электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

 

 

в текущем номере

 

 

Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан


Люди так не делятся:

Видеоролики и фильмы:

14 приложений, которые нужны людям с ограниченными возможностями


 






 

 

№ 2 (193) февраль 2020


Реaлизaция инклюзивного обрaзовaния в уcловиях обновленного cодержaния среднего обрaзовaния

Д.Ш. ЖУМАГАЛИЕВА, заведующая кафедрой, магистр педагогики, филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ЗКО», г. Уральск


Анализ результатов анкетирования выявил организационно-методические проблемы инклюзивного обучения в условиях реализации обновленного содержания среднего образования:
– учебно-методические условия качественной реализации учебных программ с учетом инклюзивного образования;
– освоение всеми обучающимися учебных целей, сформулированных в виде ожидаемых предметных результатов;
– отбор методов обучения по обновленному содержанию образования в условиях инклюзии;
– оценивание результатов изучения предмета с применением критериального оценивания в условиях инклюзивного образования.


Одна из задач развития государства в русле социальной модернизации, выдвинутая Президентом нашей страны Касым-Жомартом Токаевым в своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», – это поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества. Президент отмечает: «Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоит более 80 тысяч детей. Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП. Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности». Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями» [1].

В условиях перехода на обновленное содержание среднего образования все школьные учителя в нашей республике проходят обучение на курсах повышения квалификации (ПК) по предметному содержанию образовательных программ с обновленными целями обучения, методике преподавания и оцениванию учебных достижений обучающихся. Данные аспекты достаточно подробно изучаются учителями на курсах ПК, однако программа курса повышения квалификации не предусматривает специальные темы по организации учебного процесса по обновленным программам с учетом инклюзивного образования. Как показывает практика учителей и результаты анкетирования, проводимого в рамках курсов повышения квалификации, педагогам необходимы специальные курсы по аспектам инклюзивного образования в условиях обновленного содержания образования. В соответствии с запросами педагогов в филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Института повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области» города Уральска на курсах повышения квалификации за 2018-2019 годы было обучено свыше 1700 слушателей. Данный курс направлен на развитие профессиональных компетентностей педагогов по организационно-педагогическим основам инклюзивного образования, по применению технологии психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего обучения, по проектированию оптимальных педагогических маршрутов для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП). По завершению курса у слушателей систематизируются знания об основных направлениях государственной политики в области инклюзивного образования; они осваивают технологии психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего обучения; овладевают навыками составления индивидуальной образовательной программы, проектирования оптимального педагогического маршрута для обучающегося с особыми образовательными потребностями и навыками применения критериального оценивания учебных достижений.

Для создания учебно-методических условий качественной реализации учебных программ с учетом инклюзивного образования на курсах внимание учителей обращается на одну из важных характеристик обновленных учебных программ – это их гибкость и универсальность. Учителям дается возможность самостоятельно определять количество часов и последовательность изучения подразделов, тем или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти, что с успехом помогает адаптировать образовательные программы, методику преподавания и оценивания к особым образовательным потребностям обучающихся.

Дифференцированный подход в обучении является одним из самых оптимальных возможностей успешной организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Учитывая особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями (ООП), мы рекомендуем слушателям планировать урок с учетом способов дифференциации и фиксировать данные аспекты в краткосрочном плане (КСП). Так, например, при разработке целей урока их можно ранжировать на «все», «большинство» и «некоторые», где цели, направленные на ожидаемые результаты детей с особыми образовательными потребностями, будут сформулированы под строкой «все» или, при необходимости, можно дополнительно сформулировать цели урока для детей данной категории. Также в концептуальной части КСП можно рекомендовать дополнительную строку с указаниями планируемых ожидаемых результатов детей с особыми образовательными потребностями.

При планировании хода урока с учетом инклюзивного образования учителю необходимо организовывать деятельность учащихся класса через различные виды дифференциации, рекомендуемые в рамках курсов по обновлению содержания среднего образования. Оптимальными способами дифференциации могут выступить:

– задание, т.к. оно включает в себя задания для учеников с разными уровнями знаний; создание упражнений и заданий или различных таблиц, соответствующих потребностям учеников с ООП; использование карточек с заданиями с умеренным уровнем сложности (посильный) либо на один уровень выше для детей, у которых наблюдается прогресс в обучении;

– диалог и оказание поддержки – ученикам с ООП во время выполнения задания необходима всесторонняя и конкретная помощь. Учитель может задавать заранее подготовленные наводящие вопросы. При использовании данного способа важную роль играют также словесная поддержка и стимулирование;

– источники – предложите детям с ООП посильные источники и дополнительные ресурсы для успешного усвоения учебного материала;

– темп – ученики с ООП работают медленнее, чем другие учащиеся, поэтому им необходима помощь при объяснении основных тем, дается некоторое дополнительное время;

– итоги – предоставляя ученикам с ООП обратную связь, нужно учитывать их собственную траекторию обучения;

– оценивание – ученики постоянно оцениваются, таким образом, педагогическая деятельность и другие виды дифференциации могут постоянно корректироваться в зависимости от потребностей учеников с ООП. Педагогическая деятельность должна быть универсальным процессом, определяющим сферы, которые нуждаются в улучшении и коррекции;

– классификация – при необходимости учитель может разбить детей на группы по уровню оказания поддержки ученикам с ООП [2].

О планируемых в рамках одного урока способах дифференциации учителям предоставляется возможность указать ее в дополнительной информации по КСП. После проведения урока учителю необходимо сделать рефлексию урока и дать итоговую оценку, где обязательно надо указать: что узнал об учениках в целом или отдельных лицах (детях с ООП в том числе)?

Для организации инклюзивного образования мы рекомендуем педагогам прежде всего руководствоваться нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность организаций образования.

Алгоритм оценки потребностей ученика (имеющего рекомендации ПМПК) и обеспечения его психолого-педагогической поддержки представлен в методических рекомендациях «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе», размещенных на сайте Национальной академия образования имени И. Алтынсарина https://nao.kz/ [3].

Рекомендуем данный сайт всем педагогам, работающим в условиях инклюзивного и специального образования. На страницах сайта размещена нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования; электронная база учебников и учебно-методических комплексов (УМК) для специального образования, Типовые учебные программы для детей с ООП. Для изучения образовательных потребностей обучающихся существует много подходов, которые предложены в методических рекомендациях.

В рамках курсов организуется встреча педагогов со специалистами областной и городской психолого-медико-педагогических консультаций, методистами областного методического кабинета, курирующими инклюзивное образование, опытными педагогами-практиками (http://www.zkoipk.kz/ru/news/5358-news.html, http://www.zkoipk.kz/ru/news/4583-news.html, http://www.zkoipk.kz/ru/news/4584-news.html) [4].

Вместе с тем, на данном этапе имеют место профессиональные проблемы в организации учебного процесса в условиях обновленного содержания образования. Их решение мы видим в разработке методических рекомендаций по реализации инклюзивного образования в условиях обновленного содержания образования, в продуктивном сотрудничестве по обмену опытом между педагогами всех уровней образования в рамках научно-практических и методических мероприятий.

Литература

1. Послание Президента РК Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_ of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana

2. Раздаточный материал курса повышения квалификации педагогов,«Центр педагогического мастерства» АОО «НИШ»

3. https://nao.kz

4. http://zkoipk.kz


Духовно-нравственное воспитание детей с особыми образовательными потребностями

Л.Л. АРИНОВИЧ, воспитатель высшей категории КГУ «Рудненская специальная школа- интернат №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями», г. Рудный


Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни.

Формирование нравственных качеств – это сложный и многогранный процесс, требующий постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы.

Наиболее сложна и актуальна эта работа с детьми-сиротами, обучающимися в школах-интернатах при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации этих детей.

Трудность проблемы нравственного воспитания детей с особыми образовательными потребностями связана с тем, что у этих детей замедленные мыслительные процессы, темп восприятия и переработки информации, нет достаточного накопления социального опыта, представления о нравственных нормах носит размытый характер. Дети оценивают свое поведения и поведение других «хорошо – плохо, правильно – неправильно», не видя главных признаков хороших и плохих поступков. Из-за незрелости психоэмоциональной сферы и низкого уровня развития коммуникативных навыков и низкой социализации они не проявляют чувств товарищества, взаимопомощи, эмпатии, не могут договориться между собой, чаще всего не могут выстроить отношения с окружающими.

Также у детей с особыми образовательными потребностями недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, мышления, эмоционального развития.

Наша задача воспитать детей с ООП так, чтобы их самостоятельное поведение в разных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Для правильного выбора средств, форм, методов, приемов воздействия и построения системы воспитания детей с особыми образовательными потребностями важно учитывать индивидуально-личностные, психофизические и возрастные особенности каждого ребенка. С учетом этих особенностей мною были определены ключевые нравственные компетенции.

Основываясь на ключевых компетенциях и диагностике нравственных качеств и навыков детей, я разработала групповые мероприятия (занятия), позволяющие формировать и развивать у детей с ООП умения ориентироваться в социальной сфере, формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, формировать нравственные качества.

Основной формой нравственного воспитания в моей группе являются групповые, общешкольные мероприятия. Это беседы, игры, чтение художественной литературы, экскурсии, посещение городских мероприятий, просмотр видеосюжетов, обсуждение ситуаций. На наших занятиях преобладает свободное общение воспитателя с воспитанниками. Основное требование к занятию – это активное участие в нем всех детей.

На моих занятиях дети имеют возможность рассуждать, высказывать свое мнение, свое отношение к обсуждаемой теме или ситуации, то есть пытаюсь активизировать мыслительную деятельность детей. Конечно, этим детям, в силу их особенностей, трудно это делать, помогают вопросы «Как ты думаешь?», «Что бы ты сделал?», «А можно ли было поступить иначе?», «Понравилось ли тебе?», «Что ты чувствовал, когда?» и т.д. И получается, что в споре и рассуждениях мы приходим к единому мнению, принимаем решение в пользу моральных норм.

Дети очень любят играть. На занятиях мы часто обыгрываем ситуации. Игровая форма выступает как средство побуждения, стимулирования воспи- танников, помогает преодолеть неуверенность в себе, робость, связанную с трудностями общения, учит коллективным взаимоотношениям.

Необходимым условием формирования духовнонравственной сферы ребенка является и организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений друг с другом.

Действиям в коллективе особое место отводится бытовому труду, изготовлению коллективных поделок, рисунков, поздравительных открыток к праздникам. Характерным для данной категории детей является несформированность технических навыков рисования, неловкость движения рук, но детям нравится участвовать в таких мероприятиях. Такие занятия способствуют сплочению детского коллектива, формированию у детей отзывчивости, взаимопомощи.

Для формирования и развития нравственных качеств широко использую арттерапию. Иногда я даю задания сделать рисунки к литературному произведению или музыке, которую мы прослушали. Это развивает моторику рук и умение передавать с помощью цвета свое эмоциональное отношение к произведению, своенастроение, развивает эстетические чувства.

Хочется немного остановиться на сказкотерапии. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев, и о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться друг к другу, общаться с людьми уважительно, помогать друг другу, сочувствовать, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Особенно нравится нашим воспитанникам прием «придумай свою сказку» или «продолжи сказку».

Сегодня невозможно представить деятельность педагога без использования коммуникационных технологий, и это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодня уровнем развития образования.

ИКТ делают воспитательный процесс более современным, привлекательным для детей, разнообразным, обеспечивают наглядность, эстетическое восприятие.

«Воспитательная работа, – подчеркивал А.С. Макаренко, – есть прежде всего работа организатора». Работая с этими детьми, я стремлюсь к созданию благоприятного социально-психологического климата в группе, учу детей быть доброжелательными, вежливыми, внимательными, тактичными. Уважать друг друга, быть терпеливыми, толерантными друг к другу. Нравственное воспитание детей – не заучивание моральных норм и отработка привычек, это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, общения, преодоление противоречий, принятие решений в пользу моральных норм.

Литература.

1. Волдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: [Текст] (Вопросы теории). – М: Педагогика, 1979 г.

2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности школьников с ЗПР [Текст] Учебное пособие. – Ярославль, 2003 г.

3. Стребелева Е., Закрепина Е. Дети с отклонениями в развитии. [Текст] // Дошкольное воспитание, №12 – 2012г.

4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Сочинение том 4. – М., 1957 г.

5. Крылова Н.Б. Технологии воспитания нравственной культуры молодого поколения. [Текст] Материал лекции дистанционных курсов

 



скачать бесплатно

 

скачать бесплатно

 

Наши друзья


 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

0050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10