электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Дорожная азбука

 

Архив статей 2017 г.

 

Изучение ПДД – это право детей на жизнь

№ 1 (162) январь 2017

Н.В. БУТЕНКО, Заслуженный работник, Почетный ветеран МВД РК, г. Алматы

 

В 2014 г. вместе с журналом «Открытая школа» при финансовой поддержке ТОО «Personnel Recruitment Center Career-Holdings» мы провели конкурс среди учителей и лучшие работы опубликовали в сборнике «Дорожная азбука». В 2016 г. – в помощь преподавателям ПДД сняли два документальных фильма «Пешеход и переход» и «Что мы делаем не так?». Сборник и филь- мы можно бесплатно скачать с сайта журнала «Открытая школа» (http://www.open-school): сборник размещен в рубрике «Наши издания», а фильмы – в рубрике «Дорожная азбука».


Десять лет назад Лидер Нации, Президент РК Н.А. Назарбаев на одном из заседаний Совета безопасности страны потребовал от определенных ведомств ввести обязательное изучение Правил дорожного движения в школах. Это было сделано для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей, которые тысячами попадали в нелепые дорожно-транспортные происшествия, получая тяжелые травмы или погибая в таких ЧП.

Прошло 10 лет. Судя по официальной статистике, уровень дорожно-транспортной аварийности несколько снизился, но все равно среди участников дорожных трагедий остается немало детей. Так, по итогам 10 месяцев 2016 года (по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан) на дорогах страны произошло 14 728 ДТП, в которых пострадали 21 070 человек, в том числе погибли 1 958 человек. В числе пострадавших в ДТП ранены 3 587 и погибло 195 несовершеннолетних.

Основные причины таких трагедий типичны для всех уголков нашей страны. Это – переход улицы в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом, на запрещающий сигнал светофора или жеста инспектора, выход из-за стоящего транспорта, а также игры на проезжей части и невнимательность или переоценка своих возможностей.

Многие пострадавшие ребята говорят, что они изучают ПДД в школе. Правда, не могут вспомнить, о чем говорилось на последнем таком уроке. Другие дети и вовсе не могут вспомнить – были ли у них такие занятия.

Ни в коем случае не хочу возложить ответственность за слабые знания детей ПДД исключительно на педагогов. Учить школьников (да и дошкольников) основам дорожной безопасности обязаны, прежде всего, родители. Но и учителя могут многое сделать в решении этой важной задачи.

Давайте попробуем разобраться, почему все-таки «пробуксовывают» программы обучения школьников Правилам движения. Анализируя ситуации, я буду ориентироваться не только на собственный опыт (занимаюсь вопросами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уже более 40 лет, являюсь автором нескольких книг, практических рекомендаций, учебных пособий по указанной теме), но и на мнение сотен педагогов, с которыми встречалась на своих семинарах и мастер-классах.

Причина 1. Низкий официальный статус правил дорожного движения как предмета обучения.

В сентябре 2007 года, согласно указанию Президента РК Н.А. Назарбаева, в школах с 1 по 8 классы ввели изучение ПДД по единой Типовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РК. В ней подробно разъяснялось, как и что надо делать, чтобы дети усвоили азы дорожной безопасности.

«На изучение Правил дорожного движения в 1-4 классах выделяется по 18 часов в год на каждый класс, а 5-8 классах – по 14 часов на каждый класс в год.

При этом учебная программа по ПДД в 1-4 классах должна проводиться за счет следующих предметов: письмо, пение, ознакомление с окружающим миром, природоведение, развитие речи, внеклассное чтение, физическое воспитание, изобразительное искусство, трудовое обучение – и войти в календарное планирование по месяцам. В 5-8 классах изучение ПДД проводится во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов. Обучение Правилам дорожного движения осуществляется в общеобразовательных школах учителями начальных классов, классными руководителями, учителями трудового обучения.

В журнале заполняется отдельная страница, где записываются темы занятий, отмечается посещаемость и фиксируются поурочные оценки знаний учащихся. Критерии оценок соответствуют общепринятым нормам выставления оценок по гуманитарным предметам. Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией… После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили Правила дорожного движения».

Примерно такие же требования ежегодно повторялись и в инструктивно-методических письмах МОН РК, то есть чувствовался контроль со стороны высшего образовательного органа. Но со временем статус ПДД стал понижаться. Так, в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292 были внесены изменения по Государственным обще- обязательным стандартам образования 2012 г. Приведу лишь небольшую выдержку.

«Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

пункты 25, 26 изложить в следующей редакции:
«25. Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3-4 классах реализуется в рамках учебного курса «Познание мира»: в 3 классе с годовой учебной нагрузкой 6 часов, в 4 классе – 10 часов, учителями начальных классов; в 6, 8, 9 классах реализуется в рамках учебного курса «Физическая культура» с годовой учебной нагрузкой по 15 часов учителями физической культуры; в 10-11 классах реализуется в рамках учебного курса «Начальная военная подготовка» с годовой учебной нагрузкой 25 часов преподавателями-организаторами начальной военной подготовки. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности являются обязательными и проводятся в учебное время.

226. Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в 3-4 классах реализуется в рамках следующих учебных курсов: «Родной язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология»; в 6, 8 классах реализуется во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов»…

Больше о ПДД – ничего. Этот курс как бы ушел на второй, точнее – на последний план. И это заметно уже на уровне МОН. В инструктивно-методическом письме «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году» об изучении ПДД вообще нет никаких разъяснений. Хотя инструкции по курсу ОБЖ про- дублировали текст вышеуказанного постановления.

И теперь учителя в замешательстве – одни по- прежнему ставят отметки по ПДД, другие – нет, ссылаясь на новые критерии выставления оценок по основным предметам. Многие учителя начальной школы не знают, за счет каких предметов изучать ПДД в 1-2 классах или проводить отдельным уроком. Очень много неясностей, которые, видимо, должны разрешить ответственные лица Министерства образования и науки РК. И начать надо с повышения статуса учебного курса ПДД. Может, выделить его самостоятельным уроком? Или включить в систему «Основы безопасности жизнедеятельности», чтобы он был тоже обязательным и контролировался администрацией школы?

Причина 2. Недостаточное количество, низкое качество доступной, понятной, профессиональной, специальной, методической, художественной литературы, развивающих игр, пособий, наглядной агитации по ПДД и БДД для школьников.

Действительно, трудно найти в наших магазинах необходимый материал. Изданное учебное пособие по ПДД в 2009 году оказалось настолько некачественным, что в адрес МВД и МОН РК было множество нареканий от простых граждан. Новые учебники в заинтересованных ведомствах пока находятся в разработке и проходят апробацию на экспериментальных площадках. Как признаются сами учителя, они пользуются источниками из Интернета или из литературы авторов РФ. И кабинет, и площадку по ПДД не оборудовать без необходимых пособий, атрибутов.

Учитывая, что единых требований, методик к раскрытию темы нет (как по другим предметам), качество урока по ПДД будет отражать исключительно личное отношение учителя к данному предмету. И далеко не у всех найдутся время и силы, чтобы организовать действительно интересный, запоминающийся урок по дорожной безопасности, который, возможно, когда-то спасет жизнь и здоровье ребенка в сложной ситуации.

Причина 3. Курс ПДД в школах ввели, учителей обязали его проводить, но со стороны МОН не организован процесс обучения самих педагогов методике преподавания этого курса.

Не секрет, что ПДД в школах, особенно в начальных классах, ведут женщины, которые не имеют водительских прав, т.к. у них нет автомашин. И вот такой человек должен объяснить ребенку все тонкости дорожной безопасности и правил дорожного движения. Даже не все водители могут это сделать, потому что знать самому ПДД и уметь доходчиво объяснить ребенку – это совершенно разные вещи. Например, как вы расскажете первокласснику, что такое тормозной путь автомобиля или каким должно быть безопасное расстояние между человеком и приближающимся автомобилем? А как доступно объяснить малышу значение жестов регулировщика, если даже взрослые люди не всегда их понимают?

Учителя в обязательном порядке периодически проходят курсы повышения квалификации по разным дисциплинам. Но по ПДД официально таких курсов нет, они не предусмотрены в программах Министерства образования и науки РК. /p>

На семинарах по ПДД (которые мы проводим по заявкам школ, ведомств, Республиканской ассоциации частных организаций образования) учителя пишут в анкетах, что им трудно объяснить детям именно такие сложные темы, даже значения дорожных знаков для многих непонятны.

ИИ когда начинается моделирование конкретных дорожных ситуаций и действий участников семинара – нам не хватает 6-8 часов, чтобы во всем досконально разобраться. И все это время учителя активно принимают участие в играх, в решении практических задач, разработке различных акций, сценариев по дорожной безопасности, анализе учебных фильмов и видеотестов для пешеходов. Особенно серьезно педагоги воспринимают ситуации, которые приводят к дорожным происшествиям. «Наезды, столкновения» воспроизводятся в игровой форме, но даже в этом случае участники «конфликта» признаются, что им было по-настоящему страшно. Потом ситуации обязательно повторяются, но до аварии дело не доходит, потому что пешеходы и водители отрабатывают навыки правильного, безопасного поведения в этом конкретном случае. По окончании семинара каждый, кто успешно справился с программой занятий, получает подтверждающий сертификат и разработки, методрекомендации, которые можно использовать в повседневной работе.

Учителя считают, что такие занятия должны стать обязательными и проводиться повсеместно на курсах повышения квалификации. Такие уроки уже не дадут формально относиться к ПДД, от которых зависит жизнь человека. /p>

Правила дорожного движения вмещаются в небольшую тонкую книжечку. Ее можно прочесть за пару часов. Но в ней отражается многолетний опыт всего человечества, и чтобы понять смысл каждого требования, – нужно время и желание помочь ближнему.

PS. Для проведения внеклассных мероприятий по ПДД предлагаем детские песни, написанные карагандинскими авторами.


1.
На проезжей части все мы пешеходы.
Правила движения все знаем, переходы.
Вдоль дороги знаки, рисунки, указатели,
Туристы и зеваки, будьте повнимательней! 2 раза
Припев
Помогут правильно в пути остановиться и пройти
Знаки дорожные! Будьте осторожнее! 2 раза
2.
Лестница, ступени вниз – подземный переход.
Буква «М» большая в метро нас приведет.
Знак с рисунком «Дети» – нельзя нам здесь играть.
Напрасно вы подумали, что знак зовет играть. 2 раза
Припев.
3.
А вот и круглый, синий – в нем человечек белый,
Идешь ты вдоль дороги весело и смело.
Дорожка пешеходная, как тротуар идет
И к месту перехода она тебя ведет. 2 раза
Припев.
4.
А вот еще два знака на «зебре» – пешеход.
Но лишь квадратный синий стоит, где переход,
А треугольный с красным нам строго говорит:
«Здесь не ходи, опасно! Тебе здесь путь закрыт!» 2 раза
Припев.
5.
Нам знаки все расскажут, где можно перейти,
Как на дороге правильно нам себя вести.
Подсказки есть для всех: спортсменов и водителей,
Для «скорой», пешеходов, пожарных и строителей. 2 раза
Припев.


Біз жаттайық ереже.
Әнін жазған: Қ.Мерсалимов
Сөзін жазған: Д. Билялова

Жүру үшін көшеде,
Білу керек ереже.
Сақтамасақ тәртіпті,
Жете алмаймыз межеге.
Сондықтан да бағдаршам,
Қиылыста орнады.
Ашып-жұмып көздерін,
Бағдар беріп тұрады.

Қайырмасы:
Қызыл түсте баспа алға,
Қарап тұрма аспанға.
Сары түсте сабыр ет,

Жасыл түсте жасқанба.
Жол шетіне келгенде,
Тоқтай қалам мен демде.
Көзімді сап арнайы
Рұқсат еткен жерлерге.
Жаяу адам өтетін,
Белгісі бар – ақ жолақ.
Соныменен өтемін,
Айналама қарап ап.

Қайырмасы

 


Дорожная азбука




 


Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10