электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2017г.

 

Классики об обучении чтению

№ 7 (168) сентябрь 2017г.

В.М. УДАРЦЕВА, директор частной школы «Кайнар», г. Алматы

 

Мир, в который вливаются наши выпускники, динамичен, высокотехнологичен, в большей степени виртуален. В нем главную нишу занимают страны, которые формируют у себя моду на интеллект. Самое сложное интеллектуальное умение – это воспринять и обработать большой объем информации. Основным условием формирования данного умения является читательская грамотность.

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что степень понимания прочитанного зависит от техники чтения, а не от скорости. Основным ключом к формированию техники чтения, по мнению Ушинского, является овладение значением гласных звуков, а не букв. Например, при освоении буквы Д нужно учить ребенка говорить [д], а не [дэ], буквы К – говорить [к], а не [ка] и т.д. На данных занятиях ребенок должен четко усвоить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и пишем.

Ушинский в своей технологии предлагает первым шагом в формировании умения читать – обучить учащихся правильно произносить и слышать звуки (сначала все гласные, начиная с простых – «а», «о», «и» и т.д., и заканчивая двоегласными, то есть сложными для понимания – «я», «ю», а потом все согласные). Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из гласных и согласных букв. Например, состоящие из двух букв – уж, ум, яд, потом из трех букв – рак, мак, час, кит, усы, оса, далее из четырех букв – мама, папа, вода, нога, из пяти и более – город, лимон, чайник.

Понимание согласной буквы – самое важное и самое трудное дело во всем обучении грамоте. Переходя к согласной, необходимо приступить к написанию слов из двух, трех, четырех и т.д. букв. Например: упс, ус, усы, кот, пол, мама, папа. Изучая звуки и их соединения, тренируясь в написании букв, учащиеся медленно приучаются к чтению. Так развивается способность воспринимать на слух отдельные звуки букв. Дети, которые легко различают звуки, начинают читать быстрее других, так как у них формируется фонологическая компетентность. Подробно с данной методикой можно ознакомиться в полном собрании сочинений Константина Дмитриевича Ушинского, том 4, глава «Обучение чтению и письму».

В своей работе «Родное слово. Книга для учащих» К.Д. Ушинский писал: «Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, метода эта в то же время дает самодеятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению.

Я считаю себя обязанным высказать, что многое мною заимствовано у немецких педагогов и, в особенности, у швейцарского педагога Шерра, – заимствовано как из книг, так и из личных наблюдений за ходом этого дела в заграничных школах, но изменено мною сообразно нашим русским потребностям и под влиянием моей собственной практики в обучении детей по этому способу… Самые условия нашего языка не позволяли мне слишком близко придерживаться германских мет д; но не помешали воспользоваться тем, что, имея общечеловеческие основы, применимо ко всем языкам и детям всех народностей» (К.Д. Ушинский. Собрание сочинений – М., 1974).

Фонологические навыки необходимо развивать с раннего возраста, читая детям сказки, уча с ними стихи. И чем больше, тем лучше. Таким образом, обучение звукам речи проходит для ребенка с удовольствием. Это выделяет академик РАО, физиолог, психолог и доктор биологических наук Марьяна Безруких. Она, работая более тридцати лет над проблемой развития читательской грамотности, отмечает: «Неумение составлять предложения – показатель несформированности навыка письма и письменной речи». Сергей Леонидович Рубинштейн писал, что чтение – это понимание письменной речи и это более трудная операция, чем понимание устной речи. Так как чтение – это перевод написанного в устную речь. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связанной речи, речи, понятной для другого. Убедившись, что ваш ученик неплохо читает двух- и трехсложные слова, можно переходить к чтению несложных предложений. Не стоит торопиться с изучением азбуки. Предпочтительнее медленно приучать ребенка к механизму чтения и письма, но вместе с тем развивать в нем внимание, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов и вводить его понемногу в живой народный язык. Например, как это дано в учебнике для 1-го класса по новой программе «Обучение грамоте» издательства «Алматы кітап» 2016 г. (Е.В. Богатырева, Р.А. Бучина, Н.А. Остроухова, Н.В. Регель, О.И. Труханова). При изучении буквы «А» детям дается задание: Найди на картинках (карандаш, аист, линейка) слова, в которых звук [а] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Затем ребенку предлагают выучить рифму на букву «А»:

А – арбуз большой купили. Рот пошире мы открыли.

Далее учитель подводит детей к выводу:

Буква «А» обозначает гласный звук [а].

На втором уроке, после изучения буквы «А», обращается серьезное внимание на развитие речи, обогащение памяти живыми образами следующими заданиями: сочини сказку по картинке. Назови все слова из сказки, в которых есть буква «А». Далее идут задания «Игра с буквами»: Рассмотри картинки. Составь предложения по схемам. В названиях каких предметов нет звука [а]? У кого из сказочных героев имя начинается на букву «А»? И так изучение одной буквы продолжается в течение 5-ти уроков.

Наблюдение за двумя первыми классами (в одном дети пришли в школу, не умея читать и не зная букв, в другом – читающие по слогам) показало, что к концу учебного года дети, не умеющие читать, не только догнали читающих, но и перегнали. Поэтому учителю начальной школы при работе с детьми первого класса, умеющими читать, нужно обращать серьезное внимание на развитие речи и обязательно давать дополнительные задания более сложного характера, чем в учебнике.

Как это работает, показала на своем семинаре нам, слушателям курсов повышения квалификации, Софья Николаевна Лысенкова (педагог-новатор, Заслуженный учитель школы РСФСР, автор методики опережающего обучения). Ей удавалось научить в первом классе детей, не знающих букв, осмысленно читать и писать в темпе 2 класса (80-100 слов в минуту). Обучение всегда состояло из «вчера» (повторение) и «сегодня» (новый материал). Лысенкова включила «завтра» – то, что будет изучаться в перспективе. Кто лучше всех схватывает сложный материал? Конечно, сильные ученики. Они говорят, а остальные у них учатся. В роли учителя должен быть не только учитель, а каждый ребенок.

Чтение – это диалог с книгой. Книга не может стать источником знаний до тех пор, пока ребенок не научится бегло, выразительно, сознательно читать, не думая о процессе чтения.

Когда же должен быть закончен процесс беглого, сознательного чтения? Анализ работ классиков К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского позволяет сделать вывод: процесс овладения умением беглого, выразительного чтения заканчивается в конце I полугодия третьего класса. Параллельно в I полугодии третьего класса начинается овладение умением выделять логически законченные части. Формирование и развитие данного умения заканчивается в конце шестого класса. Затем ученик, читая и осмысливая содержание прочитанного, должен уметь мысленно схватывать целые части большого предложения. При таком подходе прежде всего формируется навык строить предложения, задавать вопросы и отвечать на них. Другими словами, подросток читает и думает одновременно (читает «про себя»). С целью развития читательской грамотности необходимо осуществлять постоянный мониторинг. Очень удачно мониторинг читательской грамотности отражен в таблицах (1, 2, 3), расположенных в ученическом дневнике, выпущенном издательством «8&8» в 2017 г. (для пятидневки).

 

 

 

Классики и современность







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10