электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

 

В текущем номере ...

Классика и современность:

 





Иди к свету

№ 8(179) октябрь 2018г.

Р. К. ФАЙЗУЛИН, старший преподаватель, АФ СПбГУП, г. Алматы


 Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего.

Н.А. Назарбаев [1]


Устойчивость любой конструкции определяется не ее идейным замыслом, а тем, что заложено в каркас системы, каково качество постройки. Применяя данную оценку к состоянию общества людей как многосложного механизма взаимоотношений, нужно иметь четкое понимание того, что и как было заложено в свое время в каждый элемент «постройки» – что получил ребенок в детстве. Слова Б. Джонсон «Чтобы быть в памяти детей завтра, нужно быть в их жизни сегодня» достаточно точно дают представление о современной ситуации в социуме, когда сегодняшние проблемы у взрослых, отодвигая детей на второй план, оформляют будущее состояние неустойчивости в обществе уже завтра.

Глубину понимания той или иной ситуации оформляет фактор времени. Вспомните самое начало тургеневского романа «Отцы и дети» – «Глава 1. 20 мая 1859 года на крыльце…». Скрытым фоном романа, в котором остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда, является Время. Роман опубликован в 1862 году, когда мир уже три года был в состоянии подготовки к смене мировоззрений после прочтения 1250 проданных экземпляров труда Ч.Р. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Это было время трансформации старых устоев общества к новым экономическим основам социальной конструкции, одним из главных каркасов которого были, среди прочих, и научные изыскания Т.Р. Мальтуса о росте народонаселения Земли и его последствиях. Надвигающаяся промышленная революция требовала смены многих мировоззренческих позиций в обществе. Власть предержащие имели потребность в коррекции основ нравственности – ее присутствие определенно мешало получению сверхприбылей нарождающимся классом олигархов. И.С. Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое с его памятью к нормам бытия человека, ведь только благодаря ему строится будущее. В слова героев романа была вложена необходимость сохранения преемственности поколений, то, без чего новое состояние общества потеряет некоторую долю устойчивости в следующем шаге времени.

Сегодня мы живем в подобной истории времени – наступает очередная потребность подготовить людей к смене приоритетов в обществе, определяемых нуждами уже постиндустриального развития. Элвин Тоффлер (1928-2016) – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества, в своих исследованиях предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество, – «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Содержание последней работы Э. Тоффлера относится к анализу возросшей сегодня мощи военных технологий, основанных на тактико-стратегическом планировании – т.е. ко всему тому, что в принципе не должно нуждаться в сохранении человеческих норм нравственности. Глобализация мира как всеохватный процесс требует от всего и всех равнения по своим стандартам существования. Можно ли надеяться в таком случае, что национальная система образования отдельного государства, основной задачей которой является подготовка «человеческого капитала в условиях четвертой промышленной революции» (тема Республиканской августовской конференции педагогов в Астане, 17.08.2018), сможет «угодить» возросшим потребностям в современной политико-экономической ситуации? Возможно, да, если видеть в человеке только капитал…

Подтверждением проблемного состояния социума является контент-анализ материалов российских и зарубежных журналов по социологии и образованию [2], в котором показано наличие неслучайных совпадений в «проблемах доступа к образованию, его стандартизация, снижение качества обучения, проблемы коммуникации между структурами. …Контент-анализ…печати академических журналов РФ и США позволил выявить сходство проблемных полей в … школьном образовании. Полученные данные могут быть полезны при определении вектора реформирования отечественной школы, …ориентир на западные образцы может быть смещен…». Это значит, что в глобальном общечеловеческом масштабе (при условии, что вышеприведенные примеры одинаково типичны для большинства стран и народов) потребность изменений в «конструкторе» подготовки человека стать участником современного экономического социума имеют схожие изначальные причины в разных странах. Отсюда проистекает естественный биосоциальный вывод – разных людей можно обучать примерно одинаковым способом. Означает ли это, что международное педагогическое наследие классиков может быть применимо для решения сегодняшних образовательных проблем?

Человек как биосоциальное существо, в соответствии с выводами антропологов, получил возможность развития и сохранности как вид жизни в процессе эволюции планеты на основе альтруизма – помощи друг другу в тех проявлениях поведенческих рефлексов социальной помощи, которые стали впоследствии нравственной основой человека. Должно быть понятно, что все аспекты, связанные с процессом выживания, поступательно форматировались у человека в его генотипе теми рефлексами–нормами поведения, которые и стали правилами жизни. Позволительно предположить, что естественной основой в системе передачи опыта предков, в первую очередь, становились те самые нормы, которые не дали погибнуть в прошлые времена предкам человека. Вот это и есть тот каркас, знание и применение которого позволит любому обществу иметь возможность выжить. Поэтому важнейшая задача для социума людей – оформить высокое качество передачи того объема знаний, без которого не выжить. При этом не надо путать в процессе передачи (обучения) материал информации. Каркасом процесса должен быть не приобретенный алгоритм того или иного механического действа, итоговым результатом которого будет прибыль или решение чьей-либо потребности (это важно, но не главное), в основе всего должен быть фундамент правильного мышления – того, что определяет нравственное становление личности. «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. » [3] Знаменитый Адам Смит еще в 1759 году анализировал этические нормы поведения человека, дающие в итоге социальную стабильность, но правда в том, что сегодня первичные идеи шотландского «проповедника» свободного рынка учитываются в большей степени не социологами, а глобальным бизнесом. Кстати, при жизни А. Смита его «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» – только 5 раз…

Ж-Ж. Руссо утверждал: «…тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Сегодня нам необходимо определиться с тем вариантом пути, который позволит получить именно тот результат, который станет предисловием для устойчивости нашим потомкам. Классическим становится то, что смогло сохраниться в памяти людей, пройдя сквозь «сито времени». Каждый пробует сделать по-своему, а когда не получается, приходится возвращаться к тому, что стало классическим. Говорить о последствиях действий человека, облаченного правом решения и при этом уверенного в себе, неуместно хотя бы потому, что результат некоторой ошибки затронет многих (в крайнем случае – все общество). Полученные преимущества (например, IT-технологий или ИИ (искусственный интеллект)) станут реально таковыми лишь в одном случае – если они сохранят свою потребность и у потомков. Пример свежего графика (первое полугодие 2018) продажи смартфонов в мире за последнее время свидетельствует об этом – наблюдается рост продаж мобильных устройств без доступа к wi-fi. Новоприобретенная привычка у некоторых людей «расширять» бумажную страницу движением пальцев при потребности лучше увидеть текст выглядит достаточно смешно. Но так ли все просто в глобальном масштабе? Примеры проявления у людей «клипового мышления», неумение грамотно записать письменный текст или невозможность длительного вдумчивого чтения – все это сегодняшние причины вполне вероятных завтрашних проблем информационной экономики. Условному специалисту завтрашнего дня придется обращаться за источником информации в разных областях знаний, он должен понимать, как эти дисциплины взаимосвязаны, чтобы использовать их возможности. Сегодня образование в основном направлено на усвоение навыков «узкой» профессии, результат не выходит за границы конкретных схем полученных навыков, а в итоге утрачивается эффективность возможностей работника. Ключевыми должны становиться метапредметные навыки, что дает развитие живому мышлению человека. О.В. Петунин считает, что «…более широким понятием являются «метапредметные умения», а «универсальные учебные действия» – это «кирпичики», лежащие в основе их формирования» [4, с. 166]. Но в реалии жизни проще обучить только готовым навыкам обычного потребителя, рынку много умников не надо. Природа как многосложный механизм синергии формировалась не один миллиард лет. Один из законов экологии говорит об устойчивости биоты в случае, если она многообразна, меньше объектов – нет конкуренции – слабый и недолговечный итоговый результат; выживает сильный, в нашем случае – умный. Необходимо создавать такие условия в обучении, которые, аналогично природным, дадут устойчивый результат конкуренции среди умных.

Задачи современного мира требуют от человека осведомленности в смежных областях знания, т.е. того, что в античности и средневековье было идеалом в виде подготовки универсального человека. Смена этих времен вознесла на постамент мысли Яна Амоса Коменского (1592-1670), основоположника научной педагогики, заслуга которого перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, он создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность. «Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности» [5]. По идее Я.А. Коменского, когда «метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий» [6], следует учитывать фактор возрастного восприятия информации, что очень логично и должно быть применимо и сегодня. Но когда в погоне за непонятной целью в социуме наблюдается снижение возрастных рамок обучения тому, что вчера изучалось детьми более старшего возраста, то в итоге это приводит к последствию относительно слабого познания того или иного научного факта без умения применить его в реальной, а не в компьютерной жизни. Все хорошо в свое время. Когда ребенок в 11 лет становится студентом, это не есть хорошо. Непонятная нужда (с точки зрения педагога) ускорить время (но очень понятная с точки зрения понятия «время – деньги») приводит к тем синергетическим последствиям в окружающем мире (где все взаимосвязано, пример – «эффект бабочки»), которые сегодняшняя наука не может просчитать и спрогнозировать. Может быть, здесь кроются причины нарушения природного баланса в виде необъяснимых для человека, но естественных для самой природы катастрофических событий. Вредные накопления неустойчивой энергии, рожденные мощью человеческой мысли глобального социума о желаниях иметь разрекламированный товар или услугу, оформляются природой в виде определенной точки невозврата, за которой происходит крах того социума, где был дисбаланс потоков энергии. Но природа с ее потенциалом имеет возможность восстановиться, а окружения человека уже нет. Не нами оформлено пространство и время – не нам ломать их ритмы.

Те люди, что жили в ритмах естественной природы, были счастливыми. Когда торопишься медленно, тогда и получишь свою долю, а так жить не умеет никто, потому что это великая мудрость, и этому не учат, потому что «время – деньги» и героями сегодня те, кто успел урвать больше. Нравственность и современная экономика не стыкуются в одно целое в современном мироустройстве – «волчок Адама Смита», заводя «оборотный капитал» будущей прибыли, не дает возможность человеку притормозить, чтобы услышать или увидеть проявления жизни. По большому счету человека надо заново научить пониманию законов природы, а не адаптивных (к потребностям обосновать механизм счастья путем приобретения товара) извращений мыслей А. Смита по поводу анализа этических стандартов поведения, обеспечивающих социальную стабильность. Нравственные основы миропонимания человек получил путем познания естественных законов природы. Я.А. Коменский утверждал, что «под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений; противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей». Если идешь против нравственной основы, значит противопоставляешь себя целой природе, можно ли выстоять в силе ее ответа? Главное побуждение человека – дарить добро, то, что дает свет. Так должно быть. Поэтому каждый, кто так или иначе причастен к педагогике, должен быть источником света для всех. Когда светло – все видно, ничего не скрыть. Иди к свету.

P.S. «…дети стали намного умнее благодаря интернету? … нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире» [7].

Список литературы и источников

1. Цит. по: http://e-history.kz/ru/publications/ view/3749

2. Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых ученых (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) / Под общ.ред. В.В. Семеновой; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. – 222-229 с.

3. Адам Смит. Теория моральных чувств, 1759 [Электрон.ресур. Режим доступа: https://libking. ru/books/sci-/sci-philosophy/565540-adam-smitteoriya- nravstvennyh-chuvstv.html

4. Петунин О.В. Метапредметные умения школьников // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 164-169.

5. Пережовская А.Н. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 27-30. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7993/(дата обращения: 01.09.2018).

6. Великая дидактика Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.referat7.ru

7. URL https://trendru.info/virus-cifrovogoslaboumiya- vsem-roditelyam-na-zametku/ (дата обращения: 01.09.2018).

 

 

Наши друзья



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10