электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Об опыте работы ресурсного центра по развитию инклюзивного образования

№ 3 (124) март 2013


Т.В. ФОМИНА, заместитель директора по воспитательной работе специальной (коррекционной) школы №7, г.Актобе

 

От редакции: Рубрика «Инклюзивное образование» выходит при финансовой поддержке Фонда Сорос- Казахстан. Содержание опубликованных в ней статей отражает точку зрения авто- ров и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда.

В процессе демократических преобразований в обществе высветились серьезные проблемы, связанные с включением детей с ограниченными возможностями в общее образование, которое на сегодняшний день еще не готово предоставить названной категории школьников необходимые условия для получения качественного образования. В связи с чем специальная школа приобретает необходимость в освоении новой своей функции – ресурсного центра по сопровождению педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование, родителей и детей с ограниченными возможностями, включенных в общеобразовательный процесс.

В 2000 году в нашей школе был официально открыт первый в республике Ресурсный центр по оказанию консультативно-методической помощи педагогам всех типов образовательных организаций, обучающим и воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителям. Наш ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РК «Об образовании», «О правах ребенка», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и положением, разработанным руководством нашей школы. Были определены его приоритетные задачи:

1. Оказание консультативно-методической помощи по вопросам организации коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития в условиях общего образования.

2. Поиск наиболее эффективных средств и методов обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.

4. Совершенствование содержания, форм и методов работы с педагогами общего образования.

5. Развитие научно-методических контактов с соответствующими образовательными организациями города, области, региона, республики.

Реализация этих и других задач, предусмотренных Положением о ресурсном центре, обеспечивается содержанием деятельности, включающей
-изучение отечественного и зарубежного опыта научно-методической работы специальных (коррекционных) образовательных организаций в качестве ресурсных центров;
-разработку образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, методических рекомендаций, исследований в области специальной педагогики;
-оказание консультативно-методической помощи;
-организацию и проведение семинаров, конференций и др. по вопросам специальных методов обучения детей с ограниченными возможностями в развитии;
-подготовку опытных педагогов и специалистов для чтения лекций, обмена опытом;
-консультирование родителей и лиц, их заменяющих, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью вовлечения в коррекционно-воспитательный процесс;
-информационно-издательскую деятельность.

В соответствии с содержанием нами определены такие функции ресурсного центра, как диагностическая, прогностическая, организационно-консультативная, методическая, обучающая, экспериментальная и аналитическая.

Диагностическая функция предполагает осуществление мониторинга деятельности ресурсного центра.

Прогностическая функция обеспечивает разработку системы мер, направленных на повышение качества работы центра. Организационно-координирующая деятельность в целом осуществляется Советом ресурсного центра, который руководит его работой. Он утверждает планы работы ресурсного центра, программы методических мероприятий, принимает решение о публикации методических пособий, формировании информационных ресурсов и др. Все вопросы, рассматриваемые Советом, протоколируются в установленном порядке.

Учебно-методическая работа ресурсного центра включает проведение семинаров, научно-практических конференций, методических фестивалей, профессиональных смотров-конкурсов, мастер-классов, презентаций, подготовку методических рекомендаций, учебно-методических пособий, сборников, буклетов, обобщение передового опыта и др., участие в курсах повышения квалификации для педагогических работников системы специального (коррекционного) образования, а также специалистов, работающих в режиме инклюзивного образования; работу со студентами педвузов.

Консультативно-обучающая деятельность – это и обучение специальным умениям и навыкам работы с детьми с ограниченными возможностями с использованием различных форм, внедрение достижений в практику работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, изучение современных педагогических технологий и др. Эта работа осуществляется в основ- ном по запросам.

Аналитическая функция направлена на осуществление промежуточного и годового анализа деятельности ресурсного центра, рефлексию научно-методических мероприятий, разработку рекомендаций и программ их реализации.

Опыт работы ресурсного центра свидетельствует, что создание его было актуальным и своевременным, поскольку число обращений за консультациями с каждым годом росло (всего за прошедший период за помощью обратились более 4500 человек), особенно в последнее время в связи с официальным признанием права школьников с ограниченными возможностями обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы. В ресурсный центр за помощью стали обращаться не только учителя, но и психологи, социальные педагоги, методисты, администрация этих учебных заведений. Это свидетельствует о стремлении организовать в общеобразовательной школе квалифицированную помощь ребенку с ограниченными возможностями командой специалистов.

Основным содержанием консультаций является информация по вопросам составления индивидуальных программ обучения для обучающихся в инклюзивном режиме и использования наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения; по проблемам установления контакта с родителя- ми и оказания им помощи в семейном воспитании детей; по способам реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями в развитии; по реализации задач преодоления отклонений в раз- витии детей в процессе воспитания и обучения; по вопросам организации и управления системой коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы.

С учетом потребности инклюзивной практики планируется учебно-методическая деятельность ресурсного центра. Так, например, для педагогов и руководителей массовых образовательных организаций области были организованы и проведены научно- практическая конференция «Проблемы включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс», семинар-тренинг «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями», дни открытых дверей по запросам, в том числе обл.ИПК и ПК, привлекающего к чтению лекций и проведению практических занятий в ходе курсовой подготовки учителей и воспитателей массовых школ членов ресурсного центра. В ближайшей перспективе – проведение обучающего семинара «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя в условиях инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе».

В работе ресурсного центра четко прослеживается конструктивное взаимодействие не только с образовательными организациями различных типов, ПМПК, но и со службой соцобеспечения (проведение ежегодных традиционных семинаров по организации работы с детьми-инвалидами) и не- правительственными организациями (тренинги и мастер-классы для волонтеров, работающих с детьми с ОВЗ, практические занятия для родителей детей- инвалидов), областным управлением образования, областным УМЦ, АГУ им. К. Жубанова, АГПИ, обл. ИПК и ПК, ННПЦ коррекционной педагогики, РИПК СО.

Большую роль ресурсный центр играет в профессиональном становлении будущих педагогов-дефектологов – студентов АГПИ. В 2005 году в Актюбинском педагогическом институте было начато обучение по специальности «Дефектология». К составлению программ и чтению лекций привлекали опытных олигофренопедагогов школы Фомину Т.В. и Кочмарик С.А. В течение прохождения педагоги- ческой практики в школе студенты под руководством опытных наставников из числа учителей постигают азы и секреты педагогического мастерства.

Таким образом, ресурсный центр сумел зарекомендовать себя в качестве важнейшего звена, позволяющего транслировать огромный опыт обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, накопленный в системе специального образования, в общее образование для создания в нем адекватных условий обучения и развития этих детей.

Подводя итог более чем десятилетней деятельности ресурсного центра, мы резюмируем: она востребована, эффективна, т.к. способствует повышению профессионализма не только педагогов общего образования, но и, что немаловажно, мотивирует к дальнейшему совершенствованию педагогов-дефектологов, осуществляющих консультативную деятельность.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.










 

 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10