электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

О практической реализации инклюзивного образования в Казахстане

№ 1 (132) январь 2014


И.Г. ЕЛИСЕЕВА, зав. лабораторией специального школьного обучения Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, г. Алматы

 

Мы находимся в самом начале пути становления инклюзивного образования в стране, когда очень важно выработать единое понимание сути этого явления и понятийный аппарат, используемый для его описания и регулирования. Эта информация, безусловно, должна быть закреплена в государственной Концепции, которую необходимо разработать и принять в самое ближайшее время, в противном случае нам не удастся преодолеть стихийность, имеющую место, и сохранится риск профанации идеи. Пока единого понимания у нас нет, о чем свидетельствуют анализ публикаций, различного рода мероприятий, отчеты об успешности решения задачи развития инклюзивного образования, поставленной Государственной программой развития образования в РК до 2020 года. Итак, остановимся на сути понятия, не забывая, что это иностранное слово, и в настоящее время мы пользуемся либо его транслитерацией («инклюзия»), либо прямым его переводом («включение»), которые не раскрывают в полной мере сути явления. Нужно отметить, что в некоторых странах дальнего зарубежья вопрос терминологии все еще обсуждается. Нет однозначного его понимания и в странах постсоветского пространства. Слова «интеграция» и «инклюзия» одними авторами используются как синонимы, а другими – как понятия, имеющие разный смысл. В нашей стране мы сталкиваемся еще и со случаями, когда смешиваются и подменяются понятия «инклюзивное» и «специальное» образование.

Международное сообщество относит инклюзивное образование к правовой проблеме, поскольку оно призвано способствовать реализации права человека на получение качественного образования в течение всей жизни. Термин «инклюзивное образование» в последние годы трактуется в более широком смысле – как образовательная реформа, направленная на поддержку и поощрение разнообразия среди учащихся. Речь не идет только о детях с отклонениями в развитии и инвалидах. Имеются в виду и другие социально уязвимые слои общества (ми- гранты, языковые меньшинства, лица, затронутые ВИЧ, малоимущие), которые имеют право на качественное образование в соответствии со своими особыми образовательными потребностями. Особыми считаются потребности ребенка в получении социальной, психолого-педагогической и иной поддержки, которая обеспечивает ему возможность учиться. Особые образовательные потребности могут быть обусловлены как социокультурными факторами, так и особенностями психофизического развития ребенка. Так, дети, проживающие в отдаленных от школы районах, нуждаются в обеспечении подвоза в школу, а дети, имеющие проблемы в развитии, – в специальной психолого-педагогической поддержке и т.п.

В нашей стране, судя по определению понятия инклюзивного образования, приведенному в Законе «Об образовании», мы пока стоим на позиции узко- го понимания инклюзии, как включения в общее образование только лиц с ограниченными возможностями в развитии. Это закреплено в статье 1. 21-3): инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий» (1).

Итак, инклюзивное образование - это политика государства в сфере развития системы общего образования для устранения барьеров и обеспечения активного участия всех детей в образовательном процессе.

Для этого общее образование должно стать гибким для максимального учета неодинаковых возможностей учащихся. Таким образом, смысловую основу инклюзивного образования составляет позиция, согласно которой не дети созданы для школы (детского сада), а школа создана для детей. В соответствии с потребностями детей в детском саду и школе следует создать специальные образовательные условия, что позволит практически реализовать идеи инклюзивного образования. К специальным образовательным условиям, как правило, относят
- безбарьерную среду (включая толерантную куль- туру поведения всех участников образовательного процесса);
- материально-техническое и учебно-методическое обеспечение (с учетом индивидуальных потребностей учащихся);
- подготовленные педагогические кадры (владеющие специальными методами и технологиями обучения и другими важными профессиональными компетенциями);
- специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение всех участников учебного процесса.

Для обеспечения поступательного развития инклюзивного образования, а не просто его декларации, названные условия должны быть конкретизированы, нормативно закреплены, обеспечены финансированием и результатами научных исследований прикладного характера. Если говорить о детях с ограниченными возможностями в развитии, то специальные образовательные условия для них пока созданы только в системе специального образования (в специальных детских садах, специальных школах).

О стратегиях практической реализации идей инклюзивного образования можно узнать из работ научного консультанта и эксперта ЮНЕСКО доктора Дэвида Митчелла, который несколько раз бывал в Казахстане и участвовал в конференциях. Он говорит о необходимости системных изменений в образовании (т.е. реформировании), смысл которых – создание максимально адаптированной среды и условий, удовлетворяющих особые образовательные потребности детей. Для описания компонентов, составляющих суть инклюзивного образования, Д. Митчелл ис- пользует специальную формулу, наглядно представляющую сложность и неоднозначность изменений, которые должны произойти в общем образовании:

«Инклюзивное образование =В+О+5к+П+Рс+Рк».

Митчелл считает, что успех инклюзии определяется наличием всех компонентов, поэтому он использует равенство. Если один из компонентов в правой части равенства не будет реализован на практике, то это уже не будет инклюзивным образованием.

Итак, расшифруем, о чем идет речь в этой формуле. В – это «видение». Имеется в виду приверженность принципам и готовность к внедрению инклюзивного образования (информированность и морально-личностная готовность). О – это «определение в школу», т.е. вариативные формы включения детей в общеобразовательной пространство. Митчел указывает, что это может быть обучение детей с особыми потребностями как в общем классе, так и в специальных или гибких классах. При всех вариантах обязателен индивидуальный подход к учащимся. 5К – «5 компонентов», которыми являются адаптированный учебный план и программы, адаптированная оценка (критериальная оценка для получения обратной связи и выявления особых образовательных потребностей ребенка), адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, толерантное отношение. П – «поддержка» детей и педагогов со стороны команды профессионалов (психологов, специальных педагогов, социальных педагогов и др.) и родителей. Рс – «ресурсы», которые «идут» за учеником, т.е. подушевое финансирование с учетом особых образовательных потребностей. Рк- «руководство» на всех уровнях: правительственном, региональном, местном, на уровне директоров школ. Все участники процесса должны уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность его успешной реализации. Руководители школ вместе с учителями несут ответственность за развитие инклюзивной культуры в своих школах.

Книга доктора Митчелла, которая познакомила нас с практической реализацией инклюзивного образования, была переведена на русский язык и издана в 2011 году (2). Но уже 30 лет назад, т.е. еще в советской образовательной системе, стал формироваться собственный опыт технологий, по сути, инклюзивного обучения, еще до появления этого термина. Концепцией, на которой была выстроена в те годы советская, а ныне российская технология инклюзии, явилась концепция «адаптированной образовательной системы» как целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на создание условий реализации возможностей любого ребенка – от одаренного, до ребенка с отклонениями в раз- витии. Автором модели «Адаптивной школы», которая имеет последователей в различных регионах России, Украины, Грузии, Казахстана, является Евгений Александрович Ямбург, ныне директор центра образования № 109 г. Москвы.

Ямбургом написано несколько книг об адаптивной модели школы, последняя его работа (2) посвящена актуальному вопросу управления службой сопровождения детей в условиях образовательной организации, эту книгу он написал в соавторстве с проф. Забрамной С.Д. - авторитетным специалистом в области дефектологии. Она на протяжении 20 лет сотрудничает с образовательным центром Ямбурга.

Таким образом, независимо друг от друга в разных странах, на основе различных педагогических систем были созданы модели адаптивной школы, имеющие в основе единые подходы, построенные на принципе природосообразности учебного процесса.

Конечно, степень адаптивности в каждой стране мира своя. В большей мере адаптация имеет место в европейских странах, которые уже реформировали свои образовательные системы и реализуют уровне- вый подход к определению достижений учащихся.

В условиях Казахстанской системы образования, так же, как и Российской, возможность адаптации имеет более узкие границы, очерченные едиными требованиями ГОСО к достижениям всех учащихся, но адаптация все же возможна, что доказано 30-лет- ним опытом реализации этой идеи в школе Ямбурга, опыт которой применим и в нашей стране (близки образовательные системы). Не будем изобретать велосипед, воспользуемся тем, что на путь инклюзии мы становимся гораздо позже других стран, что позволяет нам не повторять чужих ошибок и взять то положительное, что созвучно с нашей системой образования.

Итак, оформим выводы.

1. Инклюзивное образование – это процесс раз- вития общего образования, и это – государственная проблема. Решить ее только за счет инициативы представителей системы специального образования или активности отдельных неравнодушных руководителей школ и детских садов не представляется возможным, о чем свидетельствует международный опыт.

Потребуется координация деятельности различных ведомств и организаций как государственных, так и негосударственных, которая должна осуществляться в соответствии с продуманным государственным планом.

2. Инклюзивное образование на практике реализуется адаптивной моделью организации учебно- воспитательного процесса с созданием специальных образовательных условий. В общем образовании для детей с ограниченными возможностями должны быть созданы условия, сопоставимые с условиями, имеющимися в системе специального образования, для того, чтобы у родителей была возможность равноценного выбора для своего ребенка наиболее подходящего места воспитания и обучения.

3. Стандартизация специальных образовательных условий – это ключ к объективной оценке полноты и качества развития инклюзивного образования в стране, это – получение однозначных критериев мониторинга, который позволит выполнять ситуационный анализ. Ситуационный анализ покажет масштабы проблемы, имеющиеся ресурсы и возможности их использования в поддержку идей инклюзивного образования. Пока мониторинг развития инклюзивного образования мы проводим по случайным каждый раз разным критериям, что не дает нам объективной информации о реальной ситуации.

4. Проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное – она является действительно социальной, т.к. в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей.

5. Общество должно предоставить любому чело- веку право выбора вида и места получения образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей, поэтому инклюзивное образование следует рассматривать как один из возможных вариантов получения качественного образования, который должен сосуществовать с другими.


Литература:

1. Закон РК «Об образовании» (с изменениями и дополнения- ми по состоянию на 24.10.2011 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа // http:// www.edu.gov.kz/fileadmin/ user_upload/zakonodatelstvo/ Zakony/Zakon_2007_goda_ No_319.pdf

2. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.

3. Е.А. Ямбург, С.Д.Забрамная. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. М.:«Бослен», 2013 г.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 
 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10