электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Даты. События.

 

   

Архив статей 2019г.

 

Публикации о Великой Отечественной войне: история, мифы, методы подачи

№ 8 (189) октябрь 2019г.

Л.П. НОДА, ст. преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби, лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана

 

Готовя этот материал, наткнулась в интернете на тест по Великой Отечественной войне. Один из вопросов показался мне чрезвычайно интересным: «Что спасло защитников Москвы в 1941 году во время сильных морозов?» Ответила правильно: спирт, сало, сухари. А история такова: когда ударили морозы, пришлось обратиться за советом к бывшему главному военному интенданту царской армии. Когда этого уже очень пожилого человека привезли к Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал: «Русскую армию спасут – спирт, сало, сухари» [1]. Поскольку остальные продукты от сильных морозов просто рассыпались в труху. Шикарная история. История-побуждение, история-интерпретация, история-жизнь.

Информационный бум, бурное развитие интернета, возможность свободного высказывания породили такие факторы, как вседозволенность, беспрепятственная герменевтика, т.е. вольное толкование, основанное чаще всего не на знаниях, а на эмоциях. Это сегодняшняя данность, в которой приходится существовать. И труднее всего наверняка преподавателям гуманитарных наук, ведь именно они должны объективно рассказывать подрастающему поколению о прошлом страны и народа. Показывать как трагические страницы истории, так и победы, которых тоже было немало. И перекоса здесь быть не должно. Доводить до молодых умов мысль о великом потенциале людей, строивших страну. О значимости пережитого. О необходимости изучения каждого факта исторического былого. Изучения предельно беспристрастного, непредубежденного, непредвзятого. Возможности для этого есть у каждого думающего педагога, стремящегося донести до своих учеников истину.

Во всем мире активизировались различные силы, стремящиеся всеми способами исказить историческую правду. Потому настало время дать отпор всему тому наносному, исторически недостоверному, однополярно ущербному, что появляется прежде всего в СМИ, формирующих общественное мнение, а также в книгах и так называемых альтернативных учебниках, тому, что звучит с трибун научных и околонаучных конференций, вытесняя многополярную и многовекторную правду жизни, которая никогда не может быть однозначной.

Откуда школьники и студенты черпают информацию? Какие источники используют? Можно ли им полностью доверять? Вопросы не праздные. Ответы – в методиках преподавания. В компетенции педагога.

В России в 2009 году была создана «Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Основными задачами Комиссии являлись: обобщение и анализ информации и событий, направленных на умаление международного престижа Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов Президенту Российской Федерации; выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России; рассмотрение предложений и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России; выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий. Меня поразила эта связь: фальсификация исторических фактов и событий – ущерб интересов России. Связь прямая, однозначная.

В 2012 году Комиссия прекратила свою работу. Сообщалось, что Комиссия выполнила задачи, для решения которых она создавалась, и добилась успехов. Но были мнения и о том, что она была заведомо бесполезной [2]. Но, думается, много усилий было потрачено россиянами, чтобы возродилась правда истории.

Трагических событий в каждой стране было немало. Одной из таких исторических страниц, преподносимых сейчас с огромным искажением реальных фактов, является Великая Отечественная война. Изначально история военных сражений и будней самой кровопролитной войны писалась с огромными искажениями, причин тому несколько. Выделим важнейшие.

Во-первых, идеологическая. Желание видеть только нужные, удобные факты, а также пропаганда благоприятных примеров, служащих одной важной цели, характерны для всего периода правления И. Сталина.

Так, историк Л. Спирин писал: «Взаимоотношения Гитлера и Сталина вообще развивались своеобразно. Заверяя друг друга в личных симпатиях, они твердо знали, что смертельная схватка неизбежна. Велась крупная военно-политическая игра. Фюрер и его ближайшее окружение, готовясь к войне, рассчитывали на то, что Красная армия не скоро оправится от потерь, которые нанесли ей массовые репрессии 1937-1938 гг.» И финская кампании действительно подтвердила, что Красная армия не готова вести современную войну.

Понимая это, Сталин стремился всеми силами оттянуть столкновение хотя бы на год, чтобы закончить перестройку и вооружение армии. Скоро он и сам уверовал в то, что Гитлер может напасть на СССР только после того, как расправится с Англией, то есть не раньше 1942 года. И это мнение стало руководящим для всех от мала до велика. Другого никто не смел иметь. Нарком внутренних дел, член политбюро ЦК ВКП(б) Лаврентий Берия писал Сталину накануне войны: «… Я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 Гитлер на нас не нападет». Все в угоду мнению одного человека, который, не считаясь с многочисленными фактами, по-своему интерпретировал донесения разведки, считая, например, Рихарда Зорге «двойником», работающим на нас и на фашистов.

Историки и архивисты приводят многочисленные примеры срочной корректировки цифр, предоставляемых военными начальниками различных рангов Сталину для отчетов. Цель искажений – не навлечь гнев Верховного Главнокомандующего. Сталину преднамеренно докладывали неполные сведения, искажающие положение дел сначала на границе, а потом и на фронтах – и это доказанный историками факт.

Во-вторых, политическая. Красноречивыми примерами могут служить речи И. Сталина. Так, по окончании войны, 24 мая 1945 года Сталин на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии обратился к собравшимся со следующими словами: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой».

Еще один значительный пример – речь Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г. В этой речи Сталин находит «положительные стороны войны», тем самым вновь оправдывая собственные ошибки ведения войны.

В-третьих, статистико-идеологическая. Еще до войны Сталин лично исправлял своим знаменитым красным карандашом все стратегически значимые цифры, предназначенные для публикации в газетах. Ни одна пятилетка перед войной выполнена не была, а все СМИ рапортовали о победах в народном хозяйстве и многочисленных ударниках труда. Например, стахановское движение, в котором больше было показухи и скорейших рапортов-отчетов с огромными приписками. Именно печать и радиовещание пропагандировали все начинания, именно в них «делались» звезды и уничтожались авторитеты.

Перепись населения СССР 1939 года, лично переправленная вождем, и не могла быть правдивой, т.к. необходимо было привести в соответствие количество отправленных в депортацию, погибших, отбывающих сроки в лагерях, в тюрьмах.

Отдельная тема – потери СССР во Второй мировой войне. По мнению Сталина, потери победителей должны быть больше, чем у Германии и ее союзников. А отсюда и постоянное исправление, «уточнение» цифр людских и материальных утрат. Кстати, это одна из актуальнейших на сегодня тем в СМИ, в интернете. На многочисленных сайтах огромное количество материалов по этой проблеме. Людей волнуют эти цифры, способы подсчета. Сейчас существуют различные оценки потерь Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Это связано как со способами получения исходных данных, так и с применяемыми методами расчета.

В-четвертых, экономическая. Государству, естественно, невыгодно платить семьям погибших, льготникам, а потому сотни тысяч были объявлены «без вести пропавшими».

В-пятых, интерпретационная, наверняка одна из самых больных. Критик В. Кардин писал: «По дурной какой-то привычке нам нередко думалось: не вся и не всякая правда о войне в строку вяжется. Есть правда нужная и ненужная, типичная и нетипичная. большая и малая, масштабная и немасштабная…» [3].

Повествования о войне, как документальные, так и художественные, необходимо анализировать с разных позиций и критериев, так же, как нужно четко различать исторические факты и исторические интерпретации. На что имеет право учитель? Только на историческую правду. Незыблемость факта, его истинность, правдивость, реальность. Главное требование – следование исторической правде, какой бы ужасной она ни была. Священность фактов, документализм подачи материала создадут у молодого поколения объективную картину происходивших событий.

Так, например, штрафбаты, созданные по знаменитому приказу Сталина № 227, – одна из тайн войны. «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» или в просторечии «Ни шагу назад!» – приказ № 227 Народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина от 28 июля 1942 года. Приказ, ужесточавший дисциплину в Красной армии, запрещавший отход войск без приказа, вводивший формирование штрафных подразделений из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. «Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв». Сегодня об этом много написано, сняты фильмы, казалось бы, это перестало быть завесой. Но почему так много заблуждений по этому поводу, так много вопросов? Долгое молчание, недосказанность, отсутствие опоры на документы и мнения авторитетов. Все это порождает массу легенд и небылиц.

О войне, ее фальсификациях написано много. Но, по мнению Е. Якушовой, «стоит разграничивать понятия «фальсифицировать» и «переписать», потому что в аспекте истории они выступают как две стороны одной медали. Фальсифицировать – подделать, исказить с целью выдать за подлинное, настоящее. Такие действия нельзя считать допустимыми. Переписать – написать заново, скопировать. Перепись истории совершается для введения в нее фактов недавно открытых или найденных, безусловно, это имеет место, так как архивные данные постоянно исследуются, анализируются и дополняются» [4].

В заключение несколько советов учителям и родителям: наша задача – побуждать подростка к изучению правдивой истории! И тут все способы хороши.

Начать с самого интересного, но помнить – каждому свое: для кого-то несколько фактов о войне, об участии в ней деда/прадеда сделают гораздо больше, чем все книги вместе взятые (вот и участие в акции «Бессмертный полк»).

Для кого-то стимулом будет захватывающий фильм. Не забывайте советские фильмы, идеология – идеологией, но глубина некоторых просто поражает. Обязателен к просмотру фильм режиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Снятая в 1965 году, эта кинолента до сих пор удивляет: как же в ней все просто, наглядно, достоверно. И страшно. Ромм отмечал: «Я делал эту картину для советской молодежи. Я заметил, что молодежь, выросшая после войны, плохо представляет себе, что такое война и что такое фашизм. Плохо знает, иногда и не хочет знать. Я делал картину для них». Актуально? Более чем. Любопытные воспоминания М.И. Ромма можно прочесть здесь [5].

Помнить, что те люди, которых мир знает как писателей, во время Великой Отечественной войны служили фронтовыми журналистами. Кстати, люблю разбирать тему «СМИ во время Великой Отечественной войны»: студенты живо откликаются, с удовольствием читают такие разные публицистические тексты, равнодушных к этой теме нет. Обязательно рекомендую очерки Ильи Эренбурга «Казахи» [6], Бориса Горбатого «Письма к товарищу» [7] и многое другое, выбираю самое интересное. Разноплановые произведения, проникнутые лиризмом, содержащие множество фактов, опубликованные в газетах периода войны, рассказывали о самом сокровенном – о Родине и доме, но в то же время призывали идти в бой и бить врага.

А кому-то по душе придутся мемуары о войне. И здесь выбор огромен. Кто-то заинтересуется биографией полководцев, изучит их жизненные пути.

Главное – не упустить момент, услышать ребенка. Помню, как мы с сыном, тогда девятиклассником, искали в книжном магазине книгу Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которой заинтересовался подросток. Читая любимого Сергея Довлатова, сын наткнулся на его заметки о Викторе Некрасове «В окопах «Континента», или Малая земля Виктора Некрасова. Из заметок «Литература продолжается» [8]. Возник интерес: «Мне хотелось настоящей литературы о войне именно автора-участника войны». С того времени и до сегодняшнего дня, когда сын прочитал уже сотни произведений на военную тематику, именно эта книга Виктора Некрасова о Великой Отечественной войне – одна из самых любимых.

В газете «За Родину» 7 ноября 1942 года под рубрикой «Красноармейское творчество» опубликована телеграмма:
Берлин
Брехунштрассе
Геббельсу:
Бреши не бреши,
А так и запиши –
Двести твоих собак
Угробил я – казах.
Управился один,
А ты, сукин сын,
Орешь, что непобедим.
Поживем, поглядим,
Что от вас останется,
Можешь черту кланяться.
По тебе очень тоскую –
Убить бы суку такую,
Как ты,
Битты*).
Остаюсь человеком
Тулеугалий Абдыбеков.
*) Битты – конец.

Кстати, в газетах и журналах периода Великой Отечественной войны публиковалось очень много стихов, песен, баллад, пословиц и поговорок, карикатур, чего стоил журнал «Фронтовой юмор». Зачастую материалы воинов публиковались под рубрикой «Красноармейское творчество». Известен факт: бойцы, прочитав на отдыхе очередную главу о Василии Теркине, не дожидаясь следующей публикации, сами дописывали «продолжение» в Теркинском духе.

Уточнение неизвестных фактов, которых нет в учебниках, дает возможность повышать интерес к предмету познания, легче и свободнее ориентироваться в теме. Помните, «спирт, сало, сухари».

Учет потребностей молодого пытливого исследователя – одна из стержневых задач учителя-гуманитария. Умение вовремя направить, множить не только знания, но лечить правдивой историей душу ребенка и призваны педагоги-гуманитарии.

Источники

1. https: //podolskriamo. ru/article/57908/chto-vy-znaete-ovelikoj- otechestvennoj-vojne-viktorina. xl

2. http: //lawinrussia. ru/content/falsifikaciya-istorii

3. Кардин В. Легенды и факты. «Новый мир». 1966. № 2.

4. Якушова Е. Фальсификация истории // http: //lawinrussia. ru/content/falsifikaciya-istorii

5. scepsis. net/library/id_1174. html

6. http: //militera. lib. ru/prose/russian/erenburg_ig3/108. html

7. http: //militera. lib. ru/prose/russian/gorbatov2/06. html

8. http: //nekrassov-viktor. com/AboutOfVPN/Dovlatov. aspx

9. Абдыбеков Т. Телеграмма // За Родину. 1942. 7 ноября.

 

 

Даты. События.





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru       /span>

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10