электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Дорожная азбука

 

Архив статей 2016 г.

 

«Внимание – дети!»

№ 7 (158) сентябрь 2016

Н.В. БУТЕНКО, Заслуженный работник, Почетный ветеран МВД РК, г. Алматы

 

По информации Комитета административной полиции МВД РК, акция проходила в два этапа. В рамках первого – с 20 до 31 августа – планировались мероприятия в школах и детских садах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) на 2016–2017 учебный год, а возле детских учреждений для безопасности юных пешеходов устанавливали необходимые дорожные знаки (в т.ч. и для водителей), наносили дорожную разметку.

Во втором этапе – с 1 по 5 сентября – возле учебных заведений были выставлены посты и организовано патрулирование нарядами полиции для укрепления дисциплины водителей и пешеходов. Также сотрудники полиции приняли участие в общешкольных линейках, уроках и тематических мероприятиях по безопасности дорожного движения. И, конечно, ход этого мероприятия активно освещали СМИ.


«Внимание – дети!» – так называется оперативно-профилактическое мероприятие, которое традиционно проводят в рамках подготовки к новому учебному году силами подразделений местной полицейской службы (МПС) и административной полиции во взаимодействии со СМИ.

Для чего проводят такие акции? Чтобы снова и снова напомнить взрослым и детям о том, что дорога, автомобиль – это источники повышенной опасности.

Не буду «грузить» читателей подробной статистикой ДТП (дорожно-транспортных происшествий) в нашей Республике. Приведу лишь несколько цифр.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, за 7 месяцев 2016 года произошло около 10 тысяч ДТП, в которых пострадало 14 тысяч человек, в т.ч. более 1200 по- гибли. Каждый десятый-одиннадцатый погибший – ребенок. И хотя все эти цифры несколько меньше, чем в прошлом году, обстановка на дорогах остается более чем тревожной.

Среди стран Центральной Азии Казахстан имеет самый высокий показатель смертности на дорогах (анализ экспертов проекта ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия) «Безопасность дорожного движения II»), отметили в пресс-службе ведомства.

Можно ли изменить ситуацию к лучшему? Можно. И, прежде всего, повысив качество обучения детей основам дорожной безопасности. Для этого необходимо создать толковые тематические учебники, методическую литературу, наглядные пособия, игры, учебные фильмы, мультфильмы, а также специальные детские автогородки, автоплощадки и т.д., чего пока, к сожалению, очень и очень недостаточно.

МВД РК и его региональные подразделения совместно с раз- личными общественными организациями, государственными и частными корпорациями, компаниями, благотворительными фондами предпринимают шаги в этом направлении, но еще много вопросов остается нерешенными.

Общественный образовательный фонд «Открытая школа» вносит свой посильный вклад в дело обучения детей Правилам дорожного движения. В журнале «Открытая школа» постоянно публикуют материалы по безопасности дорожного движения. Три года назад фонд совместно с Советом ветеранов Центрального аппарата МВД РК объявили конкурс для педагогов на лучшие разработки уроков, мероприятий по ПДД. А в 2014 году по итогам этого конкурса, при финансовой поддержке ТОО «Personnel Recruitment Center «Career Holdings» (директор – Асан Асылбекович Нугманов), был издан сборник практических материалов для преподавателей по ПДД «Дорожная азбука». Сборник богато иллюстрирован, в нем на конкретных примерах и схемах раскрываются наиболее типичные ошибки детей при переходе улицы и даются практические рекомендации по предупреждению критических дорожных ситуаций. Авторами работ являются не только учителя начальных классов и классные руководители, но и преподаватели рисования, физкультуры, музыки, математики, русского языка, литературы и других предметов, обязательных для обучения в школе. Это свидетельствует о том, что элементы ПДД, дорожной безопасности отлично вписываются в интегрированные уроки. В сборник также включено несколько новых тематических песен казахстанских композиторов.

В 2016-2017 гг. объявлен аналогичный конкурс. Уже поступило несколько оригинальных разработок интегрированных уроков и 4 песни. Условия конкурса можно посмотреть в январском номере т.г. журнала «Открытая школа». Срок сдачи работ продлен до 30 сентября 2017 года.

В этом году по инициативе Общественного объединения «Казахстанская организация ветеранов органов внутренних дел г. Алматы» и Общественного образовательного фонда «Открытая школа», при финансовой поддержке ТОО «Personnel Recruitment Center «Career Holdings» и ТОО «Caspian Projects Supply Company» (директор – Асан Асылбекович Нугманов) созданы два видеофильма по безопасности дорожного движения для учащихся, педагогов и родителей.

Видео тест для пешеходов под названием «Что мы делаем не так» рассчитан на педагогов и учащихся 4-8 классов. Эфирное время – около 5 минут. В фильме нет никаких комментариев – только документальные съемки с участием пешеходов. Здесь нет постановочных кадров, все действия участников движения – это «картинки из жизни», которые каждый из вас видел сотни раз (а, возможно, и участвовал в таких событиях?!) в вашем родном городе.

Задача для зрителей – определить и объяснить нарушения ПДД пешеходами. Причем не надо считать общее количество нарушений, необходимо определить виды нарушений и объяснить их опасность для самих пешеходов и других участников движения. Формулировки видов нарушений учитываются только в том случае, если они строго соответствуют Правилам дорожного движения, а не пересказываются в «вольном» изложении.

Наши рекомендации по просмотру видеотеста:

Подготовьте несколько листов бумаги, ручку и … брошюру «Правила дорожного движения» последних лет издания.

При просмотре фильма сразу кратко, своими словами записывайте виды нарушений, которые вы определили.

Еще раз внимательно просмотрите видеоматериал. Если есть дополнения, внесите в первоначальный вариант.

С помощью брошюры «Правила дорожного движения» выпишите дословно официальные формулировки нарушений, которые вы определили, и укажите пункты ПДД, на которые ссылаетесь.

Подумайте и опишите своими словами, чем опасны эти нарушения для других участников движения.

Кстати, не только пешеходы, но и водители могут попробовать свои силы при тех же условиях.

Этот видеотест можно использовать как конрольное или итоговое занятие в конкурсах по теме «Пешеход и переход». Задания учащиеся могут выполнять индивидуально или в небольших группах (но предварительно педагог сам должен проработать материал, чтобы знать правильный ответ).

Как показала практика, участники просмотра далеко не всегда могут назвать все виды нарушений. Мы могли бы дать вам для ориентира правильный ответ, но преднамеренно не делаем этого, а предлагаем своеобразный конкурс. Присылайте в редакцию журнала «Открытая школа» свои варианты ответов до 30 ноября т.г. Можно индивидуально или от имени класса. Правильные ответы мы опубликуем в журнале. Более того, победителю будет вручена подписка журнала на 2017 год.

Второй фильм называется «Пешеход и пере- ход». Эфирное время – около 15 минут. Это учебный фильм, основанный на документальных съемках. Рассчитан он также на учащихся 4-8 классов. Но если разбить его на блоки, то можно использовать и для младших школьников.

Наши рекомендации по просмотру видеофильма:

1. Подготовьте несколько листов бумаги, ручку и брошюру «Правила дорожного движения» последних лет издания.

2. Перед просмотром желательно провести беседу по темам, которые освещаются в фильме. Это следует сделать, чтобы узнать уровень подготовки детей по основным вопросам безопасности дорожного движения. Можно провести беседу сразу по всем вопросам к фильму и дать школьникам возможность ответить на них своими словами, а затем просмотреть весь фильм. Но лучше разбить вопросы и фильм на блоки, чтобы материал воспринимался конкретнее. Обязательно в каждом ответе должно быть объяснение, почему именно так надо поступать с точки зрения дорожной безопасности.

Блок 1 – Общие вопросы.
– Чем опасна улица для участников дорожного движения?
– Что предусмотрено в ПДД, чтобы участники движения не мешали друг другу?
– Почему тротуар безопасен, а проезжая часть опасна для пешехода?
– В каком Законе РК транспорт и дороги относятся к источникам повышенной опасности? Почему?
– Знаете ли вы, сколько дорожно-транспортных происшествий происходит в мире, РК, вашем городе? Сколько человек погибают и получают ранения?
– Почему в разных странах установлены Правила дорожного движения и наказание за их на- рушение?
– Почему пешеход является самым беззащитным участником дорожного движения?
– Как можно избежать дорожных ЧП?

Блок 2 – Пешеходы. Места и правила безопасного перехода.
– Где можно переходить дорогу? Как определить место перехода?
– Почему наземный переход опаснее, чем надземный и подземный?
– Что такое «регулируемый перекресток»?
– Значение сигналов светофора. Особенность и сложность желтого сигнала.
– Значение жестов регулировщика. Особенность и сложность положения регулировщика с вытянутой вперед правой или левой рукой.
– Какие рекомендации можно дать детям, чтобы они лучше поняли значение жестов регулировщика?
– Что такое нерегулируемый перекресток? По- чему он опаснее регулируемого?
– Правила перехода нерегулируемого перекрестка.
– Как можно определить безопасное расстояние между человеком и приближающимся транспортом?
– Минимальное безопасное расстояние между пешеходом и автомобилем? От чего оно зависит?
– Почему водитель не может сразу остановить автомобиль?
– Чем опасен выход из-за стоящего транспорта или предмета, ограничивающего обзорность?
– Как переходить дорогу пешеходу, если на проезжей части стоят автомобили, автобусы и закрывают от человека проезжую часть?

Блок 3 – Остановки общественного транспорта
– Как правильно обходить стоящие автобусы, троллейбусы, трамваи? Почему?
– Как правильно пользоваться остановками общественного транспорта?
– Почему нельзя ожидать транспорт на проезжей части?
– Что такое ПДД и почему их необходимо соблюдать?

3. После просмотра фильма желательно, чтобы учащиеся ответили на вопросы:
– Что особенно запомнилось в этом фильме?
– Какие рекомендации, разъяснения помогли лучше понять отдельные положения ПДД?
– Приходилось ли им самим объяснять младшим братьям, сестрам, учащимся младших классов ПДД и в чем они испытывали затруднения?
– Что может лично сделать каждый школьник, чтобы на улицах было как можно меньше дорожных происшествий?

4. После просмотра фильма и краткой беседы предложите детям дома нарисовать (на листах формата А4) черно-белые картинки на тему дорожной безопасности для малышей и на основе этих рисунков создать свои школьные картинки- раскраски. Их можно будет вручить первоклассникам на одном из мероприятий по ПДД. А еще можно предложить придумать настольную игру по ПДД. Лучшие работы присылайте в журнал «Открытая школа» с указанием авторов. Вполне возможно, что они войдут в следующий сборник «Дорожная грамота».

***

К сведению читателей: сборник «Дорожная азбука» и фильмы «Что мы делаем не так», «Пешеход и переход» можно скачать бесплатно на сайте журнала «Открытая школа» по адресу: http://www.open-school.kz/glavstr/informmater/nashy_izdaniya.htm

***

Татьяна Касимовская родилась в Южно-Казахстанской области. Музыкальное образование получила в Караганде. Музыкальную школу и училище им. Таттимбета окончила с отличием по двум специальностям – преподаватель ДМШ по классу музыкально-теоретических дисциплин, общее фортепиано и дирижер хора. Училась в Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы на отделении музыковедения. В настоящее время – учитель СОШ № 17 г. Караганды

1. На асфальте, как в тетрадке, разлинована дорожка.
Может, это дядя Степа пошутить решил немножко?
Нет, ребята твердо знают: эта «зебра» – переход.
Перед этой «зеброй» транспорт останавливает ход.

Припев: Должен помнить пешеход: перекресток – переход!
Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора.

2. Там, где шумный перекресток, где машин не сосчитаешь,
Перейти не так уж просто, если правила не знаешь.
Это всем должно быть ясно, даже тем, кто ходит в ясли,
Всем, кто в городе живет. Помни это, пешеход!

Припев.


Дорожная азбука




 


Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10