2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. В этот день Общественный фонд поддержки, помощи детям и подросткам Казахстана с аутизмом и другими отклонениями в развитии «Ашық әлем» организовал показ документального фильма российского режиссера Любови Аркус «Антон тут рядом», а 8 апреля фонд провел пресс-конференцию, на которой представил свой новый проект.
Президент фонда Алия Архарова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются дети, страдающие аутизмом, и их семьи:
- В Казахстане отсутствует стандарт по образованию детей с РАС (расстройства аутического спектра): даже при нормальных способностях к обучению эти дети сталкиваются с неприятием и непониманием в общеобразовательных учреждениях и вынуждены становиться изгоями общества;
- Предлагаемая в данный момент надомная и дистанционная форма обучения ограничивает доступ детей к полноценному образованию, лишает их социального опыта и ограничивает их гражданские права и возможности;
- На сегодняшний день в Казахстане существует дефицит адаптированных методик и специалистов, готовых работать с этой группой детей.
Исходя из этого, предполагается решение следующих задач:
- Адаптировать для Казахстана метод структурированного обучения детей с аутизмом на основе прикладного поведенческого анализа («ABA- инклюзия») с участием специалистов из США;
- Сформировать экспериментальный АВА-класс и группу по подготовке детей с глубоким аутизмом к обучению на базе общеобразовательных учреждений;
- Подготовить команду профессиональных сопровождающих (тьюторов), учителей и воспитателей для учеников с тяжелым аутизмом;
- Предоставить специалистам и родителям детей с аутизмом базовую подготовку по АВА и обучению таких детей;
- Изменить представления о возможностях обучения детей с аутизмом и задержкой речи в профессиональном сообществе и обществе в целом;
- Разработать и внедрить инновационные модели по обучению детей с глубокой (безречевой) формой аутизма;
- Поддержать школьный класс и группу детского сада, где структурированное обучение применяется систематически.
Алия отметила, что в качестве базовой модели подготовки детей к инклюзии используется ПРИКЛАДНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (АВА – Applied Behavioral Analysis). Он имеет широкую научную доказательную базу – ни один другой метод коррекции при аутизме не поддерживается таким количеством исследований, учит детей учиться – позволяет обучать навыкам поведения в классе, группе и основам учебной деятельности. При- меняет поощрение без наказаний – метод основан на системе поощрений, что способствует уверенности и чувству успешности ребенка. Вовлекает родителей – тьюторы, специальные, общеобразовательные педагоги и родители работают как одна команда, вместе помогая ученику. Имеет четкие критерии работы – учебный план каждого ученика строится в соответствии с результатами стандартизированного тестирования (тест ABLLS) на учебные навыки, прогресс оценивается по изменениям в результатах тестирования.
Это широкомасштабный проект. В его осуществлении примут участие, помимо самого фонад «Ашық әлем» (его функции – организация, администрирование), НЦПК «Орлеу», г. Алматы (предоставление базы для подготовки тьютеров, участие в создании методологии), Национальный Научно-практический центр коррекционной педагогики РК (ННПЦКП РК) (специалисты центра координируют проект с нашей стороны), Center for Children with Special Needs in Glastonbury (США, Коннектикут) – междисциплинарная клиника (методология проекта, генеральная супервизия), Ольга Шаповалова, международный сертификат поведенческого аналитика (Лос- Анжелес, США). Ее задача – подготовка тьюторов для экспериментальных класса и группы. И Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, который поможет подобрать студентов для подготовки тьюторов.
БУДУЩЕЕ ПРОЕКТА
Класс и группа будут расширены до 10 учеников (стандартный размер для коррекционного класса и группы детского сада).
На базе проекта и его команды будет создана Лаборатория по инклюзии детей с тяжелым аутизмом, которая будет проводить консультации и тренинги по методикам обучения этой группы детей в системе общего образования на регулярной основе.
Результаты проекта будут представлены в виде анализа результатов и рекомендаций, которые будут предоставлены Министерству образования и науки РК и другим государственным структурам.
Возможность внедрения подобной модели обучения невербальных аутистов на базе других государственных учреждений, сотрудничество партнеров проекта с представителями госструктур для внедрения инновационных образовательных моделей для этой группы детей.
ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ, СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
e-mail:
8-777-020-20-84
АУТИЗМ – это не беда,
Игнорирование проблемы аутизма — это трагедия.
Дети с аутизмом: «Мы другие… Но мы – казахстанцы!»
|