидели богатство и разнообразие дидактических наглядных пособий. Примеры некоторых из них приведем в виде фотографий. Они демонстрируют, что создание дидактических средств – это настоящее эстетическое искусство и полет мысли настоящего педагога.

Заключение

Без образования, как ценности общества и личности, немыслимо современное общество. Идеи «образования для всех» более тысячелетия завоевывали мир. Одним из великих реформаторов в деле построения государственной системы образования, школьного обучения, построения и наполнения содержанием образования был Я.А. Коменский. Влияние прогрессивных идей основателя педагогической науки носило глобальный характер. Изучение наследия ученого должно продолжаться. Выражаем надежду, что каждый педагог, еще раз перечитав трактаты Я.А. Коменского, обогатит свою деятельность и свой опыт, каждый найдет что-то важное и интересное для себя. Сам Ян Амос Коменский является вы- дающимся примером отношения к нашей профессиональной деятельности, неформальной работы, широты охвата идей, глубины знания школьных дел и главное – простой любви к школе, ученикам и учителям. До сих пор его идеи современны и несут просвещение нашему обществу.

Извлечение 1

Я.А. Коменский. «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему…»

Глава XXIII. Метод нравственного воспитания

Все предшествующее не так существенно по сравнению с главным — нравственностью и благочестием.

1. До сих пор достаточно говорилось о том, как быстрее обучать наукам, искусствам, языкам. Обо всех этих предметах с полным правом здесь можно припомнить известное выражение Сенеки: «Мы должны всему этому не только учиться, а выучиться». В чем же будет состоять настоящая работа? В изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными.

Это нужно обратить в искусство.

2. Итак, следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом, нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».

Шестнадцать правил искусства развивать нравственность.

I. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

II. 4. И прежде всего основные, или, как их называют, «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

III. 5. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.

Прекрасно об этом говорит Вивес: «Истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, какая она есть, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания».

IV. 6. Умеренности пусть обучается на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании.

V. 7. Мужеству пусть они учатся, преодолевая себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

Основой этого должна быть привычка поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием увлечения или порыва. Ведь человек есть существо разумное, следовательно, пусть он привыкает руководиться разумом, обдумывая свои действия, что, почему, каким образом каждое дело должно происходить правильно, чтобы человек поистине был господином своих действий. И так как дети... не всегда способны к такому продуманному и рациональному образу действия, то для того, чтобы научить их мужеству и самообладанию, прекрасным средством будет при- учение их выполнять лучше чужую волю, чем свою собственную, повинуясь... старшим чрезвычайно быстро во всем.

VI. 8. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

VII. 9. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни.

VIII. 10. Благородное прямодушие достигается частью общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

Аристотель так воспитал Александра, что на двенадцатом году своей жизни он умел умно обходиться со всякого рода людьми — царями и послами царей и народов, с учеными и неучеными, с горожанами, поселянами и ремесленниками - и по всякому затронутому делу мог предложить раз- умный вопрос или разумно отвечать. Для того чтобы при нашем универсальном воспитании все научились удачно подражать этому, надо составить правила обхождения и строго следить за тем, чтобы ученики скромно обращались и ежедневно беседовали о различных предметах с учителями, товарищами, родителями, прислугой и прочими людьми. Наконец, учителя должны уделять внимание тому, чтобы направлять на должный путь всякого, в ком будет замечена распущенность, необдуманность, грубость или дерзость.

IX. 11. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.

Для этой цели совершенно безразлично, что и ради чего делается, лишь бы только человек был занят делом. Даже можно научаться тому, что впоследствии при случае может принести серьезную пользу, когда того требует время и обстоятельства. Но так как все нужно усваивать путем практики, то и труду тоже надо учить посредством труда, так, чтобы постоянные (однако умеренные) умственные и физические занятия перешли в трудолюбие, которое сделает праздность невыносимой. И тогда оправ- дается то, что говорит Сенека: «Благородные умы питаются трудом».

X. 12. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.

XI. 13. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

Ведь если ты не засеешь поля добрыми семенами, оно будет производить травы, но какие? Плевелы и всякие сорняки. Если у тебя есть намерение обрабатывать землю как следует, то легче всего ты управишься с этим делом и с большей надеждой будешь ожидать жатвы, если вспашешь, засеешь и заборонишь землю весной как можно раньше.

XII. 14. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное. Дети легко учатся бегать, бегая; говорить — занимаясь разговором; писать — упражняясь в письме, и пр. Таким же образом они научатся послушанию послушанием, воздержанию — воздержанием, правдивости, говоря правду, настойчивости, действуя настойчиво, и пр., — лишь бы только не было недостатка в тех, кто словом и делом показывал бы пример.

XIII. 15. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

... Итак, прежде всего сами родители строго блюдут домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, — вот наиболее действенное мечтательное средство... побудить учеников к самой честной жизни.

XIV. 16. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

Например, почему и как нужно избегать зависти? Каким образом защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерять радость? Каким образом сдерживать гнев, изгонять преступную любовь? и т. п. Однако все это соответственно возрасту и степени развития.

XV. 17. И самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

Ведь вследствие испорченности нашей природы зло распространяется легче и держится упорнее. Поэтому всячески нужно предохранять молодежь от всех поводов к нравственной испорченности, как, например, дурных товарищей, развращенных речей, пустых и бессодержательных книг (ибо примеры пороков, воспринятые глазами или ушами, есть яд для души) и, наконец, безделья, чтобы дети от безделья не научились делать дурное или не отупели умственно. Лучше, чтобы они всегда были чем-нибудь заняты, серьезным ли делом, или развлечением, только бы не предавались бы праздности.

XVI. 18. И так как едва ли удастся... быть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам... необходима дисциплина.

При совершении проступка всегда нужно тотчас же подавить зреющий порок при первом же его про- явлении или, лучше, если это возможно, вырвать его с корнем. Итак, дисциплина должна царить в школах не столько ради преподавания наук, сколько ради нравов.

Извлечение 2

Я.А. Коменский. «Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований».

Речь, произнесенная в большой аудитории Патакской школы 28 ноября 1650 года перед началом занятий.

Я намерен доказать, что (1) стремящийся к учености должен ценить книги выше золота и драгоценных камней; (2) ни днем, ни ночью не выпускать их из рук; (3) извлекая из них отборный цвет мудрости, переносить его в ульи собственных познаний и (4) не оставаться в неведении о том, как прекраснейшим образом использовать эти отовсюду почерпнутые сокровища мудрости.

Я сказал, что стремящийся к мудрости должен любить больше золота и серебра. Это поистине так - именно книги, а не золото и серебро способны привести такого человека к исполнению желаний; так что же, выходит, предпочтительнее? Голодный наверняка предпочтет хлеб золоту, слепнущий — лекарство для глаз серебру, тяжело больной — врачевание сокровищам. Бесплодным останется поле, если не бросить семена; бесполезны будут пчелы, если не станет медоносных садов и лугов; праздны муравьи, если не будет лужаек, где они собирали бы себе пропитание. Но еще бесполезней глаза, если нет зрительных впечатлений; бесполезны ноздри, если нет запахов; уши — если нет звуков, и т.д. И точно так же напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами и, искренне, открыто, без обмана рассказывая по нашему желанию о чем угодно, учат нас, наставляют, ободряют, утешают и как бы зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи. Не будь книг, дикарями были бы мы все и невеждами, не хранили бы никакой памяти о событиях прошлого, не знали бы ни божественной, ни человеческой науки. Если бы что и оставалось, то лишь сказки и предания, тысячекратно переиначиваемые непостоянством бродячей молвы. Нет вещи, лучше них поддерживающей жизнь памяти и ума. И поскольку с помощью книг многие научились даже вне школы, а без книг никто не научится даже и в школе, то, если мы любим школы, будем любить и книги, душу школ, которые без одушевления книгами мертвы.

II

Я сказал об уважении к книгам. Но мало пред- почитать их золоту и хранить пуще сокровищ; ибо от спрятанного сокровища, какой толк? Книги надо еще и читать, откапывая скрытые в них клады пре- мудрости и вынося их на свет, на пользу всем.

Как сложенное в сундуки золото считается более надежным имуществом, чем золото, еще сокрытое в подземных рудоносных жилах, так и мудрость, уже разобранная по сундукам-книгам, доступнее той, которая, пока еще скрываясь от нас в своих источниках, может быть только со временем оттуда извлечена.

Какие же книги надо таким образом просматривать? Все. Нет столь плохой книги, которая не содержала бы хоть что-то полезное, по свидетельству Плиния. Если все прочесть невозможно (особенно с тех пор, как безбрежно разросся книжный потоп), то хоть большую часть. А если не дано, то — как можно больше хороших; и если уж совсем мало — то лучших.

А как их выбирать? Во-первых, призываю читать книги, полные вещей, а не слов, т. е. книги, говорящие о нужных для жизни предметах, а не изобилующие речами. Ведь если мудрый писатель прекрасно излагает прекрасные мысли, то вот мы и учимся одновременно и тому и другому, словно у нас в руках орех в скорлупе, вино в сосуде, меч в ножнах и т.д.! Во-вторых, книги следует читать больше содержательные, чем формальные, т. е. со- держащие примеры и практику - прежде преподающих умозрительные наставления. Зачем кузнецу молот, если нет того, что надо ковать, - железа? К чему портному пускай даже и тысяча иголочек, наперсточков, ножниц, линеек, если нет у него тканей, из которых можно шить одежду? В-третьих, следует наблюдать за тем, чтобы древних авторов не читали в отрыве от новых, произведения универсальные — в отрыве oт частных. Ты прочел писателей нашего века? Вкуси античных: старое вино лучше, говорит Спаситель. Прочел древних? Не презирай поздних; они несут новые наблюдения, неведомые прежним. Прочел что-то общего характера? Ищи частные выводы из этих начал. Рассмотрел частные стороны? По- думай, как они сочетаются в целое. Словом, знания древних почтенны из-за давности, поздних — из-за возросшего просвещения; частности надо изучать, потому что они дают много практических навыков, общие вещи — потому что они возносят ум ввысь, как пирамиду, придавая ему цельность и крепость. ….


Литература

1 Лимити Дж. Выдающиеся педагоги: Ян Амос Коменский // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. – 1984. - №3. – С. 148-160.

2 Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики. – М.: Школьная пресса, 2003. – 192 с.

3 Красновский А. А. Ян Амос Коменский. – М.: Гос. учеб. -пед. изд-во, 1953. – 323 с.

4 The Legacy of J. A. Comenius. Traditions and Challenges of the Czech Culture and Education to Europe. Small Catalogue of the Exposition on the Histore of Education. – Prague, 2010. – 83 p.

5 Jan Amos Komenius. Life, work, legacy // Prague, 2005.

 

 

Классики и современность







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10