электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

 

 

в текущем номере

 

 

Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан


Люди так не делятся:

Видеоролики и фильмы:

14 приложений, которые нужны людям с ограниченными возможностями


 





 

 

№ 6 (187) август 2019


Роль методической службы школы в поддержке профессионального развития педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

А.С. АДАМОВА, заместитель руководителя по УВР ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 40 г. Павлодара»
Г.К. КУРМАНОВА, научный руководитель образовательного проекта ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области


В нашей республике активно осуществляется процесс обновления и перестройки образовательной системы. Обновление содержания образования коснулось и системы специального образования. Данные преобразования требуют осуществления новых подходов и совершенствования не только методики преподавания, содержания обучения и воспитания, определения характера коррекционно-развивающих занятий, но и совершенствования работы по методическому сопровождению деятельности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) организациях образования.

Мы знаем, какой шквал вопросов вызывает организация учебного процесса в новом формате даже в обычной общеобразовательной школе, а в рамках обучения в специальной школе эти вопросы многократно увеличиваются. Необходимо сразу отметить, что сложность процесса обучения, особенность его организации связана с тем, что в большинстве своем это дети со сложной структурой дефекта.

Учебные программы нового поколения, акцентируя внимание педагогов на целях, задачах, ожидаемых результатах обучения, обращают внимание, что отбор содержания, методов и форм обучения должен учитывать специфику диагноза учащихся и уже исходя из этого адаптировать учебный материал. В проектировании образовательного процесса большое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе, т.к. только системная и целенаправленная работа позволяет добиваться положительных результатов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

В данной статье представлен опыт организации педагогической деятельности по реализации методической проблемы школы «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями».

Определение методической темы было связано с потребностью педагогов в решении следующих вопросов:
– какими дидактическими принципами должен руководствоваться педагог для организации коррекционно-развивающей работы;
– что должен из себя представлять образовательный контент (содержание) коррекционно-развивающего занятия;
– каковы составляющие эффективного занятия, которые должны повысить качество обучения;
– сотрудничество каких специалистов позволит разработать программу коррекции;
– каким должно быть содержание программы и индивидуальных маршрутов обучения;
– как отслеживать динамику развития и вести постоянный мониторинг;
– какие образовательные технологии использовать, чтобы получить положительный эмоциональный отклик ученика и активизировать его деятельность.

Для решения этих и многих других вопросов мы разработали Программу методического сопровождения профессионального развития педагогов, которая включает ряд направлений:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Включает изучение, анализ и обсуждение нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность специальных (коррекционных) организаций образования.

2. Научно-методическое со- провождение профессионального роста педагогов. Включает план работы постоянно действующего семинара по методической проблеме школы. Работа семинара осуществляется ежемесячно и проходит в разных формах корпоративного взаимодействия: семинары-практикумы, тренинги, педагогические консультации, круглый стол, диалоговая площадка, мастер-классы, самообразовательная деятельность педагогов, творческая лаборатория и т.д.

3. Психолого-педагогическая диагностика профессионального роста. Включает данные диагностик: степень готовности педагогов к работе в новых педагогических условиях (стартовый уровень, промежуточный, итоговый); анализ педагогических затруднений; самооценка педагогом профессиональных знаний и умений.

4. Индивидуальный образовательный маршрут педагога. Включает план работы педагогов по самообразованию.

5. Рейтинг профессиональной активности педагогов. Включает мониторинг результативности участия педагогов в различных педагогических интеллектуальных и творческих мероприятиях по итогам самообразовательной деятельности.

Для достижения качества и эффективности повышения квалификации на рабочем месте взяли за основу методику корпоративного обучения. Обучение коллектива осуществляется при научно-методической поддержке филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области. Что дает нам форма корпоративного обучения:
– возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании;
– постоянный характер обучения (повышение квалификации учителя на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры);
– постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов;
– оказание непрерывной методической помощи отдельным учителям (по решению конкретных проблем).

Таким образом, главной целью системы непрерывного образования педагогов школы является всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического работника, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Данная позиция позволила нам спроектировать модель управления профессиональным ростом учителя:

Работа над методической темой была определена на 4 года и включала следующие этапы:

Профессиональное развитие педагогов школы осуществлялось в различных формах методического реагирования: обучение на курсах повышения квалификации, работа над темой самообразования, участие в работе семинаров, тренингов, научных конференций, круглых столов, педсоветов, творческих групп, педагогических конкурсов, обмен опытом в форме мастер-классов, творческих лабораторий для молодых педагогов и слушателей курсов ИПК. Так, за 4 года над методической темой более 72 педагогов приняли участие в работе 21 международных, 34 республиканских, 17 областных конференций, конкурсов педагогического мастерства. Заняли соответственно 1мест – 25, 2 мест – 34, 3 мест – 13. Провели на базе школы 24 практико-ориентированных семинара, в ходе которых показали более 120 открытых урока и 32 мастер-класса.

За годы работы над методической темой учителями, специалистами, воспитателями школы- интернат было издано 47 методических пособий.

Основные направления исследований педагогов школы касаются следующих проблем:
– использование учебного оборудования для организации коррекционно-развивающего занятия. По данной теме опыт школы был представлен на республиканском семинаре «Интерактивные способы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями» руководителем школы Насоновым М. М. в марте 2018 года;
– возможности наглядно-дидактического материала для проведения коррекционных занятий;
– авторские учебно-дидактические пособия по развитию детей с ООП;
– использование возможностей образовательных технологий для обучения детей с ООП;
– проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с ООП;
– тренажеры и технологические карты для занятий с детьми с ООП;
– особенности организации воспитательной работы с детьми особой заботы и другие темы.

Подводя итоги работы над методической темой, мы можем утверждать, что гипотеза, которую мы выдвинули в начале работы над методической темой, нашла свое практическое воплощение.

Если создать систему коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей учащихся, то можно повысить качество обучения, создать благоприятную образовательную среду для умственного и творческого развития школьников.

Новизна исследования заключалась в разработке авторских коррекционно-развивающих методических материалов.

Практическая значимость исследования заключается в развитии профессиональной компетентности педагогов по проектированию, содержательному наполнению коррекционно-развивающих занятий, презентации педагогического опыта на разных уровнях.

Сегодня методическая служба школы успешно решает вопросы организации сопровождения процесса внедрения нового содержания образования. Созданы творческие группы педагогов, которые исследуют вопросы отбора содержания методического комплекса к урокам в формате обновления содержания образования.


Работа воспитателя по профессиональной ориентации в старших классах

К.Т. КУЛМАГАНБЕТОВА, воспитатель высшей категории КГУ «Школа-интернат №4 для слабослышащих детей», г. Семей


Профориентация является частью моей модели воспитательной работы «Дерево жизни». Это четко спланированная системная деятельность. Всю работу по профессиональной ориентации со слабослышащими учащимися я разделила на 3 этапа:

1 этап (1-4 классы). По моей воспитательной модели работу по профессиональной ориентации необходимо начинать с начального звена. С детьми проводить экскурсии на почту, магазин, аптеку, в школьные мастерские, сюжетно-ролевые игры, беседы о труде, о бережном отношении к природе, организовывать просмотры видео-, кинофильмов о труде людей весной, летом, осенью.

2 этап (5-8классы). Учитывать особенность наших детей, изучать интересы и склонности каждого ребенка. Развивая дальше его интересы, можно создать все предпосылки для правильного выбора профессий. Проводить беседы о людях рабочих профессий, о роли знаний в выборе профессии, организовывать знакомства с людьми различных профессий, встречи с представителями рабочих династий, организовывать экскурсии в колледжи, проводить викторины о профессиях, читательские конференции по книгам, посвященным массовым профессиям, организовывать вечера-конкурсы, на которых проходила бы защита профессии. Сочинения на тему: «Мои мысли о будущей профессии», проводить беседы о профессиях, которыми они могут овладеть. Привлекать учащихся в различные кружки в школе, где они приобретают необходимые навыки для будущей профессии. Это «Волшебная иголка», где учатся шить, «Резьба по дереву» – учатся работать с различными инструментами, работать с деревом, на кружке по ИЗО учатся видеть и создавать своими руками красоту. В стенах школы дети учатся быть раскрепощенными, выступают перед большой аудиторией, участвуют в различных спортивных состязаниях и занимают призовые места, и все это дает положительные результаты в их дальнейшей социализации.

3 этап (9-10классы). Проводим педагогические консультации с учащимися по продолжению их образования после окончания школы, посещаем Дни открытых дверей в колледжах, даем информацию о профессиях, которые можно получить в учебных заведениях города, района, области, республики, организуем беседы – встречи с интересными людьми.

Особенно интенсивная работа по профессиональной ориентации ведется в выпускном 10 классе, когда учащиеся школы стоят на пороге жизни, уже вплотную подошли к решению вопроса «Кем быть?» Провели тест-опрос «Кто ты будешь такой?», по которому ребята с помощью набранного количества баллов увидели, к какой сфере деятельности они предрасположены: «человек – техника», «человек – знак», «человек – человек». И оказалось, что их интересы и данные теста могут совпадать. По результатам теста выпускники определили тип своей будущей профессии. Очень интересными бывают игры-тренинги: «Ориентация в жизни», «Игра в будущее» и другие, что позволяет выпускникам расширить свой кругозор о профессиях. Они видят свои достоинства и недостатки, получают психологическую оценку своих одноклассников.

Встречи с бывшими выпускниками школы дают свои положительные результаты, вселяя выпускникам уверенность в завтрашнем дне. Бывшие выпускники в очень интересной форме сделали рекламу того учебного заведения, где учатся сами. Состоялся диалог, переросший в мастер-классы, которые показали Укубаев Ардак – стилист-парикмахер, Алашканова Меруерт – стилист-визажист. Эти встречи оставили неизгладимое впечатление и принесли большую пользу своей информацией.

В своей работе я часто практикую классные часы под названием «Трудовые биографии твоих родителей», где учащиеся с гордостью рассказывают о трудовых достижениях своих родителей, с большим энтузиазмом оформляют мини-альбомы. В результате чего получился очень интересный обмен информацией.

Еще один способ профориентации – экскурсии на предприятия, где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы (ТЭЦ, шпалзавод, пожарная часть, парикмахерская, салоны красоты). Они носят не только созерцательный характер. Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т.д. В ходе экскурсии в колледжи города (Восточно-Казахстанский технологический колледж, «Болашак», «Авиценна») школьники знакомились с условиями поступления в учебное заведение, с организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.

Руководствуясь планом работы, провожу беседу и анкетирование выпускников и их родителей. Данные опроса показывают, чем особенно интересуются выпускники, какие профессии их привлекают, каковы плюсы и минусы избранной ими профессии, кто повлиял на их выбор. Опрос родителей показывает, что они неравнодушны к выбору детей и не препятствуют интересам и увлечениям своих детей, более того они стараются поддерживать их. Для родителей важно, чтобы дети смогли получить профессиональное образование и трудоустроиться. Во многом интересы родителей и детей совпадают. Это означает, что в семье обсуждается вопрос будущего детей. Это подтверждают и проведенные родительские собрания, анкетирования.

С целью выяснить, кем они хотят работать в будущем, я попросила учащихся написать минисочинение на тему «Профессия, в которой я себя вижу». Ребята писали о профессиях бухгалтера, милиционера, газо-электросварщика, менеджера, тракториста, портного-модельера, шофера легковых и грузовых машин и т.д. Я считаю, что необходимо дать учащимся разъяснение о профессиях, соответствующих их возможностям и способностям. Знакомлю воспитанников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Уделяю внимание соответствию возможностей учащихся требованиям профессии. Каждый выпускник должен осознанно подойти к этому вопросу, соизмерить свои возможности и способности. С этой целью учащиеся готовят свой проект по профессиям (где должны ответить на вопросы: какую профессию он выбрал, где можно обучиться этой профессии (в каком колледже, городе), какие предметы необходимы, чтобы поступить в колледж, каким навыкам он должен научиться.

Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, на примере наиболее доступных для учащихся профессий: швея, кулинар, повар, мебельщик, парикмахер, стилист-визажист, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка.

На занятиях формирую у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РК как основном документе, регулирующем трудовые отношения, и нормативными документами, защищающими права ребенка-инвалида); разъясняю понятие «рынок труда»; подсказываю пути устройства на работу. Считаю, что целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу. Объясняю учащимся основные трудности, возникающие при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Развивая у учащихся интерес к многообразию мира профессий, особое внимание уделяю развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества.

К окончанию школы у выпускника школы-интерната по моей воспитательной модели «Дерево жизни» сформированы:
1. Навыки культуры поведения и общения.
2. Правильная оценка окружающих и самих себя.
3. Положительное отношение к труду, к коллективу, родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми.
4. Активная жизненная позиция.
5. Практические знания и навыки жизни в обществе.

Социальная адаптация слабослышащих выпускников является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска педагогических путей, своей реализации и решения многих возникающих проблем.

Существуют три фактора социальной реабилитации, при реализации которых человека можно считать достойными членами общества:
1. Наличие работы, т.е. способность человека «заработать себе на жизнь» (физическая возможность, социальные условия).
2. Наличие у человека семьи, где он является полноправным членом, где его любят и поддерживают.
3. Наличие у человека друзей – людей, которые его понимают и принимают таким, какой он есть, могут поддерживать его в разные моменты жизни.

Многие наши выпускники сейчас трудятся на различных предприятиях, учебных заведениях нашего города, да и в других городах нашей страны.

Жумагельдин Галым работает сборщиком корпусной мебели в мебельном цехе «Кредосистем», его характеризуют как хорошего специалиста.

Байжакова Бибиля-Акмарал работает в Алматы швеею-декоратором в фирме «Сымбат».

Искаков Куаныш работает преподавателем в Восточно-Казахстанском технологическом колледже с инклюзивными группами.

Тенебекова Жупар после окончания педагогического колледжа им. М. Ауэзова работает воспитателем в нашей школе. Многие из них создали семьи, имеют хорошую работу, реализовали себя в жизни.

Мы гордимся своими выпускниками, они доказывают свою состоятельность в учебе, в различных конкурсах, в спортивных состязаниях, обучаясь в различных учебных заведениях после окончания нашей школы.

Таким образом, моя модель воспитательной системы «Дерево жизни» способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств у слабослышащего ребенка, является важнейшей составной частью образовательной среды и жизнеутверждающим началом его взрослой жизни, его уверенности в себе.



скачать бесплатно

 

скачать бесплатно

 

Наши друзья


 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

0050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10