электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Решать, а не выносить приговор:
проект организации адаптации детей с аутизмом

№ 4 (125) апрель 2013


Подборка Л. ПОПОВОЙ

 

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. В этот день Общественный фонд поддержки, помощи детям и подросткам Казахстана с аутизмом и другими отклонениями в развитии «Ашық әлем» организовал показ документального фильма российского режиссера Любови Аркус «Антон тут рядом», а 8 апреля фонд провел пресс-конференцию, на которой представил свой новый проект.

Президент фонда Алия Архарова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются дети, страдающие аутизмом, и их семьи:

- В Казахстане отсутствует стандарт по образованию детей с РАС (расстройства аутического спектра): даже при нормальных способностях к обучению эти дети сталкиваются с неприятием и непониманием в общеобразовательных учреждениях и вынуждены становиться изгоями общества;

- Предлагаемая в данный момент надомная и дистанционная форма обучения ограничивает доступ детей к полноценному образованию, лишает их социального опыта и ограничивает их гражданские права и возможности;

- На сегодняшний день в Казахстане существует дефицит адаптированных методик и специалистов, готовых работать с этой группой детей.

Исходя из этого, предполагается решение следующих задач:

- Адаптировать для Казахстана метод структурированного обучения детей с аутизмом на основе прикладного поведенческого анализа («ABA- инклюзия») с участием специалистов из США;

- Сформировать экспериментальный АВА-класс и группу по подготовке детей с глубоким аутизмом к обучению на базе общеобразовательных учреждений;

- Подготовить команду профессиональных сопровождающих (тьюторов), учителей и воспитателей для учеников с тяжелым аутизмом;

- Предоставить специалистам и родителям детей с аутизмом базовую подготовку по АВА и обучению таких детей;

- Изменить представления о возможностях обучения детей с аутизмом и задержкой речи в профессиональном сообществе и обществе в целом;

- Разработать и внедрить инновационные модели по обучению детей с глубокой (безречевой) формой аутизма;

- Поддержать школьный класс и группу детского сада, где структурированное обучение применяется систематически.

Алия отметила, что в качестве базовой модели подготовки детей к инклюзии используется ПРИКЛАДНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (АВА – Applied Behavioral Analysis). Он имеет широкую научную доказательную базу – ни один другой метод коррекции при аутизме не поддерживается таким количеством исследований, учит детей учиться – позволяет обучать навыкам поведения в классе, группе и основам учебной деятельности. При- меняет поощрение без наказаний – метод основан на системе поощрений, что способствует уверенности и чувству успешности ребенка. Вовлекает родителей – тьюторы, специальные, общеобразовательные педагоги и родители работают как одна команда, вместе помогая ученику. Имеет четкие критерии работы – учебный план каждого ученика строится в соответствии с результатами стандартизированного тестирования (тест ABLLS) на учебные навыки, прогресс оценивается по изменениям в результатах тестирования.

Это широкомасштабный проект. В его осуществлении примут участие, помимо самого фонад «Ашық әлем» (его функции – организация, администрирование), НЦПК «Орлеу», г. Алматы (предоставление базы для подготовки тьютеров, участие в создании методологии), Национальный Научно-практический центр коррекционной педагогики РК (ННПЦКП РК) (специалисты центра координируют проект с нашей стороны), Center for Children with Special Needs in Glastonbury (США, Коннектикут) – междисциплинарная клиника (методология проекта, генеральная супервизия), Ольга Шаповалова, международный сертификат поведенческого аналитика (Лос- Анжелес, США). Ее задача – подготовка тьюторов для экспериментальных класса и группы. И Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, который поможет подобрать студентов для подготовки тьюторов.

БУДУЩЕЕ ПРОЕКТА

Класс и группа будут расширены до 10 учеников (стандартный размер для коррекционного класса и группы детского сада).

На базе проекта и его команды будет создана Лаборатория по инклюзии детей с тяжелым аутизмом, которая будет проводить консультации и тренинги по методикам обучения этой группы детей в системе общего образования на регулярной основе.

Результаты проекта будут представлены в виде анализа результатов и рекомендаций, которые будут предоставлены Министерству образования и науки РК и другим государственным структурам.

Возможность внедрения подобной модели обучения невербальных аутистов на базе других государственных учреждений, сотрудничество партнеров проекта с представителями госструктур для внедрения инновационных образовательных моделей для этой группы детей.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ, СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

e-mail:

8-777-020-20-84

АУТИЗМ – это не беда,
Игнорирование проблемы аутизма — это трагедия.

Дети с аутизмом: «Мы другие… Но мы – казахстанцы!»


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10