электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Профессиональная компетенция педагога класса интегрированного обучения детей с нарушением слуха

№ 5 (126) май 2013


Н.С. ЕВЧИК, доктор филологических наук, профессор кафедры речеведения и теории коммуникации учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет»,
Е.В. РАХМАНОВА, кандидат педагогических наук, начальник отдела методического обеспечения специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

 

Современный период развития системы специального образования в Республике Беларусь имеет стойко выраженную тенденцию к расширению процесса интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития. Общество, и в первую очередь родители, заинтересованы в запасе гарантий на то, чтобы такие дети, в том числе и с нарушением слуха, получив образование и коррекционную помощь, несмотря на свои физические и психические особенности, имели бы как можно больший шанс успешно внедриться в социум, рационально и эффективно применить полученные знания для профессионального становления, с тем, чтобы своим трудом приносить обществу пользу и самостоятельно решать свои жизненные задачи. Поэтому все большее число семей склонно к включению своих детей с нарушением слуха в систему общего образования, осознавая, что для получения адаптивных навыков и мета-компетенций их следует рано интегрировать в ту социальную среду, где им предстоит жить и работать после окончания школы.

Реализация образовательной интеграции при правильном воплощении заложенных в нее идей является серьезным шагом вперед в обеспечении более надежной и здоровой социальной структуры общества. Однако на пути к тому, чтобы интегрированное обучение эффективно расширялось в соответствии с намеченными целями, необходимо решение ряда важных организационных и содержательных вопросов. Одним из таких вопросов является заблаговременная подготовка и переподготовка педагогов общеобразовательных учреждений, включающихся в незнакомую для себя профессиональную заботу о таких детях, – учителей-предметников, психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов и т.д. Поэтому уже сегодня актуальным становится определение тех профессиональных качеств и компетенций, которыми должен обладать педагог класса интегрированного обучения. Речь идет о специальных знаниях психофизиологического развития детей данной категории, об умениях при взаимодействии с ними выполнять коррекционную и воспитательную работу, о направлениях, по которым следует выстраивать свои контакты с ребенком и всеми, кто к нему имеет отношение, для плодотворного накопления ценного педагогического опыта.

Профессиональная компетенция педагога класса интегрированного обучения включает владение как общими универсальными компетенциями, представляющими собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных каче ств, которые о б е спечивают успешн ую педагогическую деятельность в целом, так и специальными компетенциями, необходимыми для обучения и воспитания конкретной категории детей с особенностями психофизического развития.

Специальные компетенции обеспечиваются знанием инновационных интеграционных процессов в сфере деятельности специального образования, основных закономерностей взаимодействия c лицами, имеющими особенности психофизического развития и специфических особенностей развития учащихся при нарушении слуха.

Не претендуя на исчерпывающую классификацию, выделим и охарактеризуем наиболее значимые профессиональные компетенции, которыми необходимо обладать педагогу, работающему в классе интегрированного обучения детей со слуховой депривацией.

I . Первостепенно важной выступает сурдопедагогическая компетенция. Данная компетенция предполагает наличие у педагога не только специальных знаний о степени и характере нарушения слуха у школьников, об особенностях слухозрительного восприятия, факторах, влияющих на развитие словесной речи и познавательных процессов, о возможностях использования звукоусиливающей аппаратуры и современного слухопротезирования, но и умение применить эти знания на практике для успешного решения профессиональных задач в условиях образовательной интеграции.

При оценке владения сурдопедагогической компетенцией следует опираться на пять основных показателей.

1. Готовность и способность педагога создавать специальную образовательную среду: организовывать условия для осуществления совместного процесса обучения и воспитания детей с нормой и нарушением слуха.

Для успешного включения детей с нарушением слуха в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми педагогу необходимо создать развивающую, личностно-ориентированную, здоровьесберегающую образовательную среду.

В целях ее успешного создания значительное внимание отводится организации пространства, которое структурируется так, чтобы предусмотреть создание комфортных условий для различных видов деятельности школьников. Для учащегося с нарушением слуха создается рабочее место с учетом максимально возможного качественного слухозрительного восприятия устной речи педагога и одноклассников. Качеству восприятия способствует локализация педагога у стола с ограничением его перемещений по классу, хорошее освещение лица для отчетливости видимой артикуляции, недопущение объяснений, устных комментариев в процессе записывания текста и цифрового материала на доске, т.е. недопустимость говорения, стоя спиной к классу, исключение громких звуков, шумов, скрипов, которые усиливаются слуховыми аппаратами и вызывают дискомфорт вплоть до болезненности в сохранных нервных окончаниях.

Особым образом организуется сама учебная среда, которая насыщается разнообразными объекта ми (предмета ми, изображениями), доступными для полисенсорного восприятия (с помощью зрения, осязания, остаточного слуха и других органов чувств) и обеспечивающими, таким образом, обогащение представлений об окружающем ребенка мире. Для обогащения словарного запаса учащихся с нарушением слуха в классе широко используются прикрепляемые к предметам таблички с их названиями и нужными для их использования речевыми образцами, широко используется информация, оформленная в виде рисунков, схем, речевых алгоритмов и таблиц, способствующая осмыслению вербально выражаемых связей и отношений.

2. Готовность и способность эффективно применять психолого-педагогические знания и умения для решения задач образовательной интеграции: применять специальные методы и приемы обучения, осуществлять коррекционно- развивающую помощь, направленную на становление личности школьника и подготовку его к самостоятельной жизни в обществе.

В педагогической практике используются знания о психологическом развитии учащихся с нарушением слуха , их возрастных и психофизических особенностях. Педагог умеет правильно декодировать/расшифровать недостаточно нормативные речевые высказывания учащихся с нарушением слуха, учитывает замедленную скорость осмысления заданий, недостаточную оперативность их выполнения, сниженную познавательную и речевую активность. Благодаря этому на уроке создается позитивная эмоциональная основа практико-ориентированного познавательного процесса, у учащихся формируются способы совместной практической деятельности. Объяснение материала осуществляется на слухозрительной основе с широким использованием различных видов наглядности. Учащимся с нарушением слуха даются лаконичные, четкие, доступные по содержанию инструкции к заданиям, предоставляется возможность выбора индивидуального темпа выполнения заданий. В затруднительных учебных ситуациях осуществляется индивидуализированная педагогическая помощь. Знания учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, проявляющихся в реакциях взаимодействия, отражаются в использовании продуктивных стратегий для дифференцированного подхода, позволяющего развивать в работе с ним индивидуальные качества личности. Именно с этой целью и создаются адресные и аутентичные условия, обеспечивающие благоприятный режим и темп жизнедеятельности интегрированного в образовательную среду ребенка с нарушением слуха.

Важным компонентом психолого - педагогической компетенции педагога оказываются профессионально значимые качества личности: рефлективность, коммуникативность, гибкость, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, а также педагогическая эрудиция, целеполагание, практическая педагогическое мышление, наблюдательность, оптимизм, предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия.

Одним из главных качеств учителя класса интегрированного обучения является эмпатичность, постижение эмоционального состояния , сопереживание , способность эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Главное – в момент общения понять состояние ребенка, его настроение и направить себя на восприятие его эмоций. Более того, надо суметь найти способ показать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.

3. Способность прогнозировать и планировать коррекционно- педагогическую работу на коммуникативно-ориентированной основе.

Предпосылками для целенаправленной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение слуха, являются сниженная встречная активность, недостаточная мотивация к общению, затруднения в самостоятельном овладении речевым общением. При этом следует принимать во внимание наличие положительного потенциала: первично сохранного интеллекта, остаточного слуха и компенсаторных механизмов сохранных органов чувств.

Педагог, работающий в интегрированном классе, должен быть способен предвидеть результаты развития вербальной коммуникации школьников с нарушением слуха и уметь планировать задачи формирования их коммуникативных умений для осуществления межличностного общения, ведущего к приобретению социального опыта.

Весь процесс обучения лиц с нарушением слуха характеризуется коммуникативной направленностью и предполагает вербализацию ребенком совершаемых действий в естественных ситуациях: бытовых, игровых, учебных, изобразительных, т. е. налицо должно быть постоянное сопряжение выполняемых им действий с речью. Это способствует активизации и уточнению словарного за паса, усилению связи между образами представлений и соответствующими им словами, обеспечивает возможность внешнего контроля за деятельностью ребенка, стимулирует развитие планирующей и регулирующей функций его речи. С этой целью на уроках целенаправленно создаются ситуативные условия обучения, максимально приближенные к естественному общению, в которых речевые высказывания ребенка приближаются к тем, которые существуют в жизни и спонтанно порождаются для удовлетворения потребности в коммуникации.

4. Умение осуществлять выбор и использовать адекватные формы и средства коррекционно- педагогической работы с учетом особенностей сенсорного развития ребенка.

Учащиеся с нарушением слуха в процессе восприятия словесной информации способом «чтения с губ» испытывают большую нагрузку на зрительный анализатор. Поэтому с целью предупреждения зрительного и общего утомления педагогу важно знать о необходимости соблюдать снижение нагрузки за счет своевременной смены видов учебной деятельности, дифференцированной дозировки речевого и языкового материала, подбора коммуникативного материала, доступного по содержанию, по своей сути непременно значимого для ученика и соответствующего его произносительным возможностям. В конечном итоге, соблюдение единого речевого режима в разнообразии апробированных ситуаций служит закреплению усвоенных детьми правильных произносительных навыков.

Снятию утомления, отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизации внимания учащихся и повышению способности к более эффективному восприятию учебного материала способствуют физкультурные паузы и физкультминутки, проводимые в игровой форме и сопровождающиеся детскими стихами- считалками, шуточными рифмовками.

С учетом того, что зрительное восприятие информации об окружающем мире у детей с нарушением слуха составляет до 90%, особое значение педагогу необходимо придавать использованию в обучении наглядных средств. Разнообразные средства предметно-образной, знаковой, электронной наглядности помогают создавать у учащихся емкие и максимально соответствующие дейсвительности представления объектов и процессов, формировать понятия их связей и зависимостей, развивать умения наблюдать, описывать, анализировать и дифференцировать. Для того, чтобы наглядные средства позволяли эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствовали лучшему усвоению программного материала, они должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, а также усвоение и закрепление полученных знаний. Чтобы выполнять свое функциональное назначение, наглядные средства обучения, используемые в работе с неслышащими детьми, должны соответствовать следующим требованиям: быть ориентированными на мотивацию к речевой деятельности и обучению, вызывать интерес к обсуждению и увлекать познавательной деятельностью ; доступными, то есть соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся с нарушением слуха; содержательными с позиций современной науки для передачи смысловой полноты изучаемого материала; эргономичными, т.е. комфортными для восприятия и работы, удобно дозированными для обеспечения максимальной «легкости мышления» при выполнении действий.

5. Способность создавать благоприятный социально-психологический климат, удовлетворяющий потребности субъектов образования на основе доверительного, доброжелательного общения и понимания друг друга, позитивного настроения и взаимного положительного оценивания.

Педагог, зная о наличии у младших школьников с нарушением слуха повышенного уровня общей школьной тревожности, страха самовыражения, сопровождающегося эмоционально негативными переживаниями, старается обеспечивать эмоциональную причастность ребенка к учебному процессу, делая это так, чтобы обучение воздействовало не только на разум, мышление, но и на чувства, вызывая позитивные эмоции. Для создания положительных эмоциональных переживаний используется похвала, вознаграждение, стимулирование, создаются ситуации успеха для ребенка, подчеркиваются сильные стороны ребенка, его пусть даже минимальные достижения. Получая эмоциональную поддержку и поощрения со стороны учителя, академическую поддержку от своих сверстников, учащиеся с нарушением слуха более успешно используют саморегулируемые учебные стратегии.

II. Успешность образовательной интеграции определяется не только характером и степенью психофизических особенностей детей с нарушением слуха, но и системой отношений к таким детям со стороны социального окружения – той среды, в которую ребенок интегрируется. Поэтому одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности педагога класса интегрированного обучения является овладение социально-педагогической компетенцией.

О наличии данной компетенции можно судить по следующим трем показателям:

1. Способность обеспечивать совместную деятельность и сотрудничество всех участников образовательного процесса с ребенком, имеющим нарушение слуха, с пониманием того, что он нуждается в уважении и любви, понимании и поддержке.

Поскольку основными составляющими успеха социальной интеграции являются взаимопонимание, взаимное уважение, совместные действия , предполагающие социальный обмен, в классе, где учатся дети с нарушением слуха, необходимо создавать положительный эмоциональный фон, обеспечивать продуктивное взаимодействие со слышащими ровесниками и взрослыми. Педагог через всю свою деятельность создает модель «принятия, понимания, поддержки», дает образец правильного поведения по отношению к ребенку с нарушением слуха.

В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки себя и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, который является для них высшим авторитетом. Роль педагога еще более возрастает в классах интегрированного обучения, где межличностные отношения требуют не только педагогического контроля, но и коррекции.

С нормативно развивающимися учащимися класса интегрированного обучения проводится адаптивный тренинг, направленный на принятие в класс ребенка с нарушением слуха. Тем самым слышащим школьникам организуется помощь в осознании проблемы тех, кто отличается от них физическими возможностями, создаются игровые условия для ощущения себя на месте детей с нарушением слуха. Моделируются ситуации, в которых слышащие дети могли бы себя идентифицировать (отождествлять) с ребенком, имеющим нарушение слуха, и ощутить меру возникающих при этом трудностей. Такими ситуациями могут быть, например, «Плохая аудиосвязь в Skype», «Переговоры на перроне вокзала через стекло», «Общение пассажиров разных автомашин во время стоянки на светофоре» и т.д. Продуктивными, позволяющими школьникам поучиться понимать друг друга без слов, являются тренинги межличностного общения, которые проводятся в форме игры «Испорченный телефон», «Мимика и жесты», «Говорящие руки», «Пойми меня», «Маски» и др.

Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка с нарушением слуха таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативно сть. Основой да нных каче ств является позитивная самооценка. Способность делать что-то лучше других принципиально важна для любого младшего школьника. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто- то лучше всех решает задачи по математике, кто-то быстрее всех бегает или умеет рисовать, или лучше всех дежурит в классе. Важно, чтобы каждый ребенок, в том числе и имеющий нарушение слуха, чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не всегда выступает определяющим критерием, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые могут быть непосредственно не связанными с учебой.

2. Способность раскрыть ценность умений ребенка с нарушением слуха для одноклассников, показать его привлекательность.

Педагог класса интегрированного обучения помогает ребенку с нарушением слуха реализовать свои потенциальные возможности. Для того чтобы вызвать симпатию к учащимся со слуховой депривацией и показать, что нарушение слуха не является препятствием на пути к достижению своей цели, проводится серия увлекательных занятий «Виртуальные путешествия в мир тишины», на которых школьникам рассказывают о великих глухих людях. В число таких лиц входят композитор Людвиг ван Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Клод- Андре Десен, лучший глухой танцор мира Амнон Дамти, актриса Марли Мэтлин, музыкант Эвелин Гленни и многие другие.

Необходимо отметить такую важную составляющую социально - педагогической компетенции, как способность к эмоциональному переключению и к использованию всех эмоциональных средств воздействия на воспитанников. Эмоциональному принятию друг друга совместно обучающихся слышащих и не слышащих школьников способствует использование в образовательном процессе различных приемов аттракции. Аттракция (от франц. аttraction – привлечение, тяготение) – это процесс и механизм формирования привязанностей. Одним из приемов аттракции является комплимент – небольшое преувеличение положительных качеств человека, формирование у него положительной «Я-концепции» (обобщенное представление субъекта о самом себе). С этой целью в этап рефлексии каждого урока включается игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Учащимся предлагают оценить достижения, успешность деятельности одноклассников на уроке и высказать свой комплимент наиболее понравившемуся в процессе выполнения задания.

3. Способность к формированию позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития.

Родители здоровых детей, как правило, испытывают страхи в отношении совместного воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Знание особенностей поведенческой психологии родителей и владение навыками их консультирования помогают педагогу интегрированного класса налаживать сотрудничество родителей и детей обеих категорий. Понимание и принятие ученика с нарушением слуха обеспечивает налаживание взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе принятия, открытости и терпимости.

Созданию благоприятно-положительного впечатления об учениках с нарушением слуха способствует организация разнообразной трудовой, спортивной, художественной внешкольной совместной деятельности, в процессе которой раскрываются их творческие способности.

I I I . Неотъемлемой компетенцией, необходимой педагогу, работающему в классе интегрированного обучения, является организационно-коммуникативная, которая характеризуется способностью и готовностью создавать условия и осуществлять продуктивное общение, в том числе и со школьниками с нарушением слуха, имеющими ограниченные возможности речевого взаимодействия с окружающим социумом.

Ее наличие и состояние определяется по следующим показателям.

1. Умение использовать общепринятые и специфические средства общения с лицами, имеющими особенности развития.

Успешность совместного обучения и воспитания школьников с нарушением слуха в среде слышащих сверстников во многом зависит от установления между субъектами педагогического процесса партнерских отношений, сотрудничества, межличностного общения.

Особенностью коммуникативной компетентности учителя класса интегрированного обучения учащихся с нарушением слуха является то, что наряду с высоким уровнем владения языком, его выразительными возможностями и средствами убеждения, культурой общения, способностью применять опыт коммуникативной деятельности в конкретной сфере общения он овладевает хотя бы одним из специальных средств общения с неслышащими: мимико- жестовой речью, дактильной речью, визуально- фонетической системой коммуникации.

В существующей системе обучения детей с нарушением слуха в качестве вспомогательного средства при зрительном восприятии устной речи используется дактилология (от греч. dactilos – палец, logos – слово) – система пальцевых знаков. Эта своеобразная форма речи по своей функции сходна с устной, ею можно пользоваться только в непосредственном общении. С другой стороны, дактильная речь схожа с письменной, так как она строится по правилам орфографии, каждой букве алфавита соответствует определенная дактилема. Данная форма речи проста в изучении и использовании, она применяется на начальном этапе обучения детей с нарушением слуха. В дальнейшем к ней обращаются, когда нужно точно передать незнакомое слово, географическое название, фамилию, имя, отчество и т. д., а также – грамматическую категорию: окончание, суффикс, предлог и т.д.

Система жестового общения – более сложная для овладения, поскольку она включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь – это общение при помощи средств русского жестового языка – самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь следует за лингвистической структурой словесного языка: жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении общепринятой речи. Калькирующую речь в качестве вспомогательного средства при общении используют тогда, когда ребенок уже овладел устной.

Решить проблему общения с лицами, имеющими нарушение слуха, помогает средство, которое менее известно на постсоветском пространстве, но хорошо зарекомендовало себя в странах Америки и Западной Европы – это Cued Speech (опора речи). Идея создания данного лингвистического средства принадлежит американскому ученому- физику О. Корнет, проректору Вашингтонского Университета Галлодет для лиц с нарушением слуха. Белорусскими учеными-лингвистами А.А. Метлюк и Н.С. Евчик совместно с О.Корнет в 1990 г. Cued Speech была адаптирована применительно к русскому и белорусскому языкам и получила свое название «Визуально- фонетическая система коммуникации». В настоящее время разработаны версии для 50 языков и диалектов мира: «Langage Parlé Complété – L.P.C.» (дополненная разговорная речь) – для французского языка, «Lingua Sudetta –L.S.» (подсказывающая речь) – для итальянского, «Fonogesti» (фоножесты) – для польского и т.д., которые успешно используются в обучении детей с нарушением слуха.

Визуально - фонетическая система представляет собой комплекс, состоящий из мануально-тактильных жестов (ключей), которые сопровождают устную речь и дополняют визуально сходные артикулемы, что позволяет слабослышащим воспринимать с губ артикуляцию собеседника однозначно. Восемь ключей в виде конфигурации пальцев и ладони (согласные), располагаясь в четырех позициях относительно лица (гласные), дополняют зрительно воспринимаемые артикуляторные образы слов. В отличие от дактилологии и калькирующей жестовой речи, данная система используется для того, чтобы исключительно точно дополнить, а не заменить недостающую артикуляционную информацию, воспринимаемую при чтении с губ.

Особенностью визуально - фонетической системы является то, что она полностью базируется на фонетической основе обычной речи: базовой единицей для мануально-тактильного сопровождения произношения говорящего служит слог, т.е. та же единица, которая является минимальной и основной при артикуляции и восприятии речевой цепи слышащими. Важным является то, что система позволяет точно передавать не только отдельный слог, но и такие значимые фонетические элементы речи, как слоговой ритм и словесное ударение, которые не находят достаточно четкого оптического отображения. Изложение принципов и структуры визуально-фонетической системы коммуникации выполнено в монографии ее автора Н.С. Евчик «Перцептивная база языка при норме и патологии слуха». Данная система легка в изучении и применении.

Используя вспомогательные средства коммуникации с не слышащими и слабослышащими школьниками, педагог основной акцент делает на целенаправленное развитие их словесного общения, поскольку именно оно является той питательной средой, в которой начинается познание мира и пробуждается языковое сознание ребенка.

Комфортность общения на уроке зависит от нескольких факторов и прежде всего от полноценного восприятия информации ребенком с нарушением слуха, чем у способствуют использование качественных слуховых аппаратов и вспомогательных средств обучения. Особые требования предъявляются к речи педагога и слышащих одноклассников. Она должна быть лаконичной, упорядоченной, без использования длинных и сложных речевых конструкций, но не чрезмерно упрощенной и обедненной; четкой, но не утрированной; эмоциональной, выразительной; среднего или немного замедленного темпа.

2. Способность сочетать толерантность к качеству коммуникативных проявлений лиц, имеющих вторичные недостатки в развитии речи и мышления, с разумной требовательностью и строгостью.

Желание ребенка с нарушением слуха проявлять речевую активность во многом зависит от того, как одноклассники и педагог реагируют на его речевые ошибки. На уроках используются приемы беглой коррекции произношения, но это не должно осуществляться в ущерб коммуникации. Задача педагога заключается в том, чтобы дать время ребенку самостоятельно выразить свою мысль, а затем помочь оформить высказывание ученика в правильную форму. Стремление же ребенка к общению необходимо поощрять всеми возможными средствами.

Нарушение слуха любой степени не позволяет ребенку адекватно отражать звучащий мир, что существенно влияет на сужение круга эстетико- эмоциональных переживаний, развитие познавательной сферы и личности в целом. Вместе с тем потенциальные возможности детей с нарушением слуха крайне велики, они могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.

Педагог класса интегрированного обучения должен обладать глубокими и разносторонними знаниями из разных областей науки, культуры, искусства, этики, а также в совершенстве знать свой предмет и современные проблемы сурдопедагогики.

Однако даже столь широкие знания, умения и способности не принесут успеха, если педагог не обладает рядом качеств, характеризующих его отношение к воспитанникам. Работа в классе интегрированного обучения предполагает не только любовь к детям вообще, но и любовь к детям, которые имеют нарушение слуха и вследствие этого вторичные недостатки в развитии речи и мышления. Задача педагога – найти со школьниками общий язык, завоевать их доверие, проникнуть в духовный мир каждого. При этом человечность педагога, глубокая любовь к детям должны сочетаться с разумной требовательностью и строгостью.

IV. Профессионально личностно -развивающая компетенция характеризуется способностью и готовностью педагога к непрерывному профессиональному росту, совершенствованию способов физического, духовного и интеллектуально о саморазвития, эмоциональной саморегуляции.

 Личностное самосовершенствование предполагает знание направления научных поисков в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики) в стране и за рубежом, умение анализировать собственную деятельность, овладение технологией обобщения, переноса, контроля и коррекции знаний и умений, приобретаемых учащимися, соблюдение принципов деонтологии (от греч. – должное) – системы взаимодействия с лицом, имеющим нарушение слуха, с его родственниками и своими коллегами по работе. Соблюдение принципов деонтологии требует от педагога понимания психологии ребенка со слуховыми нарушениями и сопереживания. Педагог при работе с такими детьми должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен к ученику и его родителям, строго соблюдать правила педагогической этики в отношениях со своими коллегами.

Сформированные сурдопедагогическая, социально-педагогическая, организационно -коммуникативная, профессионально -личностно - развивающая компетенции педагога являются надежной гарантией успешного совместного обучения и воспитания школьников с нарушением слуха в том социуме, в который им предстоит интегрироваться для всей последующей жизни. Поэтому, чем раньше это будет начато и чем качественней оно будет выполнено благодаря компетенциям педагогов, тем больше такие дети приобретут социального опыта для становления своей жизненной компетенции, чтобы воплотить ее в будущей профессиональной подготовке. Не меньшую пользу принесет интегрированное обучение и окружающему обществу, которое, начиная с лиц детского возраста, обогатится таким качеством, как внимание к тем, кто отличается особенностями в своем развитии.


Литература

1. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова А.П. Тряпицына; под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

2. Евчик Н.С. Перцептивная база языка при норме и патологии слуха / Н.С. Евчик.– Минск: МГЛУ, 2000.–305 с.

3. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: Просвещение, 2003. – 74 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – С.175.

5. Рахманова Е.В. Теория и практика формирования вербально-коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников / Е.В. Рахманова. – Минск: Бестпринт, 2009. – 192 с.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10