электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Дорожная азбука

 

Архив статей 2013 г.

 

Три волшебных цвета
интегрированный урок по изобразительному искусству и ПДД

№ 4 (125) апрель 2013

Г.Б. ОМАРОВА, директор средней школы № 85, г.Алматы

Материалы конкурса "Дорожная азбука"

Цели:
– закрепление знаний учащихся о значении основных цветов светофора;
– развитие образного (ассоциативного) мышления учащихся;
– формирование навыков оформления листовок, плакатов по безопасности дорожного движения.

Оборудование:
– брошюра «Правила дорожного движения Республики Казахстан»;
– 1 лист ватмана, чистые листы бумаги формата А4 по числу учеников;
– цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Лист ватмана располагается горизонтально и делится на три части. В первой части слева изображен силуэт вертикального светофора с тремя не закрашенными кругами. Правее, во второй части листа, рядом с сигналами светофора, остается свободное место, где будут расположены надписи в две-три строчки: верхняя – «Стой! Опасно!», средняя – «Стой! Внимание! Опасно!», нижняя – «Иди! Безопасно!» (см. рисунок). Эти надписи должны быть заготовлены за- ранее, чтобы по мере необходимости их можно было прикреплять к плакату. Сигналы светофора можно по мере необходимости закрашивать фломастером или также заранее заготовить три цветных круга (красный, желтый, зеленый), чтобы потом прикреплять к светофору. Крайняя справа часть ватмана должна быть самой большой по объему, не менее половины всего листа, т.к. там пред- полагается рисовать предметы, картинки, образы, соответствующие значению сигналов светофора.

Рекомендации: за несколько дней до урока дать задание учащимся по дороге в школу и домой, на прогулках понаблюдать за работой светофоров, за тем, какого цвета огоньки горят в них, сколько этих огоньков и как они расположены и т.д.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем рисовать очень важный предмет и одновременно изучать правила дорожного движения (показывает ученикам брошюру по ПДД). Желательно, чтобы такая книжечка была у каждого из вас дома и чтобы вы вместе с родителями изучали специальные правила движения для пешеходов.

Сегодня на уроке мы с вами нарисуем небольшой плакат, который поможет вам понять и запомнить некоторые правила дорожного движения.

А сейчас я вам загадаю загадку. Кто ее разгадает, тот и назовет тему нашего урока.

Загадка
Высокий, стройный,
С тремя глазами.
У дороги стоит,
Никого не боится.
(Светофор)

После ответа ребят учитель раздает им чистые листы бумаги форматом А4 и крепит заготовленный плакат с изображением светофора. Учитель предлагает учащимся расположить листки горизонтально, перегнуть их, чтобы было три части (крайняя правая – самая большая), и нарисовать в левой части вертикальный светофор с не закрашенными глазками, как на плакате. Пока дети выполняют задание, учитель задает вопросы по теме.

– Почему этот предмет назвали «светофор»? (Правильный ответ: Слово «светофор» происходит от русского слова «свет» и греческого «phoros», «форос» – несущий. Поэтому светофор – это значит «несущий свет»).

– А зачем людям нужны светофоры? Как они нам помогают? (Правильный ответ: Светофор – это такой прибор с разноцветными (красного, зеленого или желтого цвета) стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах и т. п. Он похож на фонарь, которым подают сигналы в темноте. Он помогает наводить порядок на улицах, дорогах, железнодорожных переездах, чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, двигались по очереди, уступали друг другу дорогу).

– Какие цветовые сигналы используются в светофоре? (Ответ: Красный, желтый и зеленый).

Учитель предлагает детям раскрасить глазки светофора так и теми цветами, как они работают в настоящем светофоре. После проверки задания, учитель раскрашивает (закрепляет цветовые заготовки) в светофоре на плакате. Если кто-то ошибся и неправильно расположил цвета, выдается чистый лист бумаги для исправления ошибки.

Затем учитель спрашивает детей о значении красного сигнала в системе дорожной безопасности. (Правильный ответ: Главное значение красного цвета – опасность. Нельзя двигаться на этот цвет). Учитель прикрепляет (пишет) надпись «Стой! Опасно!» рядом с красным сигналом.

– Что вам напоминает красный сигнал светофора, на что он похож? (Ответ: Красный цвет напоминает огонь, пожар, раскаленный металл, травмы, каплю крови на ране, эмблему на машине «скорая помощь». Этот цвет очень яркий и хорошо виден днем и ночью, в тумане и во время дождя. Это цвет тревоги, опасности. Поэтому в светофоре красный цвет располагается всегда первым и запрещает движение всем участникам дорожного процесса).

Учитель дает задание учащимся нарисовать в правой части листа А4 против красного цвета по 1-2 картинки, характеризующие этот цвет, которые им больше запомнились, которые по значению похожи на красный сигнал светофора, и сам рисует некоторые из них на ватманском листе.

Аналогичная работа проводится с желтым и зеленым сигналами светофора. При работе с желтым сигналом учитель должен акцентировать внимание детей на том, что этот цвет имеет два значения: главное – «Стой! Опасно!», а также второе значение – «Внимание! Будь осторожен!». Желтый сигнал похож на солнце без лучиков. С солнцем надо быть осторожным, оно может обжечь человека своими лучами, сделать ему больно. Поэтому надо быть очень внимательным. На красный и желтый сигналы пеше- ходы стоят, только на зеленый начинают движение.

Обычно желтый цвет у детей ассоциируется с солнцем, песком (который тоже может обжечь чело- века, если не принять мер предосторожности).

Зеленый цвет напоминает об отдыхе, спокойствии, безопасности. На лужайке, на джайляу дети любят бегать, кувыркаться, прыгать. В лесу под деревьями собирать грибы, ягоды. Из листьев делают гербарии. Елка на Новый год дарит детям самый лучший и веселый праздник. Воинская форма защитников Отечества тоже зеленого цвета, потому что воины обеспечивают безопасность нашей страны и каждого ее гражданина.

В дорожном движении зеленый цвет – это цвет безопасности, защиты. Каждый ребенок в своем плакате рисует то, что ему больше всего нравится.

Для учащихся 3-4 классов можно задать дополнительные вопросы. Например:

– Как вы думаете, почему каждому цвету в светофоре определено строго свое место? (Ответ: Чтобы водители и пешеходы знали, за каким сигналом идет другой, и смогли вовремя остановиться или начать движение. А еще, есть такие люди, которые не различают цвета (дальтоники), но они тоже знают, что самый первый в светофоре всегда красный цвет, который запрещает движение. В центре светофора – желтый, и в конце (внизу или справа) – зеленый. Поэтому такие люди тоже могут выполнять требования сигналов светофора.

– Какие цвета используются в светофорах для пешеходов? (Красный и зеленый).

– Какие вы знаете пешеходные светофоры, как они выглядят? (Бывают круглые или прямоугольные с надписями «Стойте» – на красном глазке, «Идите» – на зеленом.)

Если после выполнения задания остается время, можно попросить ребят рассказать стихотворения про светофор или выучить новое:
– Где ты был до сих пор?
– Задержал светофор.
Красный – ясно –
Путь опасный!
Желтый – то же,
Что и красный.
А зеленый впереди –
Проходи!

Можно также провести игру «Светофор».

Учащиеся выстраиваются в шеренги между проходами парт. Учитель произвольно показывает на ватманском листе сигналы светофора. Если будет красный сигнал – учащиеся должны сделать шаг назад и сказать: «Стой!». При желтом сигнале все стоят на месте и говорят: «Стой! Приготовься!», на зеленый сигнал все делают три шага вперед и говорят: «Иди!». Тот, кто ошибается, выходит из игры и садится за парту. Победит тот, кто ни разу не ошибся.

В завершении урока учитель благодарит ребят за отличную работу и предлагает подарить их плакаты младшим членам семьи, в детский сад для изучения ПДД.


Дорожная азбука




 


Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10