электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2018г.

 

Педагогика утверждения человека: воплощение идей А.С. Макаренко в свете задач современной образовательной парадигмы в условиях «вечерки»

№ 7 (178) сентябрь 2018г.

Е.И. ПОЛИТИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории, организатор образовательных событий КГУ «Общеобразовательная школа №45 г. Алматы»

 

По отношению к наследию Антона Семеновича Макаренко, советского педагога и писателя, согласно позиции ЮНЕСКО (1988) отнесенного к четырем педагогам, «определившим способ педагогического мышления в XX веке» [1], существуют две диаметрально противоположные точки зрения:

Макаренко безнадежно устарел;

Макаренко актуален как никогда.

Мы, учителя вечернего отделения общеобразовательной школы, имеем свою точку зрения, основанную на нашем опыте обеспечения общим средним образованием детей с особыми жизненными обстоятельствами.

В наших классах в настоящее время учатся: 1) отчисленные из колледжей (они не могут учиться в режиме очного обучения, так как уже устроились на работу – их некому кормить и обеспечивать самым необходимым), 2) переведенные из обычных организаций общего среднего образования по инициативе школ (они мешают школе, так как имеют двойки или у них плохое поведение), 3) молодые мамы (у них на руках маленькие дети, они не могут сидеть за школьной партой по 8 часов каждый день), 4) дети из детских домов и из домов юношества (у них трудный характер и особая философия жизни), 5) дети из ЦВИАРН (у них ярко выраженное девиантное поведение), 6) вернувшиеся из армии (они не могут в обычной школе учиться по возрасту), 7) дети из семей оралманов (бродячий контингент, который не попадает в обычные школы), 8) девушки, рано выданные замуж (по традициям некоторых национальных диаспор), 9) верующие (христиане, мусульмане, Свидетели Иеговы), 10) работающие взрослые (есть учащиеся старше 20, есть мужчины 37 и 40 лет, женщина 39 лет с тремя детьми), 11) маргиналы (снимают жилье, часто меняют место жительства), 12) дети с особыми образовательными нуждами по показаниям здоровья (учатся по индивидуальным образовательным программам) и другие. И у нас, их учителей, очень много вопросов, на которые приходится искать ответы как в современных концепциях и теориях, так и в трудах классиков. Мы перечитываем Макаренко как специалиста, работавшего с детьми травмированной судьбы и считавшего, что «задача воспитателя – восстановление нормального отношения между личностью и обществом» [2, с. 74]. И перечитываем его в свете решения задач современной системы образования, потому что мы современная светская школа и даем образование, соответствующее духу и букве современного государственного образовательного стандарта, современной образовательной парадигмы.

По данным казахстанских теоретиков образования, современная школа в Республике Казахстан меняется под влиянием глобальных вызовов и демократизации казахстанского общества. При этом, как отмечают исследователи социокультурных тенденций, демократизация в нашей стране развивается «в соответствии с традициями и принципами западных демократий» [3, c. 63-64]. Этот процесс затрагивает все элементы системы образования и проявляется в каждой части системы в соответствии с ее спецификой. Как показывают ученые д.пед.н., профессор А.К. Мынбаева, [4], д.пед.н., профессор А. А. Жайтапова [5], к.пед.н., доцент В. Т. Тихомирова [6], в первые годы становления системы образования суверенного Казахстана в конце ХХ – самом начале ХХI века инновационные процессы основывались на методологии и философии гуманистического, личностно ориентированного образования и на уровне парадигмы опирались на теорию когнитивного образования. В настоящее же время «наиболее популярными подходами к преподаванию, из числа достигших высокого мирового признания в системе среднего образования, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях» [7, с. 69]. Именно поэтому в основу содержательно-технологической модернизации общего образования в Республике Казахстан заложена конструктивистская теория обучения. В перспективе, вероятнее всего, будет все более развиваться коннективистская образовательная парадигма, отличающаяся принципом: «знания как коллективный продукт» [4, с. 23]. Ведущая же современная парадигма – конструктивизм – концентрирует внимание на функциональной грамотности как результате обучения, на развитии критического мышления, диалоговом обучении, организации учебной работы в микрогруппах, проектном обучении, тьюторском сопровождении и других широко обсуждаемых процессуально-технологических вопросах современной педагогики» [5, с. 11].

Важным аспектом уровня парадигмы образования для нас является вопрос: чему учить сегодня, чтобы готовить жить в будущем? Западноевропейские методологи образования, по данным В.К. Загвоздкина [8], считают, что для будущего во всем мире дети, подростки, молодые люди и взрослые в процессе обучения должны развивать в себе:

1. знания и компетентности, базирующиеся на понимании проблем и путей решения проблем;

2. способность выделить из системы базового знания актуально необходимые элементы, приспособить их к требованиям конкретной ситуации;

4. компетентности, применяемые в разнообразных ситуациях и позволяющие быстро приобретать новые специальные знания, эффективно решать возникающие новые и важные задачи (владение устной и письменной речью на родном языке; знание иностранных языков; общие математически-статистические компетентности; умение использовать современные мультимедийные средства);

5. понимание правил социального взаимодействия, возможностей совместного решения проблем, необходимости и границ разделения труда в обучении, стратегий предупреждения и разрешения социальных конфликтов, дискриминации личности;

6. ценностные ориентации жизнедеятельности, влияющие на способы самореализации человека;

7. умение управлять собственным учением.

Эти ориентиры определяют и нашу работу в вечерних классах общеобразовательной школы с описанной выше спецификой контингента, с детьми, которые говорят: «История моей учебы до того момента, как я пришел в вечернюю школу, много раз поменялась: от безумного ликования во время учебы до дикой ненависти и наоборот» (Василий Х., 11 класс). Ответы же на вопрос: «Как учить всему этому?» мы нашли, на удивление многих наших коллег из гимназий, лицеев и обычных школ, именно у А.С. Макаренко.

Ценных ответов от классика мы получили очень много, их хватило бы на целую книгу. В данной статье я остановлюсь на описании того, как идеи А.С. Макаренко проросли в тьюторской образовательной форме – в наших образовательных событиях, организуемых в системе «общественного смотра знаний» во время зимней сессии (в классах вечернего обучения по заочной форме дважды в год проводится итоговая аттестация).

В своем романе «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко рассказывает об опыте создания в колонии имени А.М. Горького самодеятельного театра, который они рассматривали как «дело, само собой понятное и не вызывающее сомнений» [9, с. 269]. В нашей школе театр мы не создавали, мы включили театрализацию в образовательные события: облекали в сюжетно-театрализованную форму образовательные задачи. А.С. Макаренко придавал театру большое значение, так как заметил, что «благодаря ему сильно улучшался язык воспитанников и вообще сильно расширялся горизонт» [9, с. 270]. Мы также заметили, что проведение детей через исполнение ролей очень сильно влияет на самоидентификацию, на переопределение своего жизненного пути, на улучшение самооценки, на развитие отношений детей друг с другом, на социализацию человека в целом, на утверждение себя в жизни, в своей эпохе.

Многие принципы организации образовательных событий у нас совпадают с принципами театрального дела А.С. Макаренко. Образовательное событие у нас – это событие школьной жизни, а не отдельного класса. В колонии имени А.М. Горького постановка еженедельных спектаклей – это тоже было делом всего коллектива, включая каждого воспитанника и каждого воспитателя. В спектаклях участвовали все. Ни одного свободного колониста остаться не могло. При этом совет командиров старался исходить из «индивидуальных желаний и наклонностей» [9, с. 270]. Если колонист заявлял, что хотел бы роль не артиста, а, например, реквизитора, то ему отвечали: «Всякому человеку приходится когда-нибудь играть первый раз» [9, с. 270]. У нас на образовательных событиях роли также получают все, зрителей нет. Мы даем роли даже тем педагогам из других школ, кто приходит посмотреть. Например, директору и другим членам администрации школы, пришедшим на событие, мы дали роль приемной комиссии творческого вуза (академии искусств им. Т. К. Жургенова). А дети у нас с непростыми характерами. Мы нередко встречаемся с ситуациями «эпатажного бунта». Например, Саша, девочка из детдома, заявила:

– Я не буду ничего делать. Вы будете все делать. А я буду спать. Мне не нужна никакая роль.

Мы тут же нашли творческое решение:

– О! Нам как раз нужен человек на роль спящего пассажира!

– Как это? Какого спящего человека?

– Представь себе. Едет человек в поезде. Спит. А вокруг разговоры идут о просторах Казахстана, о полезных ископаемых, о городах. А спящий пассажир не может спать и начинает участвовать в разговорах. Он дополняет, комментирует, поясняет, высказывает свое отношение к тому, о чем говорят. Оказывается, он все знает о своей стране, даже когда «спит».

И Саша согласилась сыграть эту роль. В результате она очень активно поработала, пополнила свои знания и развила многие свои умения. Она знала текст каждого участника сценария. Уяснила, кто, о чем будет говорить. И комментировала каждого. Готовилась. И она была довольна своей ролью, своим исполнением роли. И потом взяла еще роль гида. Она стала уважать себя, заставила уважать себя за то, что знает обо всем. Стала брать на себя роли. У нее появился интерес к жизни школы, к другим ученикам школы. Саша почувствовала себя не изгоем, а востребованным человеком. Она теперь заявляет о себе как о человеке, который обо всем знает. На уроках стремится продемонстрировать свои знания. Когда мы проводим уроки по «челночной технологии», с удовольствием обучает тех, кто опоздает, и исполняет роль «свежей головы» [10].

У А.С. Макаренко ставились классические пьесы. Мы создаем и разыгрываем оригинальные сценарии, замешивая их на ситуациях и проблемах нашей школьной жизни, событиях в мире и в стране. Содержание роли у нас конструируется педагогом (организатором образовательных событий) по образовательному запросу детей и учителей. Но интерактивность, импровизационность, открытость были характерны и постановкам А.С. Макаренко, и характерны нашим театрализациям. Именно поэтому в случаях творческих терзаний, в ситуациях конфликтов, подходов к проведению смотра и оценки знаний я нашла поддержку в работах А.С. Макаренко.

Я также нашла поддержку в его мужественном и ответственном принятии реалий жизни, в противостоянии формальным решениям судеб людей, и в самом в главном – в отношении к человеку, которого я обучаю: «Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперед» [2, с. 72]. У нас, увы, происходит то же самое. Дети, попавшие в «образовательную яму», приходят в нашу школу, неся на себе ярлык «неспособных», «отверженных», «никчемных», «человеческого брака». Получив шанс состояться талантливым человеком (продюсером спектакля – изгнан из большой городской гимназии как неуч и балласт, логистом – в колледже был признан непригодным и был выгнан директором лично и т.д.), они обретают веру в себя, по-другому общаются с учителями и учениками, фонтанируют творческими идеями, становятся героями и поступают в вузы, приобретают престижные профессии, работают в самых креативных фирмах.

Так устарел ли А. С. Макаренко или актуален как никогда? Наш опыт нас убеждает в том, что он актуален в самом главном: в отношении к ребенку как к человеку, которому нужна помощь в выстраивании траектории своего развития: «Когда вы видите перед собой воспитанника – мальчика или девочку, вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. Это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берет далеко вперед, так и педагог в своем воспитательном деле должен брать далеко вперед, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения» [2, с. 81]. Актуален, и всегда будет актуален и термин А. С. Макаренко «утверждение человека».

Список использованных источников

1. Макаренко, Антон Семенович // URL: https: //ru. wikipedia. org/wiki/Макаренко, _Антон_Семенович (дата обращения 23. 06. 2018)

2. Макаренко А.С. О воспитании /А.С. Макаренко. – М.: Политизат, 1989. – 415 с.

3. Казахстан в изменяющемся мире: социокультурные импульсы и евразийские цивилизационные ориентиры: Отчет о НИР (промежут.) / Казахский национальный университет им. аль-Фараби (КазНУ); Руководитель Хасанов М.Ш. – Алматы, 2017. – 72 с.

4. Мынбаева А.К. Информатизация образования: обзор теории и практики в Казахсстане / А.К. Мынбаева // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2015. – № 1 (44). – С. 20-30.

5. Жайтапова А.А. Методологический аспект модернизации образования в Республике Казахстан / А.А. Жайтапова // Открытая школа. – 2017. – № 10 (171). – С. 9-12.

6. Тихомирова В.Т. К вопросу о теоретических основах фасилитации, коучинга и тьюторства для развития личности в творческой развивающей среде /В.Т. Тихомирова // Евразийский Союз ученых. – 2015. – № 10 (19). – Т. 4. Педагогические науки. – С. 105-108.

7. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – Астана: АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012. – 306 с.

8. Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях / В.К. Загвоздкин // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – С. 257-271.

9. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1979. – 639 с.

10. Политикова Е.И. Технология челночного обучения /Е.И. Политикова, В.Т. Тихомирова // Открытая школа. – 2013. – № 4. – C. 47-50.

 

Классики и современность







 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10