электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2014г.

 

Современны ли классики?

№ 2 (133) февраль  2014г.


Интервью с Е. Алексеевой и Е. Годуновой

 

…классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего.
Ш.А. Амонашвили

Студенты педагогических вузов и училищ часто относятся к классикам педагоги и их трудам как к музейным экспонатам. Сама такой была и только с возрастом и накопившимся опытом поняла, какой это кладезь мудрости. Сегодня, к сожалению, и зрелые люди считают их идеи не- актуальными, непригодными в современных условиях. Например, В. Спиваковский в книге «Взрыв в образовании» пишет: «Некоторые считают, что нужно опираться именно на опыт прошлого, и ссылаются на теории Штайнера, Монтессори, Коменского, Сухомлинского, Песталоцци, Макаренко и многих других. Нет необходимости подробно характеризовать наследие этих великих педагогов… Отмечу лишь, что эти теории были вызваны к жизни проблемами прошлых веков и созданы «под заказ» абсолютно других социальных условий».

Корпорацию Интел трудно обвинить в устаревших взглядах на образование. Деятельность Ин- тел нацелена в будущее. Компания – мировой лидер в области инновационных полупроводниковых технологий, и ее социальные проекты в сфере образования говорят сами за себя – «Обучение для будущего», «Учителя будущего». И, тем не менее, на портале Intel Education Galaxy обращаются и к прошлому. Подробнее хотелось бы остановиться на цикле статей «Педагогическая классика для настоящего и будущего». Автор статей – Елена ГОДУНОВА, идея публикаций принадлежит глав- ному редактору портала Екатерине АЛЕКСЕЕВОЙ.

При содействии специалиста по связям со СМИ Интел Корпорэйшн (ЮК) Лимитед Ирины Пак я связалась с Екатериной и Еленой и взяла у них интервью.
Лариса Попова


Екатерина АлексееваВопросы к Екатерине:

- Как возникла идея проекта?

Достаточно часто я беру в руки книги Корчака, Занкова, Макаренко и пробегаю глазами страницы. Это помогает мне как в работе, так и в воспитании моих детей. Пробовала читать со- временную, красиво оформленную литературу о воспитании, психологии ребенка, но всегда остается впечатление, что это искусственно составленные тексты, цель которых – максимальные продажи. Я занимаюсь вопросами ИКТ в образовании. Читая первоисточники, я увидела реальную связь методики классиков и работы в сегодняшней, информационно насыщенной школе. Базовые вещи остаются актуальными. Вот поэтому и возникла идея цикла публикаций, за который взялась Елена Александровна Годунова – учитель иностранного языка из города Искитим Новосибирской области – очень творческий, неординарный человек, профессионально работающий в Сети.

- Насколько классики педагогики современны?

Нельзя пренебрегать опытом людей, пусть живших в других социальных условиях, но десятилетиями отрабатывавших свои практики и публиковавших свои рефлексии. Теории педагогов-классиков живы и сегодня, потому что их основа – уважение к ребенку, воспитание развитой Личности. В их трудах при внимательном чтении можно найти много того, что сегодня объявляют инновационными подходами к обучению. В частности, использование новых технологий: пусть не компьютеров, а, например, новых инструментов в сельском хозяйстве (Сухомлинский), но инструмент остается инструментом, и этапы внедрения и освоения также очень похожи. Думающему и любящему свою профессию педагогу и сегодня есть, чему поучиться у классиков.

Вот, например, некоторые отзывы посетителей сайта на наши публикации:

Отзывы на статью о Сухомлинском

Динара Муслимовна Серикпаева, г.Астана, Казах- стан:

Когда я была еще студенткой Педагогического института, наш преподаватель начал знакомство с основой педагогической науки словами В.А. Сухомлинского: «Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Ничто так не угнетает ребенка, как сознание бесперспективности, мысль о том, что он ни на что не способен». (II, с. 497) Тысячу раз согласна с этой фразой. Опрометчиво ставить неудовлетворительные оценки учащимся, всегда можно понять, какую оценку ученик может получить или хочет. Желание детей нельзя подавлять. Всегда нужно дать возможность ребенку получить хорошую оценку или словом подбодрить, что надо пытаться и стараться. Ведь знания никогда ни бывают легкими и для детей, и для взрослых. Признаюсь, редко ставлю «Два», пусть меня ругают другие учителя. Всегда повторяю слова своего учителя (который следовал принципами В.А. Сухомлинского): «Ваша «двойка» – это моя «двойка».

Лаура Курманбиевна Тхор, Новый Уренгой, ЯНАО:

Предложив родителям отдать детей в школу за год до официального начала занятий, В.А.Сухомлинский говорил: «Наша школа не будет сидением в классе. Мы будем учиться под голубым небом, под ветвистой грушей, и будет она называться «школой радости». Сегодня в «школе радости» дети могут не только вживую соприкоснуться с окружающим миром, они могут с помощью нетбуков (в модели «1 ученик: 1 компьютер») фотографировать, делать видеозаписи и т.д., учатся «видеть необыкновенное в обыкновенном».

Отзывы на статью о Корчаке

Елена Александровна Примакова, Тамбов:

Как часто, сталкиваясь с педагогическими трудностями в своей работе, мы пытаемся найти способ сделать свой труд эффективнее. А все рецепты, оказывается, уже написаны. Вот они – лежат рядом, только протяни руку. И, как ни удивительно, будто созданы под наши новые стандарты, будто нацелены на достижение прописанных в них результатов.

Здесь и поощрение в ребенке его любознательности, предоставление ему возможности открыть мир вокруг себя через новые формы проведения занятий, через современные технологии, через возможность самостоятельного открытия.

Это и формирование навыков адекватной оценки, контроля качества своей деятельности, начальных навыков рефлексии через использование взаимо- и самооценивания.

Это и информационная грамотность, способность использовать различные источники информации для решения практических проблем, формирование навыков самообучения и самоорганизации.

И конечно, деятельность педагога! Внимательное, вдумчивое наблюдение за прогрессом развития ученика, «видеосъемка» не конечного результата, а самого продвижения. (Почти сложилось впечатление, что читаю современное пособие по формирующему оцениванию). С целью, что очень важно, отрефлексировать свою педагогическую деятельность и скорректировать ее, чтобы она стала действенной для каждого ученика и помогла бы раскрыть личностный потенциал каждого! Думаю, вряд ли можно найти что-то более «инновационное».

Лариса Сергеевна Дмитриева, Пермь:

Современная педагогика просто должна взять на вооружение многие постулаты.

Например, всесторонний анализ ребенка, интегративный подход к этому процессу. Модное современное слово «мониторинг», к сожалению, плохо приживается в школах. Далеко не все педагоги делают детальный анализ умений, возможностей, развития своих учеников. «Зачем? Не видим смысла! Пустая трата времени!»- говорят многие коллеги. А мне, например, в бытность работы в коррекционной школе VIII вида огромная сводная таблица с внесенными ЗУНами по чтению и по русскому помогала выстраивать коррекционную работу индивидуально с каждым учеником, видеть перспективу развития ребенка.

Или вариант работы с использованием принципа «открытое окно». Часто на своих уроках мы стараемся вести детей за собой. И вроде неплохо, но таким образом делаем их безынициативными, не позволяя каждый раз «выглядывать в окно самостоятельно». Современные формы работы, которые привела в своей статье Елена Александровна, действительно, позволяют почувствовать то, что хотелось бы узнать ребенку, помогают поддерживать его интерес к обучению. Насколько интересны бывают уроки внеклассного чтения, когда списки составляют сами ученики. А какая неожиданная трактовка стихотворения может получиться у детей при самостоятельном создании видеоряда. И вот тогда на уроке появляется настоящий повод поговорить, поспорить, подискутировать...

Отзыв на статью о К.Д. Ушинском

Анна Юрьевна Сапожкова, Вологда:

Идеи К.Д. Ушинского современны. Для меня, как учителя географии, одним из ведущих принципов обучения является принцип наглядности. Размышления К.Д. Ушинского по этому поводу обоснованны и актуальны сегодня. Ученый-педагог, исходя из психологических особенностей детского возраста, говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...» и подчеркивал, что обучение должно «строиться не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств» (в настоящее время мы говорим о том, что необходимо обращаться к субъектному опыту учащихся, следовательно, классик 100 % прав!).

И еще, со слов Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности». Эта идея, как никакая другая, актуальна для географов. Обучение от общего к частному, от конкретного наблюдения (например, за рекой: течение, питание, режим) к абстрактным выводам, позволяет перейти к формулированию понятий и обобщениям.

В 1 классе Ушинский рекомендует следующие упражнения: 1) группировку предметов, расположенных по родам и видам, 2) оканчивание неоконченных фраз и ответы на вопросы, 3) беседы в связи с чтением и рассматриванием предметов природы, 4) рассказывание сказок и коротких рассказов и 5) работу с картинками (называние предметов, изображенных на картинке, составление предложений и рассказывание содержания картинок).

- Вы привели очень интересные примеры. Давайте продолжим наш разговор. Востребованы ли эти материалы на вашем портале?

Статистика просмотров и количество комментариев говорят сами за себя:

1. Педагогическая классика для настоящего и будущего: В.А. Сухомлинский – 5016 (просмотров) – 84 (комментария)

2. Педагогическая классика для настоящего и будущего: Януш Корчак – 2334 – 47

3. Педагогическая классика для настоящего и будущего: К.Д. Ушинский – 2004 – 66

4. Педагогическая классика для настоящего и будущего: С.Т. Шацкий – 1688 – 48

- Насколько современные учителя знакомы с педагогической классикой?

По отзывам на опубликованный цикл около 20% читателей (из 2500) честно признались, что не знают фамилии Корчака, еще больше – Шацкого. Сухомлинского и Ушинского знает большинство. Сегодня есть возможность набрать в Интернете «Классики педагогики» и самостоятельно познакомиться с трудами людей, которых нельзя не знать, работая в школе. В Сети есть тексты, фотографии, воспоминания, дневники.

- Почему учителя недостаточно знакомы с классиками и к чему может привести такая ситуация?

Очень многое значит понимание себя в мире. Сознание того, что ты не самый умный и талантливый, что до тебя многое создавалось и открывалось, стремление найти ответы на вопросы: Что было сделано? Кто работал в этой области? – дает толчок для работы, в том числе с классикой. Потрясающе много простого, но необходимого Учителю Знания есть в их работах.

О печальных последствиях низкого уровня знаний и эрудиции людей, которые берутся учить детей, писать не хочется…

Фото Елены Годуновой любезно предоставила газета "Комсомольская правда"-Новосибирск". Автор: Влад КОМЯКОВВопросы к Елене:

- Елена, насколько мне известно, вы не специалист по истории педагогики. Но ваши статьи притягивают глубиной и эрудицией. Каждая – не- большое исследование. Это ведь серьезный труд, который занимает немало времени. Почему вы взялись за написание этих статей?

Да, я учитель иностранных языков. Мне было интересно современное прочтение классиков сквозь призму нового времени технологий. Задача ставилась редакцией портала еще более заманчивой, потому как требовалось не просто рассказать биографию классика с указанием его педагогических тезисов и теорий, а преломить их через современное обучение, увидеть у классиков корни актуальных методико-дидактических приемов, отсюда и название цикла «Педагогическая классика для настоящего и будущего».

Вот лишь некоторые находки – современный парковый урок, это не что иное как реализация мысли В.А.Сухомлинского: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами»

А чем не теоретическая база для использования современных презентаций: «Рассказ по картине, и особенно по картине, нарочно написанной для рас- сказа, имеет большие преимущества перед самыми красноречивыми рассказами без картин. Картина не только запечатлевает в памяти самый рассказ, но и сдерживает самого учителя и группирует в голове ученика приобретенные им сведения...», – так Ушинский пояснял полезность наглядности.

И наконец, характеристика оптимального взаимодействия школы и общества, данного Шацким С.Т.: Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы, как центры досуга, будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха – отражена почти дословно в инициативе Наша новая школа (http://www.kremlin. ru/news/6683).

- Какие еще наблюдения возникли у вас за время работы над циклом? Какие выводы родились?

В главе «Технологии вместо педагогики» Майкл Фуллан в своей работе «Вы- бор ложных движущих сил для реформы целостной системы» (http://www.trizway. com/content/reformi%20slojnih%20sistem. pdf) пишет следующее:

«С момента появления первого ноутбука 40 лет назад в гонке технологий и педагогики окончательно победили технологии: они становятся все лучше и лучше, чего не скажешь о качестве обучения. Представление о том, что каждый учащийся станет умнее или хотя бы эрудированнее, если будет иметь компьютер, является педагогически несостоятельным. Пикассо однажды сказал: «Проблема компьютеров в том, что они обеспечивают ответы».

Невероятные возможности современных технологий привели к тому, что многие из нас всерьез полагаются на эти «цифровые штучки» как на неисчерпаемый источник знаний. Отчет «Цифровое обучение» дает хороший пример завышенных ожиданий, возникающих при использовании ложного двигателя [Bush, Wise, 2010]: «Широко используя силу электронного обучения, Америка сможет осуществить это видение (видение, которое укрепит потенциал каждого ребенка в учебе) уже… сегодня».

Без умной педагогики это у них не получится. Авторы признают важность процесса обучения, но я боюсь, что ложный двигатель – технологии – может восприниматься как более привлекательный партнер» (выделено Еленой).

А что если пойти в этом направлении дальше и совместить классику педагогики и технологии? В этом, на мой взгляд, секрет успеха на сегодняшний день для образования любой страны.

- О ком вы бы еще хотели бы написать?

У редакции портала Образовательная галактика Интел есть намерение продолжить эту работу, предложение поработать в этом направлении уже получено, и я согласна с ним, потому как эта работа есть обретение нового в известном или даже неизвестном. Так, например, мое недавнее исследование по теме ГУЛАГа привело к информации: 7 млн. беспризорных детей скиталось в России в 20-30 гг. И скольких из них от сталинских лагерей спас А.С. Макаренко в своих колониях! Раньше именно с этой точки зрения наследие классика не рассматривалось…

Я бы назвала исследование в этой области неким педагогическим детективом, когда нужны и важны любые детали для воссоздания образа педагога и значимости его работы для настоящих и будущих времен. И интересно было бы найти соответствия/ отклик/взаимовлияние классических педагогических теорий России у зарубежных педагогов.

Так, например, «Школа под голубым небом» Сухомлинского во французской школе имеет вид classe verte – «зеленых классов». Начиная с первого класса школ, ученики ежегодно примерно на неделю выезжают на природу под присмотром учителя и нескольких взрослых. Впрочем, начинались они точно известно в 1950 году как трехнедельные classe de neige «снежные классы» (http:// www.prazsurarly.com/ot/la-montagne/patrimoine/ les-classes-de-neige-inventees-a-praz). Кто на кого повлиял в данном случае? Или такое отношение к природе в воспитательных целях в середине 20 века было всеобщим?

Второй пример взаимопроникновения и взаимовлияния по способам работы – Франсуаза Дольто (Дольто Француаза, Википедия). Ее называли «Док- тор воспитания», и она, как и другой врач – Януш Корчак (его псевдоним для радиовещания – «Старый Доктор»), вела радиопередачи на темы воспитания, которые пользовались огромной популярностью и были изданы в текстовом варианте большими тиражами…

По именам – это будет точно уже упомянутый Макаренко, возможно, Занков и кто еще, точно пока не определилась, будет зависеть скорее от того, чьи книги можно найти в библиотеке как личной, так и общественной.

Как иллюстрация к размышлению – фото полки с книгами по педагогике (под потолком) из книжного магазина Новосибирска, куда я пришла погасить подарочный сертификат…

Среди 30 см. книжного пространства – шпаргалка из 32 страниц по истории педагогики…

Может быть, стоит писать и для того, чтобы был выбор между этим «изданием» и циклом о классиках педагогики, над которым я работаю?

- Кто из классиков вам ближе всех?

Трудно выделить кого-то одного, особенно после работы над циклом… Как оказалось, все они достаточно современны, хотя нас разделяет не такое уж большое временное расстояние.

Есть примеры и гораздо более отсроченные во временном плане. Имею ввиду влияние Жан-Жака Руссо: в 1968 году студенческие волнения во Франции привели к изменениям в воспитании согласно педагогической теории классика. Его труд «Эмиль, или о воспитании» (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Pedagog/galag/12.php) стал основой перемен, и дети уже могли сказать свое слово за ужином… (как нам странно читать об этом, не правда ли?)

- Каким образом вы планируете развивать эту тему?

Возможно, цикл расширится: есть еще много достойных имен и интересных педагогических практик. Хотелось бы, чтобы педагоги читали не переработанную кем-то теорию, а источники, не легкую околонаучную литературу о детях, а классиков.

 

Классики и современность







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10