электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2014г.

 

Еще раз о педагогической классике

№ 6 (137) август  2014г.

Подборка Л.А. ПОПОВОЙ, редактора журнала «Открытая школа»

 

От редакции

Когда мы готовили эту подборку, в Интернете нашли стихотворение доцента кафедры социальной работы Уральского государственного медицинского университета В.И. Шкиндера «Об отношении к классикам». Мы связались с Виталием Ивановичем и попросили его раз- решения опубликовать это стихотворение.

Об отношении к классикам

Виталий Шкиндер

Мы все о светлом будущем мечтаем.
И некогда нам прошлое листать.
Мы классиков, конечно, почитаем,
Но все-таки их лучше прочитать.
Они помогут выжить, может статься,
Подарят в лабиринте свет и нить.
Их мудростью, как воском, пропитаться,
Чтоб в ливнях новых веяний не сгнить!

В своем письме в редакцию Виталий Иванович пишет: «… у меня есть свое, сформировавшееся за 50 лет педагогической работы, четкое понимание того, что есть педагогическая классика и чем она отличается от сегодняшней псевдопедагогической современности. Классика – это воспитание, основанное на врожденной любви к детям. Да, педагогическая любовь – это не материнская или отцовская любовь к своему ребенку, а любовь к любому, даже грязному ребенку из городской канализации. Явление это весьма редкое, поэтому и классиков педагогики не так уж много. Начиная с Песталоцци эта линия идет к Я.А. Коменскому, С.И. Гессену А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинскому.

Успешное воспитание человека невозможно без душевного контакта педагога с ребенком. Лишь обмен духовной энергетикой с человеком, которому ребенок доверяет, подчас, больше, чем родной матери, осуществляет прививку таких понятий, как добро, честь, совесть, человеческое достоинство. Такая педагогическая работа – труд души, совместное переживание и сопереживание победы добра над злом, как и совместное мужественное сострадание и тер- пение, как непрестанная работа над своей душой и телом с целью будущей победы над победившим сегодня злом – отнимает у педагога иногда столько сил и здоровья, которые не возместишь никакой зарплатой и, тем более, пенсией.

В следующем номере журнала выйдет статья В.И. Шкиндера «Педагогическая провинция» А.С. Макаренко как способ решения проблемы защиты добра в воспитательном учреждении».


Сегодня педагогов часто призывают не оглядываться: «Нельзя же в 21 веке оставлять процесс обучения на усмотрение преподавателей, взгляды которых сформировались в прошлом веке. Прошло уже сто лет со времен Штайнера, Монтессори и Макаренко, а педагогика там и застряла». Это – цитата из книги В. Спиваковского «Образовательный взрыв». В Интернете книга собрала много положительных отзывов, но когда я ее читала, меня не оставляло ощущение подмены: факты изложены верно, а выводы уводят в другую сторону.

Чтобы разобраться в этом вопросе, в начале июля 2014 года журнал «Открытая школа» провел круглый стол на тему «Педагогическая классика для настоящего и будущего». Участники круглого стола представили свое понимание того, кто есть классик и что такое классика, почему идеи классиков востребованы и сейчас.

Отдельно мы попросили высказаться на эту тему двух совершенно разных людей – профессора Челябинской государственной академии культуры и искусства Наталью Константиновну Сафонову и протоиерея отца Евгения (Бобылева). Их объединяет профессиональное отношение к Книге. Наталья Константиновна работает на кафедре библиотечно-информационной деятельности, а отец Евгений возглавляет миссионерский богословский факультет при Алматинской духовной семинарии.

Н.К. Сафонова

Понятие «классика» имеет много значений и много оттенков значений. Пожалуй, доминирующее: «образцовый, выдающийся, общепризнанный, имеющий непреходящее значение». В таком контексте это, скорее, применимо к литературно- художественным ценностям, которые обращены к исследованию человеческой природы. А она, как известно, консервативна и трансформируется гораздо медленней, чем что-либо иное. Отсюда, литературные произведения, произведения изобразительного искусства гораздо дольше сохраняют свое «непреходящее значение». Человек каждого нового поколения, в зависимости от того, насколько активирован его культурный код, способен устанавливать живые связи с произведениями, созданными сто, двести, триста лет назад, находить в них то, что нужно его душе.

Сложнее дело обстоит с достижениями в области науки; философии и педагогики в том числе. Эти достижения более подвержены колебаниям времени, ибо имеют более непосредственное отношение к практике, а, значит, быстрее трансформируются, отвечая на ее запросы и потребности.

Поэтому, если мы говорим о педагогических трудах как о педагогической классике, то, наверное, скорее, в значении «отличный», «совершенный», «первый в своем роде», «показательный ».

Меняются образовательные программы, педагогические методики и технологии, устаревают какие-то педагогические максимы и положения. Тогда что же нам интересно в педагогических трудах прошлого, которые мы называем «классикой»?

Всегда интересна личность педагога, которая выражает себя в его творениях. Ведь в педагогике роль личности велика, едва ли не больше, чем в истории! Более того, в педагогике все держится на личности; именно потому педагогические идеи и авторские педагогические методики так трудно поддаются распространению – личность скопировать нельзя!

Нам интересен страстный просветитель К.Д. Ушинский, обладатель мощной энергетики, великий организатор и архитектор детских судеб А.С. Макаренко, поэт, сказочник, философ В.А. Сухомлинский, врачеватель детских душ, нежный и грустный Я. Корчак, артист педагогики Ш. Амонашвили.

А еще интересно, как усилиями каждого прирастает понимание детства, наполняясь новыми глубокими смыслами и оттенками. Вот здесь для нас, действительно, – «непреходящее значение»! Потому, что, несмотря на то, что век уже на дворе 21-й и создано много научных теорий, проведено огромное количество научных исследований вокруг феномена под названием «детство», в нашем будничном, повседневном отношении к детству мы все еще, как на качелях. Особенно у нас, на постсоветском пространстве, где субъект-субъектные отношения детей и взрослых только-только утверждаются в школьной педагогике (утверждаются трудно и, подчас, драматично!), а в семейном быту вообще только проклевываются.

У слова «классика» есть еще такое значение, как «программность », «основоположение». Пожалуй, это то, что надо! Значение основоположения неких важнейших педагогических постулатов и принципов для нас труды педагогов прошлого, несомненно, сохраняют и будут сохранять еще долго.

О. Евгений (Бобылев)

Классики – явление вторичное. До них существовала «предклассика » – это то, что было написано святыми. Во времена безбожия классика – это остаточный свет. Опыт педагогики был каждодневным опытом семьи, отражением веры в Бога. Классики в передаче этого опыта – промежуточное звено.

Есть две точки зрения на мир:

1. Мир – это хаос. Чтобы в нем существовать, человек условно придумал законы, которые как решетку наложил на этот хаос, чтобы создать хоть какую-то систему координат.

2. Мир – структурен, законы, существующие в нем, объективны, они не придуманы человеком, человек это интуитивно почувствует. Если эти законы нарушить, наступит катастрофа. Вся культура и педагогика построены на этом принципе. Мир объективен и познаваем.

А нам внушают, что мир – это хаос и законы природы условны. Такая позиция обязательно приведет к гибели всего человечества. А уж из этого исходя, есть истина и ложь. Ложь разрушает истину. Истина неизменна, а значит, на этот фундамент можно опереться.

Проникнуть в истину могут святые («предклассики»). А классики и современные интерпретаторы опыт святых переводят на наш современный язык, чтобы донести смысл до нас. Они интуитивно способны вычленить истину.

Нужно утвердиться на опыте «предклассиков». Самое сложное – быть таким переводчиком. Но не базироваться на «предклассиках » нельзя.

Ну вот, теперь все встало на свои места. Новые технологии и подходы – это всего лишь современные инструменты, с помощью которых мы можем наилучшим образом достичь целей, обозначенных классиками. Сегодня никто не будет копать фундамент лопатой, для этого есть мощная техника, но и строить здание без фундамента тоже никто не станет. Классики – наш фундамент. Обращаться к классикам, перечитывать и переосмысливать их – это не признак отсталости, а насущная необходимость. Все равно, что обращение к карте в незнакомой местности.

Классики – не вино, которое чем старше, тем лучше. Классиком может быть и наш современник, если он указал нам путь к истине. Во второй части круглого стола Валентина Тихоновна Тихомирова сделала презентацию интересных материалов о своем учителе – Иннокентии Кузьмиче Глушкове, в честь которого в Республике Марий Эл вот уже более 10 лет проводятся Международные Глушковские чтения (см. стр. 66-72).

Вот, что у нас получилось в результате «мозгового штурма»: классик – это тот,

- у кого получаешь ответы на свои вопросы, получаешь поддержку, позитивный посыл;
- кто показывает способы жизни в обществе, показывая, как можно создавать достодолжное, а не разрушать;
- кто обучает и просвещает по «Истокам»;
- работает состоянием счастья и дает состояние счастья;
- кто дает понимание Истины, в чьих произведениях главное не то, что пишется, а то, что с нами происходит, когда мы их читаем;
- это вечный собеседник и сотрудник;
- у кого за словом стоит дело;
- классики - это каркас, это люди, которые ставят общественно-значимые вопросы и ищут на них ответы. Ответы есть, но к ним нужно найти путь. Классики дают технологию, как найти ответ;
- чьи слова и дела проверены временем;
- мерилом классики должно быть состояние счастья. Когда поступаешь правильно – это радость. Сам себя не обманешь;
- в каждом классическом произведении есть присутствие Бога и приходит понимание, что ты не всемогущ;
- классика – теория, совместимая с практикой (проверена практикой), то, что опробовано, описано, дало результат.

 

 

 

Классики и современность







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10