электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Организации деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивной образовательной практики

№ 7(128) сентябрь 2013


О. Ф. ЧУМАКОВА, учитель-дефектолог, координатор инклюзивного образования ОСШ № 27, г. Караганда

 

Не секрет, что каждый год в общеобразовательную школу приходят дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с нарушениями речи, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьезными проблемами (задержка психического развития, аутизм, ДЦП, сенсорные нарушения, умственная отсталость). Они нуждаются в организации щадящего режима пребывания в школе, в индивидуальной программе, в специальной педагогической помощи.

Отрадно, что в последнее время в системе образования республики Казахстан появляется практика инклюзивного образования и формируется особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями развития в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы – психолого-педагогическое сопровождение.

Пришло, наконец, понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Психолого-педагогическое сопровождение – относительно новая для общеобразовательной школы практика. Традиционно считалось, что ребенок, поступивший в школу, должен самостоятельно выполнять все требования, предъявляемые к нему в процессе обучения, и, соответственно, самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Эпизодически дополнительную помощь могли оказать ученику логопед (если таковой имелся в школе), психолог. Зачастую школьные проблемы детей родители решали через дополнительные занятия у репетиторов, занятия в образовательных и развивающих центрах. Учащиеся же со слабо выраженными отклонениями в развитии, своевременно не выявленные и не имеющие реальной возможности получать специальную педагогическую помощь, вынуждены были обучаться в условиях массовой школы при отсутствии адекватной психолого -  педагогической поддержки.

Поэтому создание Службы психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования – настоя- тельная необходимость, так как является особым видом помощи и поддержки учащимся, испытывающим трудности в обучении.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивной образовательной практики представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями, и предполагает
- создание психологически безопасной образовательной среды для ребенка с ограниченными возможностями развития;
- осуществление квалифицированной диагностики проблем развития, возможностей и способностей ребенка;
- психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями развития;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного маршрута;
- профилактику нарушений эмоционально- волевой сферы;
- помощь в разрешении проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано не только на ребенка с ограниченными возможностями развития, но и на других субъектов инклюзивного образования – других детей класса, родителей всех детей, членов педагогического коллектива, реализующего это образование.

В общеобразовательной средней школе №27 г. Караганды в формате проекта «Инклюзивное образование в школе» инициирована практика совместного обучения учащихся с ограниченными возможностями развития. Для создания условий включения учащихся в общеобразовательный процесс была создана школьная Служба психолого-педагогического сопровождения. Создание Службы, в которую вошли учителя-дефектологи, психологи, логопеды, – единственный прецедент в регионе, а, может быть, и в республике, так как штатным расписанием общеобразовательных школ не пред- усмотрены единицы учителей-дефектологов. Но активная жизненная позиция директора школы Даупбаевой К. Т., желание помочь нуждающимся детям и грамотный подход к реализации права ребенка на образование позволили добиться введения в штат специальных педагогов, логопедов. Именно они являются основными «действующими лицами» системы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями развития в условиях общеобразовательной школы.

Отличительной особенностью деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения является ее комплексность и ориентация на своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи. Ранняя (с первых дней пребывания ребенка в школе) диагностика отклонений в развитии и анализ причин школьных трудностей основаны на комплексном сборе сведений о ребенке, изучении развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка, адаптивных возможностей и уровня социализации.

На основании диагностической информации от специалистов разного профиля и результатов комплексной диагностики определяется уровень актуального и зоны ближайшего развития учащихся «группы риска», выявляются их резервные возможности. Такой подход к диагностике особенностей развития учащихся «группы риска» и их школьных трудностей позволил нам из числа учащихся нашей школы выявить 31 учащегося, нуждающегося в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, из них 27 учащихся имеют ограниченные возможности развития, 4 – педагогическую запущенность.

Конечной целью диагностического этапа системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями развития является разработка комплексной индивидуальной программы коррекционной работы, которая определяет основные направления и содержательный компонент коррекционно-разивающей работы. К разработке такой программы привлечены все специалисты Службы психолого-педагогического со- провождения, учителя, родители, что обеспечивает ее объективность и комплексность. Реализация программы предполагает проведение регулярных коррекционных занятий и мониторинг эффективности проводимой работы. Результативность коррекционно-развивающей работы обсуждается на заседаниях школьного психолого-педагогического консилиума.

Скажем честно, далеко не все педагоги нашей школы оказались готовы принять саму идею инклюзивного образования, поэтому для успешного развития инклюзивного образования необходимо не только создание законодательной базы, регламентирующей порядок обучения и аттестации детей с ограниченным возможностями, но и изменение сознания учителей, которые в своей практике не сталкивались с проблемами специального образования. Поэтому педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной под- готовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов сопровождения, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ограниченными возможностями развития. В ОСШ № 27 силами специалистов психолого-педагогической службы и с помощью специалистов из специальных школ проводятся семинары и практикумы по развитию представлений о психофизических особенностях детей с ограниченными возможностями, видах коррекционных и реабилитационных мероприятий, целью которых является преодоление непонимания и предрассудков в отношении учащихся с ограниченными возможностями развития.

Для нашей страны инклюзивное образование – новая педагогическая практика. Как и все новое, инклюзивное образование вызывает очень разное отношение. Это касается, например, позиции некоторых родителей здоровых детей, которые изначально далеко не однозначно относились к практике совместного обучения их детей и детей с ограниченными возможностями развития в на- шей школе. Служба психолого-педагогического сопровождения ОСШ № 27 явилась первой, кто предлагал профессиональную информацию родителям об инклюзивном образовании, о специфике организации и задачах совместного обучения учащихся с условной нормой развития и учащихся с ограниченными возможностями. Обще- школьные родительские собрания, родительские лектории, анкетирование родителей, совместные с учащимися с ограниченными возможностями развития художественно-досуговые мероприятия – далеко не весь перечень форм работы с родителями Службы психолого-педагогического сопровождения, направленных на формирование у родителей понимания идей инклюзии и толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития.

Особого внимания, на наш взгляд, требуют родители детей с ограниченными возможностями развития. Усилия Службы психолого-педагогического сопровождения направлены на установление партнерского взаимодействия с семьей для преодоления у их детей трудностей в обучении. Для этого специалисты сопровождения внимательно изучают запросы родителей, информируют о результатах диагностического исследования, привлекают к разработке индивидуальной про- граммы коррекционной работы, предоставляют возможность присутствовать на коррекционных занятиях у специалистов и на общеобразовательных занятиях.

Результатом такого взаимодействия является понимание родителями необходимости посещения Областного детского психоневрологического диспансера, Областной психолого-медико-педагогической консультации, так как стратегические на- правления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения, основные направления коррекционно-развивающей работы, ее режим и форма определяются психолого-медико-педагогической консультацией, которая составляет заключение об особых потребностях ребенка.

В настоящее время в ОСШ № 27 только закладывается фундамент психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. От того, насколько он будет прочным и грамотно спроектированным, будет зависеть эффективность включения и обучения учащихся с ограниченными возможностями, а значит, реализация их права на качественное образование, закрепленное Конституцией и другими законодательными актами нашей страны.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10