электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Создание условий для развития творческих способностей детей с ОВР в системе дополнительного образования

№ 6(127) август 2013


М.В. КОЧНЕВА, директор КГКП «Детская школа искусств № 24», г. Усть-Каменогорск

 

Идея развития инклюзивного образования проходит через все нормативные документы, касающиеся развития образования: государственную программу развития образования на 2011-2020 гг., Закон об образовании, Концептуальные основы развития дополнительного образования. Это и увеличение охвата детей с ОВ образовательными услугами, и создание безбарьерных зон в учреждениях образования, и разработка модульных программ, и создание условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.

Статистикой подсчитано, что 1/10 часть населения Земли – люди с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, тенденция такова, что, по прогнозам ученых, количество детей с особыми потребностями в дальнейшем будет только расти. Кто же такие – дети с ограниченными возможностями здоровья? Сегодня в основной своей массе они изолированы от общества: они живут в закрытом, недоступном для нас мире. Главная проблема, с которой сталкиваются эти дети, – непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения с ровесниками, нежелание окружающих замечать их.

Известно, что творчество – непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Реализуя себя через творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Известный психолог С.Г. Рубинштейн говорил: «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком».

К сожалению, на сегодняшний день доступность творческой деятельности для детей разных категорий ограничения возможностей здоровья не одинакова. Так, дети, обучающиеся на дому, в рамках школьной программы лишены возможности заниматься по предметам «музыка», «ИЗО», «технология». А ведь еще с древности известно огромное значение искусства и творчества в развитии личности ребенка, а тем более с ограниченными возможностями здоровья!

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразия направлений, учитывающих и обеспечивающих интересы абсолютно всех детей. Здесь открывается возможность осуществить индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями и возможностями.

В целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями (в том числе и интеллектуальной недостаточностью) необходимо более глубокое использование потенциала дополнительного образования. И особенно важно создать равные условия развития творческих способностей как для здоровых детей, так и для их сверстников с особыми потребностями.

Работая над поисковой темой «Образовательно- воспитательное пространство, как фактор социальной адаптации личности ребенка в условиях школы искусств», педагогический коллектив ДШИ№24 находится сегодня в активном поиске такой образовательно-воспитательной среды, в которой успешно могли бы развивать свой творческий потенциал дети с различными потребностями и возможностями здоровья.

Почти 5 лет назад началось сотрудничество нашей школы с общественной организацией «Центр поддержки семьи «Берегиня» (председатель – Богомолова В.И). Эта неправительственная организация занимается поддержкой детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Поначалу наша совместная деятельность ограничивалась организацией школой искусств благотворительных мероприятий для детей, обслуживающихся в «Берегине». Но 2 года назад в нашем сотрудничестве был сделан новый шаг: четверо воспитанников «Берегини» начали посещать занятия в нашей школе по классу синтезатора и вокала. Кроме того, с 2012 года группа детей из коррекционного класса СШ № 26 стали учащимися отделения ИЗО нашей школы.

Занимаясь исследованием различных аспектов организации дополнительного образования для этой категории детей, мы пришли к выводу, что невозможно создать образовательно-воспитательное пространство для детей и подростков с ОВ вне их взаимодействия со здоровыми сверстниками.

Еще Л.С. Выготский писал о том, что нежелательно замыкать ребенка с недостатком в развитии в среде, где все приспособлено к его дефекту, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Взаимодействие детей с разными возможностями здоровья может включать в себя следующие компоненты:
- воздействие окружающих из числа здоровых детей на личность ребенка с отклонениями, в результате чего последний приобретает жизненный опыт, межличностное вербально-невербальное общение, преодолевает замкнутость, расширяет знания об окружающем мире;
- активное участие в данном процессе самого ребенка с ограниченными возможностями, в результате чего у него повышается собственная самооценка, стимулируется мотивационно- эмоциональная сфера;
- преобразование окружения из числа здоровых детей, в результате чего у них формируется опыт толерантности, взаимной поддержи, эмпатии.

Сегодня деятельность ДШИ с детьми и подростками ограниченных возможностей здоровья регламентируется целевой программой «Вместе», целью которой является социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия творчеством и активное участие в познавательно-досуговой деятельности. В программе обозначены основные задачи деятельности педагогического коллектива по данному направлению:
- занятия детей с ограниченными возможностями на инструментальном, вокально-хоровом отделениях и на отделении изобразительного искусства по индивидуальным программам в соответствии с их психолого-педагогическими и физиологическими возможностями;
- адаптация рабочих программ для занятий с детьми с ограниченными возможностями;
- диагностические исследования;
- консультативная помощь родителям детей и подростков с особыми потребностями;
- подготовка и участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах, фестивалях, концертах;
- подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников.

Деятельность школы в этом направлении планируется на весь календарный год, включая летнее время; вопросы, касающиеся организации инклюзивного образования в школе искусств, рассматриваются на административных совещаниях, обсуждаются педагогами на методических и педагогических советах.

В создании условий развития творческих способностей детям с ограниченными возможностями педагогический коллектив школы искусств опирается на гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий подчинение образовательно- воспитательного процесса личности, обеспечение индивидуальной образовательной «траектории» ребенка, сотрудничество взрослого и ребенка, способствующее самореализации личности последнего, а также на принципы инклюзивного образования, принятого во всем мире.

Как происходит развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями у нас в школе?

Деятельность в области изобразительного искусства имеет для всестороннего личностного развития ребенка с ограниченными возможностями огромное значение. Она способствует не только его нравственно-эмоциональному, но и умственному развитию. Изодеятельность активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, восприятие пространства, положительно влияет на формирование речи, что существенно помогает в освоении материала основной школы.

В начале занятий год назад дети из коррекционного класса не могли удерживать внимание продолжительное время на определенном виде деятельности, затруднялись в постановке цели, методов ее достижения.

В процессе обучения этих ребят в одной группе вместе с обычными детьми создались условия компенсации недостатков детей с нарушениями за счет взаимодействия и сотрудничества со здоровыми ребятами. Так, в процессе творчества учащиеся коррекционного класса учились у своих сверстников навыкам выполнении коллективных работ, выстраиванию алгоритма создания той или иной композиции. В результате за 1 год занятий в такой смешанной группе ребята с отклонениями здоровья начали создавать композиции, которые сегодня демонстрируются на школьных выставках. По результатам диагностики за полгода занятий моторика , умения и навыки, внимание, коммуникативные способности у этих ребят выросли почти наполовину.

Подобное взаимодействие способствует усвоению бесценного опыта сотрудничества и взаимопомощи, пониманию детьми того, что окружающий мир состоит из людей с разными возможностями и равными правами.

Пользу практического музицирования для детей с ограниченными возможностями здоровья трудно переоценить, так как это, прежде всего, синтез мыслительных процессов, активного слухового восприятия, двигательно-моторных и осязательных действий, всего того, что помогает ребенку с особыми потребностями стать полноценной личностью. Кроме того, ввиду достаточной сложности любой музыкальной деятельности, занятия на инструменте вырабатывают очень важные качества для развития ребенка: организованность, внимание, трудолюбие, выносливость, волю.

Хотя обучение игре на синтезаторе носит индивидуальный характер, три ребенка , которые занимаются у нас, включены в коллективную деятельность, где происходит их общение и обмен опытом со сверстниками: это репетиции, прослушивания, концерты, фестивали, праздники. Важно, что дети активны; они занимаются творчеством, музицируют и получают от этого процесса удовольствие! У детей повысились такие показатели, как познавательная самостоятельность, мотивация к творческой деятельности, активность, развитость творческого мышления, самооценка. Заметно улучшились музыкальные способности (ритм, слух, музыкальная память). За два года ребята выступили на таких значимых мероприятиях, как Республиканский форум «Город, дружественный ребенку» (2011), областной фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Лучик надежды» (2011, 2012), городской фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Дарите радость людям» (2012).

Занятия вокалом с ребенком с ограниченными возможностями открывают перед ним перспективу, прежде всего, сохранения и улучшения здоровья благодаря терапевтической специфике самих занятий и тесной связи со здоровьесберегающими технологиями, в частности – фонопедическим методом развития голосового аппарата В. Емельянова, а также повышения творческой активности и включенность во взаимодействие с другими детьми. А если к этому добавляется желание самого ребенка совершенствоваться и развиваться, то это может привести к большим положительным изменениям и в его судьбе. Так, девочка, занимающаяся у нас по классу вокала, в прошлом году стала лауреатом городского конкурса «Я – талант», а в конце октября была делегирована в Астану для участия в республиканском концерте, посвященном дню социального работника, и, пройдя отборочный тур, спела на одной сцене со звездами казахстанской эстрады. Она – солистка школьного хора. Недавно у нас в школе прошел ее сольный концерт. Сейчас идет работа над записью ее сольного диска.

На каждого ребенка с ограниченными возможностями заведена карта развития, где фиксируется диагноз заболевания, год обучения, трудности, возникающие в процессе обучения, результаты деятельности, изменения социальной адаптации, мотивации в обучении и другие параметры. Раз в полугодие мы проводим диагностические исследования, по которым отслеживается общая динамика развития детей. В нашей деятельности с детьми с особыми потребностями очень важна связь с родителями, которые помогают детям в организации занятий и внеклассных мероприятий.

Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от педагога особого психологического настроя, большого терпения, гибкости, адаптивности, креативности, знаний в области психологии и коррекции, умения выбирать интересное, доступное, практикоориентированное содержание заданий и, конечно, большого желания заниматься с этой категорией детей. И здесь нам хорошо помогают рекомендации психологов Глассера, Максимова и других специалистов в области коррекционной психологии.

Опыт ДШИ №24 показывает, что, создавая равные условия для творческого развития детям с особыми потребностями, мы, прежде всего, даем им возможность социализироваться и адаптироваться в социум, получить опыт общения со сверстниками. Мы повышаем их самооценку, стимулируем их движение вперед. Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И мы, педагоги, обязаны работать с каждым таким ребенком индивидуально и кропотливо.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10