электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

О деятельности консультативно- практического центра инклюзивного образования при вузе: цель, задачи, направления деятельности

№ 7(128) сентябрь 2013


К. С. ТЕБЕНОВА, д. м. н., профессор, зав. кафедрой социальной адаптации и педагогической коррекции,
  Н. Н. ОМАРОВА, м. п. н., ст. преподаватель кафедры социальной адаптации и педагогической коррекции Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова

 

В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями развития. В настоящее время законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны.

Предпринимая последовательные шаги в направлении от равных прав к равным возможностям для обеспечения доступа к качественному образованию для всех, правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных приоритетных задач развитие инклюзивного образования.

В рамках реализации «Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» с целью создания Консультативно- практического центра инклюзивного образования КарГУ им. Е. А. Букетова был осуществлен ряд мероприятий:

- изучена и проанализирована нормативно-правовая база по социальной медико-педагогической коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями и инклюзивному образованию в РК и странах ближнего зарубежья;

- изучена и проанализирована система подготовки бакалавров и магистров по специальности «Дефектология», переподготовки специалистов по проблемам инклюзии;

- проведено исследование «Отношение к включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс» среди учащихся и педагогов общеобразовательных школ, родителей, студентов педагогических специальностей;

- осуществлен анализ деятельности общеобразовательных школ г. Караганды, имеющих классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) и логопедические пункты;

- разработано Положение о консультативно-практическом центре инклюзивного образования (КПЦ ИО).

На основании приказа ректора от 31. 01. 2013 года №129 создан Консультативно-практический центр инклюзивного образования (КПЦ ИО) КарГУ им. Е. А. Букетова. При этом основной целью в своей деятельности КПЦ ИО определил организацию и проведение научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного и школьного среднего, высшего и высшего профессионального образования, обеспечение использования полученных результатов в образовательном процессе.

Для достижения указанной цели перед КПЦ ИО поставлены следующие приоритетные задачи:

- организация и проведение мониторинговых исследований по выявлению условий реализации инклюзивного образования в г. Караганде и Карагандинской области;

- выполнение научно-исследовательских, научно-методических и учебно- методических разработок в области инклюзивного образования;

- внедрение результатов учреждений г. Караганды и Карагандинской области, реализующих инклюзивную практику;

- всестороннее вовлечение в проводимые исследования научно-педагогических работников, магистрантов, студентов Университета и всех субъектов инклюзивного образования.

В настоящее время консультативно-практический центр инклюзивного образования КарГУ осуществляет деятельность по трем направлениям: организационно-аналитическое, исследовательское, консультационно-методическое.

Организационно-аналитическое направление деятельности центра предполагает следующие виды работ:

- анализ деятельности образовательных учреждений с целью реализации практики инклюзивного образования в регионе;

- изучение потребностей образовательных учреждений в технологическом, информационном обеспечении инклюзивного опыта;

- проведение социологического исследования от- ношения групп общества к включению лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

- изучение и анализ системы подготовки бака- лавров и магистров педагогических специальностей по проблемам инклюзивного образования.

В рамках исследовательского направления планируется деятельность по разработке научно- методологических основ инклюзивного образования, практико-ориентированных технологий психолого-медико-педагогического сопровождения инклюзивного образования; формирование базы данных диагностических, коррекционно-развивающих методик и рекомендаций по их реализации.

Консультационно-методическая деятельность КПЦ ИО направлена на

- научно-методическую, консультационную, информационную поддержку образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику;

- научно-методическое сопровождение апробации и внедрения инновационных форм и технологий по работе с лицами с ограниченными возможностями;

- разработку и реализацию программ подготовки и переподготовки педагогических работников, работающих в системе инклюзивного образования;

- обобщение, пропаганду опыта инклюзивного образования в регионе;

- научно-методическое сопровождение мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы инклюзивного образования.

В рамках деятельности КПЦ ИО установлены партнерские связи, рабочие контакты с последующим заключением договоров о сотрудничестве по вопросам инклюзивного образования с Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики, Управлением и отделом образования Карагандинской области, г. Караганды, Общественным объединением «Кредо», Областной психолого- медико-педагогической консультацией, общеобразовательной средней школой №27, в которой с 9 сентября 2012 г. реализуется проект «Инклюзивное образование детей с ОВР в массовой школе».

В данное время профессорско-преподавательский состав факультета начал реализацию основных положений перспективного плана работы КПЦ ИО до 2015 г. ; плана работы КПЦ ИО на 2013 г. ; а также плана мероприятий по участию КПЦ ИО в модернизации учебно-методической базы подготовки педагогических кадров для работы в системе инклюзивного образования.

Для выполнения задач Государственной про- граммы развития образования на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования в каталоги элективных дисциплин всех специальностей направления «Образование» приема 2013 года включена дисциплина «Специальная педагогика»/«Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями» в объеме 2 кредита.

Преподавателями кафедры социальной адаптации и педагогической коррекции разработаны рабочие учебные программы повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ по инклюзивному образованию.

В апреле текущего года Консультативно-практическим центром был организован круглый стол «Инклюзивное образование: проблемы, опыт внедрения, перспективы» с целью обсуждения актуальных проблем и перспектив развития инклюзивного образования в регионе, деятельности социально-педагогического факультета КарГУ им. академика Е. А. Букетова в реализации политики инклюзивного образования. В заседании круглого стола приняли активное участие представители Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, ОСШ № 27 г. Караганды, проректор по учебной работе, деканы факультетов педагогических специальностей КарГУ им. академика Е. А. Букетова, педагогический коллектив социально-педагогического факультета КарГУ. Кроме того, состоялась встреча заведующих лабораториями Национального научно-практического центра коррекционной педагогики с магистранта- ми и студентами факультета, где обсуждались и проблемы, и перспективные направления развития инклюзивного образования.

Как видно из тех мероприятий, которые реализованы на сегодняшний день, считаем, что создание консультативно-практического центра будет всемерно содействовать развитию инклюзивного образования в Центрально-Казахстанском регионе и его научно-методическому обеспечению, совершенствованию подготовки и переподготовки специалистов образовательных учреждений, реализующих политику инклюзивного образования.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10