электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Инклюзивное образование: шаг за шагом

№ 10 (131) декабрь 2013


Л.А. ПОПОВА, редактор журнала «Открытая школа»

 

Кончается год и завершается наша работа по проекту «Отражение опыта внедрения инклюзивного образования в школах Казахстана в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа». Чтобы наполнить рубрику интересным и полезным материалом, нам пришлось приложить немало усилий, встретиться с большим количеством людей, вести переписку со специалистами из стран СНГ, съездить в командировки.

В ноябре мы были участниками двух региональных мероприятий, и два провели сами. Начну по порядку. 4 ноября в Астане состоялся городской семинар «Реализация инклюзивного образования в системе общеобразовательной школы». Его организовали Городское управление образования и Частный фонд «Дара». На семинаре директора столичных школ знакомились с методическими и практическими аспектами инклюзии. Ведущей семинара была Ирина Геннадьевна Елисеева – зав.лабораторией специального образования ННПЦ КП и эксперт нашей рубрики.

ЧФ «Дара» не первый год занимается проблемой инклюзивного образования. В этом году фонд издал сборник ресурсных материалов «Включение детей с ограниченными возможностями в общее образование» на русском и казахском языках в бумажном и электронном вариантах. Фонд презентовал диски не только участникам семинара в Астане, но и передал их в Кокшетау и Алматы.

6 ноября мы приняли участие в областной конференции в Кокшетау. Ее тема - «Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных школах Акмолинской области: опыт, перспективы». Конференция была организована Управлением образования Акмолинской области и Научно-информационным Центром гражданского образования при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. В работе конференции участвовали представители между- народных организаций – ЮНИСЕФ (Виолетта Красникова, специалист по программе «Создание условий для защиты прав ребенка») и Фонда Сорос-Казахстан (Сауле Аманжоловна Каликова, советник по вопросам образования), руководитель областного Управления образования Балым Сабетовна Избасарова, заместитель руководителя Управления образования Берик Амантаевич Жанбаев, специалисты УО, методисты и педагоги из всех районов Акмолинской области и самого Кокшетау. Поделиться опытом с коллегами приехала группа педагогов из Караганды, с докладами выступили Сабит Сеитович Контаев, советник УО Карагандинской области и Клара Токеновна Даупбаева, директор СШ №27. Было, что сказать, и самим акмолинцам.

Конференция явилась, с одной стороны, завершением большого проекта, осуществленного Центром гражданского образования (директор – Арман Касенович Аргынов) при поддержке Фонда Сорос-Казахстан, а, с другой стороны, отправной точкой нового этапа развития инклюзивного  образования в области, так как Управление образования приняло решение провести кустовые конференции по этой проблеме.

Успех инклюзивного образования лежит не столько в педагогической, сколько в социально-правовой сфере, для него требуется не только знание методик, но и изменение менталитета всего общества, его отношения к людям с ограниченными возможностями развития и к их правам. Поэтому 15 ноября журнал «Открытая школа» совместно с ИПК ПР по г. Алматы и при поддержке Фонда Сорос-Казахстан провел семинар для директоров школ г. Алматы на тему «Инклюзивное образование: пути взаимодействия школы, семьи и социума». Его цель – формировать готовность руководителей общеобразовательных школ к взаимодействию с социумом в условиях инклюзивного образования. Во встрече с директорами приняли участие заместитель руководителя Управления занятости и социальных программ г. Алматы Бауржан Бейсенович Искаков, специалист Управления по защите прав детей Елена Александровна Маркелова, представители НПО, бизнеса и СМИ. К сожалению, на семинар не пришли специалисты, принимающие управленческие решения в области образования г. Алматы.

30 ноября на заседании Клуба Неравнодушных Родителей рассматривалась тема «Инклюзия – это право принадлежать к большинству», присутствовали родители и педагоги алматинских школ. Экспертами выступили И.Г. Елисеева, С.А. Каликова, А.К. Аргынов.

Готовясь к заседанию, мы провели опрос алматинских родителей. Анкеты заполнили 154 человека. Цель опроса – выявить степень информированности родителей об инклюзивном образовании и толерантности к идее инклюзии.

1. Уточните, пожалуйста, что Вы понимаете под инклюзивным образованием?
1. Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. 65
2. Это обучение детей с ограниченными возможностями в специальных школах. 25
3. Это совместное обучение всех детей независимо от социального статуса, состояния здоровья и др. различий 26
4. Это индивидуальное обучение на дому. 14
5. Это дистанционное обучение. 7
6. Это посещение ребенком кабинета психолого-педагогической коррекции или реабилитационного центра. 5
7. Затрудняюсь ответить. 14

Бросается в глаза разброс мнений, который говорит о том, что у большинства родителей нет четкого представления об инклюзивном образовании. Кстати, по нашим наблюдениям, в таком же положении находятся и педагоги. Наверное, ситуация изменится, когда будет принята Концепция развития инклюзивного образования в Казахстане (проект уже подготовлен специалистами ННПЦ КП), в которой будет все четко прописано.

2. Как вы относитесь к идее совместного обучения детей с обычным развитием и с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах?
1. Поддерживаю 32
2. Отношусь с пониманием 54
3. Отношусь с сомнением и опаской. 32
4. Никак не отношусь, мне все равно 2
5. Не поддерживаю 20
6. Категорически против 7
7. Затрудняюсь ответить 11

Радует, что равнодушных всего двое, но есть опасение, что 54 человека, относящихся к проблеме с пониманием, еще сами не столкнулись с ней в жизни, а теоретически они, конечно, ничего против не имеют.

3. Какой должна быть, по Вашему мнению, организационная форма совместного обучения детей с ограниченными возможностями и с нормой развития в общеобразовательной школе?
1. Обучение в обычном классе, где здоровые дети и дети с ограниченны- ми возможностями находятся вместе и обучаются по общим образовательным программам. 36
2. Обучение школьника с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальной программой в обычном классе. 44
3. Отдельное обучение детей с ограниченными возможностями в специальном классе (по специальному учебному плану и адаптированным программам) и их участие совместно со здоровыми детьми в общешкольных мероприятиях. 70
4. Затрудняюсь ответить 9
5. Другое (укажите) -

В настоящее время у нас в стране существует два типа включения - классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений. Это закреплено в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года №499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» (см. п.18). Такой подход идет вразрез с западным пониманием инклюзии, но, на мой взгляд, наиболее приемлем сейчас в наших условиях.

Несмотря на то, что ноябрь был насыщен региональными мероприятиями по инклюзивному образованию, а в октябре в Астане состоялась республиканская конференция на тему «Пути развития инклюзивного образования в Республике Казахстан», все-таки инклюзивное образование делает в нашей стране лишь первые шаги, но они во многом определяющие. Народная мудрость гласит: «Если в начале пути отклонишься всего на один шаг, то обязательно попадешь не туда, куда нужно».

P.S. В этом номере предлагаем вашему вниманию материалы мероприятий, участниками которых мы стали в ноябре.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10