электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2016г.

 

Учитель и государственный деятель Мендешев Сейтгалий

№ 8 (159) октябрь 2016г.

А.Ш. МУХАМЕДЖАНОВА, эксперт Управления информационно- методической работы Архива Президента Республики Казахстан

 

Эпизоды его биографии, активная общественная деятельность, насыщенная знаменательными событиями, основываются на документах политического режима эпохи тоталитаризма, хранящихся в фондах Архива Президента Республики Казахстан. В этих документах отражены периоды, свидетельствующие о напряженной жизни республики в переломные моменты истории, информация о деятельности первых народных комиссаров, стоявших у истоков государственного строительства. Как правило, многие из них – выходцы из народа, сформировавшиеся за годы революции, прошедшие через горнило гражданской войны, занимавшие ключевые посты в советской партийной иерархии. Воспитанные временем в духе строжайшей исполнительской дисциплины в партии, они способствовали формированию централизованной системы управления страной. Исследование документов архивного фонда распорядительного характера свидетельствует, что судьба большинства из них сложилась трагично.

Сегодняшнее поколение должно знать имена тех, кто сложил головы в застенках авторитарной диктатуры в период массовых политических репрессий, охвативших всю страну в 1937-1938 гг. [1].

Мендешев Сейтгалий Мендешевич родился в 1882 г. в Джангалинском районе Западно-Казахстанской области. С 8-ми до 11-ти лет проходил азы жизненной школы как подпасок аульного стада (Букеевская орда). Затем обучался в Казанской учительской семинарии в 1900-1903 гг. В 1911 г. окончил 3-месячные педагогические курсы при Санкт-Петербургском университете.

В течение 13 лет (1903-1916 гг.) работал учителем начальных школ в с. Новая Казанка, Ханская Ставка Букеевской губернии. Здесь же занялся революционной пропагандой, распространял политическую литературу, участвовал в организации тайных сходок, был инициатором и организатором Общества учителей с профессиональными и политическими задачами, проводил агитационную работу среди учащихся и трудящегося населения Букеевской степи (организовывал маевки, содействовал распространению газет и революционной литературы).

В декабре 1913 г. – январе 1914 г. стал участником Всероссийского съезда по народному образованию, организованного Петербургским обществом грамотности. На мероприятие съехались учителя из глубинок Российской империи, тогда Мендешев впервые выступил с докладом о школе для казахского населения на родном языке [2].

В 1916 г. был одним из организаторов выступления населения против призыва царским правительством казахской молодежи на тыловые работы в империалистическую войну, за что был заключен в Астраханскую тюрьму на 4 месяца. По истечении срока был выпущен с лишением права поступления на государственную и общественную службу. Из состава учителей был исключен.

В 1917 г. занимался революционной агитацией в Букеевской орде, участвовал в развале местных органов Временного правительства, выполняя основную работу по линии народного образования, был председателем ревкома «Тринадцати» пос. Новая Казанка Букеевской орды.

В 1918-1919 гг. – комиссар народного просвещения Букеевской губернии, член, председатель губисполкома. В 1919 г. – Казахстанский краевой военный комиссар – член Военного совета Актюбинского укрепрайона. В августе 1919 г. вступил в члены ВКП (б). В 1919–1920 гг. – член Революционного комитета по управлению Казахским краем (Казревкома), учрежденного для управления краем. В Казревкоме сосредоточивалось«высшее военно-гражданское управление» над Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областями и частью Астраханской губернии [3].

С июля 1919 г. – заведующий отделом народного образования Казревкома. В 1919 г. и 1920 г. в гг. Оренбурге, Урде и Семипалатинске открылись институты народного образования, где готовились учительские кадры со средним специальным образованием. В 1919 г. группа казахской молодежи обратилась в Казревком с просьбой определить их стипендиатами на Оренбургские трехгодичные мусульманские курсы. Казревком вынес положительное решение и поручил С. Мендешеву «ознакомиться с постановкой курсов мугалимов» [4].

В этот период работы С. Мендешев направил свои усилия на подготовку декретов по ликвидации неграмотности, переподготовку учительского персонала, школам-коммунам, искоренению многоженства, выплаты калыма и др. [5, л. 199–123, 199–208; 6].

С октября 1920 г. по апрель 1925 г. – Председатель ЦИК КирССР. В 1921 г. поехал на первое совещание ЦК РКП(б) в Москву вместе с С. Сейфуллиным, А. Жангельдиным и другими ответственными работниками от национальных республик и областей. На совещании ЦБ коммунистических организаций Восточных народов было реорганизовано в Центральное бюро агитации и пропаганды среди тюркских народов, в состав которого от Казахстана был избран С. Мендешев.

В 1923 г. принимал участие в комиссии по выделению из Сибири Семипалатинской и Акмолинской губерний, обследовал состояние работы в этих губерниях [5, л. 109–123, 142–143;7].

В 1924 г. участвовал в национальном раз- межевании Средней Азии, в комиссии союзного ЦИКа по разрешению спорных пограничных вопросов между Узбекистаном и Киргизией, в результате чего были присоединены к Казахстану Сыр-Дарьинская и Семиреченская области [5, л. 142–143, 7, л. 110–111], в создании основ новой на- логовой политики, в работе специально созданной комиссии по привлечению в состав республиканского правительства рабочих-казахов [5, л. 79–83].

Работая в составе Киргизского областного бюро РКП(б) принимал участие в мероприятиях по борьбе с голодом 1921–1924 гг. [7;8, л. 21–32;9].

В 1925-1926 гг. Мендешев С. назначен председателем правления Казпотребсоюза (г. Кзыл-Орда).

С 1926-1930 гг. являлся членом Экономического Совета при СНК РСФСР.

В 1927-1928 гг. – преподаватель партийной школы первой ступени, руководитель кружков текущей политики на промышленных предприятиях Замоскворецкого района (г. Москва).

В 1928-1929 гг. по поручению ВЦИК проводил перевыборную кампанию в Чувашии. Участвовал в качестве председателя в комиссии по обследованию строительства Туркестано-Сибирской железной дороги.

В августе 1930 г. Мендешев С. М. назначен на- родным комиссаром просвещения Казахстана [10].

За период работы наркомом просвещения на заседаниях бюро Казкрайкома ВКП(б) С. Мендешев выступал с докладами по актуальным вопросам: «О детской беспризорности», «Издании учебников для начальной и средней школы», «О всеобщем обязательном начальном обучении», принимал участие в работе комитета по новому алфавиту [11].

Так, на заседании бюро Казкрайкома ВКП(б) в марте 1933 г. с участием С. Мендешева рассматривался вопрос «О детской беспризорности в Южно- Казахстанской области, состоянии детдомов», в ходе которого предлагалось НК РКИ и деткомиссиям немедленно командировать ответственных работников для детального расследования причин большой смертности среди детей в Кзыл-Ординском и Туркестанском детдомах [12].

Крайком ВКП(б) отмечал крайне тяжелое положение аульно-сельского учительства в деле снабжения продуктами питания и промтоварами, наличие без- душного, беззаботного отношения со стороны низовых партийно-советских и хозяйственно-колхозных организаций к нуждам просвещенцев, неправильное расходование на местах фондов зарплаты и повсеместной непрекращающейся задолженности. Это было результатом отсутствия достаточного внимания к делу народного образования и школе со стороны низовых и советских организаций, недооценки огромного значения дела культурного строительства [13].

В августе 1930 г. на заседании Секретариата Крайкома ВКП(б) с участием С. Мендешева по вопросу: «О ходе всеобщего обязательного начального обучения» отмечалось, что в борьбе за всеобщее обязательное начальное обучение в ряде районов Казахстана выявлен ряд не ликвидированных до настоящего времени моментов:
- значительное отставание темпов вовлечения детей школьного возраста и охвата переростков в казахских и востнацменовских районах;
- особенно неудовлетворителен охват школой девочек востнацменок и казашек, что является следствием прямой недооценки со стороны партийных, общественных и советских районных организаций этого важнейшего участка борьбы за всеобуч;
- невыполнение заданий по охвату переростков, что необходимо для массовой подготовки квалифицированных кадров рабочей силы;
- недостаточно развернута массовая работа по мобилизации внутренних возможностей аульно- сельского и городского населения для обеспечения беднейших детей обувью, теплой одеждой и горячими завтраками;
- неудовлетворительна борьба за качество работы, особенно в деле политехнизации массовой начальной школы;
- в ряде районов бедняцкая часть аула и деревни под руководством партийных и общественных организаций успешно развертывает наступление против кулака и бая, спекулирующих на материальных трудностях всеобуча, слабо ведется борьба с иждивенческими настроениями отдельных более обеспеченных групп трудящихся в части обеспечения их детей-школьников обувью и одеждой в ущерб беднейшим;
- крайне тяжелое положение в деле снабжения казахских школ учебниками и особенно школ востнацмен.

Бюро Крайкома ВКП(б) с участием С. Мендешева принимает решение в ближайшие три декады охватить обязательным обучением детей декретированных возрастов;
- довести материальные средства и бедняцкие фонды до каждой школы;
- обеспечить беднейших учащихся теплой одеждой, обувью, организовать подвоз ребят к школе из отдаленных зимовок и селений, принять меры к устройству общежитий, выделяя для этой надобности в первую очередь конфискованные кулацко- байские дома;
- развернуть краткосрочные школы для охвата обязательным обучением переростков;
- Наркомпросу организовать переподготовку наличных педкадров, использовав для этого педтехникумы и районные школы, укрепив для последней учебно-материальную базу и учительский состав за счет лучших квалифицированных педагогов;
- совнаркому принять срочные меры к обеспечению издания учебников на казахском языке к будущему году, а также выполнить план по изданию букварей для начальной школы и по ликвидации неграмотности. Обеспечить учебниками на родном языке уйгурские и дунганские школы, путем издания их внутри Казахстана, а также своевременного заказа в соседних национальных республиках (Киргизстан, Узбекистан);
- наркомпросу и ГИЗК (Государственное издательство Казахстана) обеспечить своевременный завоз учебников на русском и украинском языках и на языках других национальностей (немецкий, татарский и др.) [14].

После районирования 1928 г. в Казахстане было образовано 193 национальных района, в том числе 114 казахских, 47 русских (вместе с украинцами), 9 казачьих, 5 узбекских, 3 каракалпакских, 2 уйгурских, 13 национально-смешанных. КазЦИК принял решение о создании национально-однородных Советов. Создание национальных районов и Советов предполагало и школы с преподаванием на национальном языке. Работая на ниве просвещения, Сейтгали Мендешевич, принимал участие практически во всех краевых совещаниях по работе среди нацменьшинств, уделяя внимание вопро- сам открытия начальных национальных школ в Казахстане. Только в январе-феврале 1933 г. состоялись узбекско-таджикско-киргизское, немецко-болгарско-татарское и мордовское, украинское совещания [15].

В 1933-1937 гг. Мендешев С.М. являлся председателем комитета по научным учреждениям при ЦИКе КАССР, а также начальником Управления заповедников и охраны памятников старины при Совнаркоме КазССР.

Однако 27 сентября 1937 г. Алма-Атинский горком КП(б) Казахстана исключил Мендешева С.М. из членов ВКП(б) «как врага народа».

Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 февраля 1938 г. он осужден по ст. 58-а, 58-2, 58-7 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией имущества за принадлежность к «буржуазно-националистической организации» и японской разведке.

Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 7 декабря 1957 г. этот приговор отменен, дело в отношении Мендешева С.М. прекращено за отсутствием состава преступления, восстановлен в члены КПСС с августа 1919 г., по- смертно [16].

С. Мендешев оставил богатое литературное наследие, опубликовав свыше 40 статей и докладов. Именем С. Мендешева названы средняя школа в Жанакалинском районе Западно-Казахстанской области, улица в г. Алматы.

Список использованных источников

1. «Наркомы Казахстана 1920–1946 гг. Биографический справочник», изд. Архив Президента РК, 2007 г., л. 236-237.

2. http://www.charmingrussia.ru/2016/07/blog-post. html (дата обращения к сайту 22.07.2016)

3. АП РК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 13520. Л. 120–130. База данных «Справочник «Номенклатурные кадры Советского Казахстана. Часть 1. 1919–1936 гг.» Архив Президента РК; «Казахстан. Националь- ная энциклопедия» – Т. 3. – Алматы, 2005 г. – С. 518; Ашимбаев Д. «Кто есть кто в Казахстане. Биографическая энциклопедия». – Алматы, 2010. С. 707–708.

4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алматы: Атамұра, 2010– С. 104.

5. АП РК. Ф. 139. Оп. 1. Д. 818а.

6. Там же. Д. 818. Л. 16–21.

7. Там же. Д. 13. Л. 71–73, 90–94, 114–117.

8. Там же. Д. 818в. л. 21–32, 110–111.

9. Там же. Д. 266. Л. 28–31.

10. Там же. Ф. 141. Оп. 17. Д. 422. Л. 47.

11. Там же. Оп. 1. Д. 5769. Л. 44–45, 49, 54, 94.

12. Там же. Д. 6559. Л. 344–352.

13. Там же. Д. 6553. Л. 487–488.

14. Там же. Д. 2935. Л. 219–222. Из постановления краевого уйгурско-дунганского совещания по докладу наркома просвещения КАССР [Мендешева] о всеобуче детей национальных меньшинств / В братском единстве народов СССР. Государственное строительство Казахстана. Алма-Ата: Казахстан, 1972. – 425–427.

15. Из истории депортаций Казахстан. 1935–1939 гг. Сборник документов. – Алматы: LEM, 2014. – С. 26. В братском единстве… Указ. соч. – C. 627.

16. Там же. Ф. 8. Оп. 84. Д. 253. Л. 12.

 

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no