электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2018г.

 

«Умножение духовных богатств»:
идеи В.А. Сухомлинского в повседневной практике

№ 6 (177) август 2018г.

Н.Н. ЛАНОВЕНКО, учитель русского языка и литературы МШЛ «Достар», г. Алматы

 

Я учитель, родилась и выросла в Казахстане, где не принято делить людей по национальному, или религиозному, или расовому признакам. Исторически сложилось так, что моя страна многонациональная, в одном учебном классе сидят дети разных наций и народностей, и я в равной степени люблю своих учеников, какие бы культуру, язык, обычаи, традиции они ни представляли. Все мы – народ Казахстана. Это наша ценность и гордость, это наша сила и залог успеха. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага, трудолюбие, отзывчивость, доброжелательные взаимоотношения – вот общие истоки нравственных ценностей народа Казахстана, которые представлены в программе «Мәңгілік ел», реализующей национальную идею воспитания казахстанского патриотизма, сохранения духовности и культуры народа.

В связи с этим мне бы хотелось остановиться на трудах выдающегося педагога прошлого века В.А. Сухомлинского, чье столетие мы отмечаем в этом году. Ведь именно он ввел в педагогическую науку такие понятия, как «культура чувств», «духовность», «одухотворенность». Мне близки его воззрения еще и тем, что он тоже был учителем литературы, он сумел органично связать такие понятия, как обучение и воспитание. До глубины души волнуют его книги «Сердце отдаю детям», «Письма к сыну», сборники его рассказов, сказок и притч. И сегодня, спустя полвека, Сухомлинский настойчиво напоминает, что время взросления учеников проходит очень быстро, и нужно успеть многое: не только дать прочные знания по своему предмету, но и пробудить устойчивый интерес ребенка к окружающему миру, воспитать уважительное отношение детей к своим родителям, к взрослым, к своим товарищам, любовь к Родине. Задача педагога – пробудить в душе школьника чувства удивления, эмоциональной удовлетворенности от радости открытия. Большое значение он придавал слову, его роли в духовном мире ребенка. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи». [1. с. 288]

Я на своих уроках очень часто обращаюсь к сказкам и притчам Василия Александровича. Дети слушают рассказы с большим вниманием, а потом с удовольствием работают по их содержанию. Сухомлинский пишет просто, но, как настоящий мастер, задевает тонкие струны души, заставляет читателя прислушаться к мелодии своего сердца, радуется за тех, кто не стесняется своих слез, потому что это означает, что душа чутко реагирует на прочитанное, что у ребенка формируется свой эмоциональный опыт. Автор ненавязчиво учит милосердию, умению быть великодушным, заботливым сыном, внимательной дочкой, дает примеры храбрости и честности, дружбы и доверия, как учиться дружить, вести диалог со своей совестью. После прочтения рассказа на уроке ребята пишут свои рассуждения, дают оценку услышанному, пытаются придумать свои притчи. Дети с удовольствием используют предложенный Василием Александровичем прием оживления неодушевленных предметов: они эмоционально переживают диалоги ромашки и солнца, ветра и флейты, пчелы и тыквы, рисуют себе воображаемую картину происходящего события, придумывают продолжение истории. Сказку, игру, выдумку, красоту природы, музыку он считал живыми и сочными стимулами творчества ребенка. «Сказка, – подчеркивал педагог – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи». [2. с. 15]. Вот такое продолжение притчи «Куда муравьишки спешили» придумала группа шестиклассников: «А пока было лето, солнышко вставало рано и будило всех: кому надо работать, кому помогать по хозяйству, кому делать зимние заготовки. И в нашем муравейнике все активно трудились, кроме одной группы юных муравьев, которым очень хотелось поиграть да подольше в постельках поваляться, к призыву своих товарищей быть ответственнее они отнеслись скептически и тайно сбежали на волю. Не заметили шалунишки, что уже и осень заканчивается. Стало холодно и голодно. Что же делать? Решили озорники повиниться перед муравьиной семьей, но очень боялись наказания за свой проступок. А делать нечего, не умирать же с голоду. Выслушала их муравьиная родня, накормила, спать уложила и даже на следующий день ничем не упрекнула. Стало им очень стыдно, и дали проказники себе честное слово, что больше такого никогда не повторится, что будут они выполнять любую работу, лишь бы жить в дружной и любящей семье».

Сухомлинский вспоминал: «С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший, доступный мир – мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу». [2. с. 208]

Сухомлинский очень любил поэзию и приветствовал чтение полюбившихся стихотворений наизусть. Он считал, что, наблюдая над поэтикой и строфикой, дети слышат музыку слова, видят особую палитру красок. «…В эти минуты, когда душу ребенка охватывает поэтическое вдохновенье, слово – живое, полнокровное, играющее всеми цветами радуги, благоухающее ароматом полей и лугов, – входит в духовную жизнь ребенка; дети ищут и находят в нем средство выражения своих чувств, мыслей, переживаний». [2. с. 109] Эмоциональное переживание прекрасного обостряет чувства ребенка настолько, что он легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы и только потом подводит воспитанников к пониманию высшей красоты – красоты человека, его творческого и созидательного труда, его поступков и жизни.

Вот прямое и мудрое руководство выдающегося педагога работающему в наши дни учителю: научите детей слушать окружающий мир, слушать друг друга, самого себя, проводите необычные уроки на природе, где наши дети, привыкшие к городскому шуму, сначала услышат тишину, потом насладятся птичьим пением, к нему присоединится партия жужжащих, ворчащих насекомых, переливы ручейка, игра ветра, шум листвы. Вот тогда и кажется, что сами небеса говорят с тобой, учат чему-то, успокаивают, дают мудрый совет. Как это важно: в стремительном потоке уносящихся дней сделать маленькую остановку, научить детей этому удивительному искусству общения с живой природой. Тогда они сердцем поймут, что ее надо беречь. «Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается СОВЕСТЬ». [2. с. 189]

В Международной школе-лицее «Достар» есть хорошая традиция – регулярно проводить Дни здоровья с выездом на природу. Где мы только не побывали за двадцать лет! Ребята уже знают, что после перекуса, когда учителя дают свободное время для игр и гуляний, надо поработать над материалом для эссе: они отправляются в самые загадочные и волшебные места, по их мнению, и наговаривают на телефон свои впечатления об увиденном, которые потом надо будет оформить в небольшое сочинение, всего-то полстранички! В школе мы обсуждаем их работы, анализируем содержание, выбираем самые интересные предложения и записываем их в специальную тетрадь, копилку детского творчества. А на уроках ИЗО ребята рисуют увиденное и приклеивают на листок свой текст, дети очень гордятся, если их работа окажется на выставке.

Еще мне близка педагогическая система Сухомлинского В.А. тем, что он, развивая идеи А. Макаренко, которого называл своим «духовным наставником», создавал самоуправляемые воспитательные коллективы как средство нравственного и духовного развития ребенка. Духовное богатство каждого человека, по мнению В.А. Сухомлинского, составляет основу полноценной содержательной жизни всего коллектива. «Постоянное умножение духовных богатств… – это, по нашему мнению, вообще одна из тончайших проблем той сферы воспитательной работы, где сталкиваются обучение и воспитание… Если богатства мыслей исчерпываются только тем, что узнает ученик на уроках и из учебника, духовный мир его будет неполным. Духовно и идейно обогащается он главным образом в активной общественной деятельности коллектива и личности». [4 с. 2]

На своих уроках я часто обращаюсь к коллективным способам деятельности. Групповая форма работы, работа в парах сменного состава дают, без сомнения, хороший результат, но сложность таких занятий в том, что детей вначале надо приучить к правилам работы, это занимает достаточно много времени, пока дети привыкнут работать без конфликтов, когда они поймут, в чем состоит результат их деятельности. «Основа любых взаимоотношений – это труд, активная деятельность, творчество. Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы приобщить воспитанников к такой деятельности, в которой человек на собственном бы опыте видел, что он делает что-то необходимое обществу, чтобы эта работа приносила радость, гордость каждой личности и коллективу». [4 с. 18] Когда ребята понимают, что отличная работа – это успех микрогруппы, что от того, насколько они будут внимательны друг к другу, проявят чувство товарищества, объясняя непонятный материал своему соседу, подхватят творческую идею и разовьют ее, выигрывает вся команда, им приятно осознавать свою значимость и результат коллективной деятельности. У ребенка формируется чувство нравственного долга перед товарищами по группе, перед классом и перед высшими нравственными принципами. «Как можно больше поступков, побуждаемых стремлением к моральной красоте, стремлением сделать людям добро, – это одно из важнейших условий правильного включения личности в жизнь общества». [4 с. 24] Работая в группах, ученики взаимно обогащаются, они не только глубже постигают изучаемый материал, но и эмоционально взаимодействуют на уроке, распределяют роли и достигают взаимопонимания, авторитет их перед своими товарищами растет, формируется самооценка личности, у них повышается ответственность за результаты коллективного труда, им нравится в творческом общении решать поставленные учителем задачи. «Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту. Общение облагораживает, если дети объединяются для творения красоты». [4 с. 27] Сухомлинский утверждает, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди». [5 с. 11]

Духовные ценности передаются от поколения к поколению. Не секрет, что сегодня связь между поколениями разрушается, и нужно прилагать усилия для ее сохранения. Из книги Сухомлинского «Письма к сыну» я почерпнула идею написания письма близкому человеку и использовала ее на классном часе. Мои ученики писали письма своим родителям, в которых они благодарили их за подаренную им жизнь, заботу, воспитание, они просили прощения за свои проступки, спрашивали совета в сложной ситуации. Для родителей эти письма были сюрпризом: я их раздала на родительском собрании. Надо было видеть, насколько они были тронуты, в глазах многих стояли слезы. Настал черед родителей написать ответ. Это оказалось непросто, волнительно, родители обещали, что это будет их домашним заданием, что каждое слово надо не спеша обдумать. А чтобы им легче было справиться с работой, я подготовила несколько цитат из книги выдающегося педагога, которые мы обсудили на собрании: «Радость, добытая нелегким трудом, – это могучий воспитатель совести, – помни это всю жизнь, сын». [6 с. 12] «Воспитывай свои чувства в дружбе. Дружба поможет тебе выработать тонкую чувствительность к человеческому в каждом, кто тебя окружает. Для настоящей дружбы необходимо твое личное духовное богатство. Ты будешь обогащаться духовно лишь тогда, когда будешь что- то отдавать своему другу». [6 с. 17] Надо было видеть счастливые глаза детей, которые рассказывали о том, что и они тоже получили долгожданные письма – ответы от родителей, вот цитаты из них: «Сыночек, жизнь очень часто задает трудные, подчас неудобные вопросы, а ответа на них найти трудно. И я в жизни тоже ошибался, и бывало страшно, и неуверенность предательски ставила подножку, но мне опорой всегда была и есть моя семья. Сынок, пусть и для тебя семья будет главной ценностью в жизни, помни, что все самое крепкое, здоровое, нужное дает семья, где тебя понимают, ценят, бескорыстно любят, радуются всем, даже маленьким победам, искренне переживают неудачи, но и в ответ надо тоже любить и беречь своих родных».

«Доченька, ты часто расстраиваешься по пустякам, плачешь. Но всех слез не выплакать, оставь чуточку, чтобы было чем плакать от радости. Ты у нас такая талантливая: и рисуешь, и поешь, и танцуешь, тебе нравится гонять на велике, или работать над новым видео для твоего сайта, или колдовать на кухне. У тебя много увлечений, и пока для всего хватает времени. Хочется, доченька, чтобы ты прислушивалась к себе, чтобы ты выбрала уже сейчас самое любимое и полезное дело, которому ты посвятишь себя. В жизни не бывает все гладко, бывают и разочарования. Доченька, научись из каждого события, даже неприятного, извлекать хорошее, ведь опыт для человека бесценен, и завтра будет обязательно интереснее и лучше, чем вчера». Написали все. Я предложила продолжить личную переписку. Надеюсь, что родители больше времени стали уделять общению со своими детьми, искренне включаться в их переживания.

А закончить мне хотелось бы поэтической по содержанию цитатой Сухомлинского: «Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетанье марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы … – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство». [6 с. 27] Согласитесь, что каждая строчка здесь как перезвон колоколов, призывающий ценить каждый миг жизни, беречь свою жизнь, ведь она дана человеку для творческого созидания, для счастья общения и вдохновенного труда.

Убеждена, что книги выдающегося педагога и писателя В.А. Сухомлинского всегда будут бездонным колодцем, до верху наполненным живительной силой непреходящих духовных ценностей, утоляющим жажду познания тайн педагогики и воспитания, чистым источником высокой нравственности.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека/ Этика коммунистического воспитания/ Педагогическое наследие. Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А. Сухомлинский. – Киев: Издание четвертое. Изда- тельство «Радянська школа», 1973. – 15, 23. 109, 189, 208 с.

3. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1961.

4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива/ В.А. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 1975. – 2, 18, 24, 27 с.

5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания школьного коллектива/ В.А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1981. – 9. 11 с.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну/ В.А. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 1977. – 12, 17, 27 с.

 

Классики и современность






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no