электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Образовательное пространство как фактор социальной интеграции детей с особыми потребностями

№ 2 (133) февраль 2014


Р.Х. МУХМАДИЕВА, директор КГУ ОШ №49, г. Алматы

 

Дети с ограниченными возможностями развития (ОВР) – особые дети. Но, как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и у других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты обрести профессию и получить достойную работу. Для этого они должны учиться. Однако далеко не все дети с ОВР, а мы их называем детьми с особенными образовательными потребностями – независимо от форм их проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. У нас сегодня почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении, нет условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи... А ведь образование – неотъемлемое право каждого человека, и оно гарантировано Конституцией РК, Законом об образовании.

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В некоторых европейских странах дети с нарушенными функциями частично или полностью интегрировались в общую социальную среду, начиная с дошкольного возраста (стали посещать массовые школы и дошкольные учреждения) уже в 70-е годы ХХ века. Постепенно интеграция развивалась к более радикальной концепции – инклюзии.

Сегодня у нас продолжают работать специальные учебные заведения, в которых осуществляется обучение особых детей. Для многих из них это единственная возможность получить хорошее образование. Конечно, учащимся специальных школ, изолированным от общения с обычными сверстниками, труднее будет социализироваться. Поэтому, если ребенок в состоянии усваивать программу общеобразовательной школы, школа обязана предоставить ему такую возможность Президентом страны Н.А. Назарбаевым перед работниками образования поставлена задача скорейшей модернизации системы образования. Она должна соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью. Для реализации политики Президента, осуществления программы развития образования мы уже делаем первые шаги. В Алматы в 2-х общеобразовательных школах с 2011-12 учебного года открыты инклюзивные классы для детей с нарушениями слуха. Один из таких классов функционирует в нашей школе – КГУ ОШ №49. В нем обучаются дети, которым был вживлен кохлеарный имплант.

К людям с кохлеарными имплантами слух возвращается на 96-98%, что соответствует 1 степени тугоухости. Детей с КИ обязательно сажают за первую парту. Во внеурочное время они посещают занятия коррекционного педагога – логопеда, дефектолога. Направление в данный класс дает ПМПК. Также не- маловажно решение родителей.

Коррекционно-педагогическая поддержка осуществляется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК. В школе с детьми ОВР работают психологи, логопеды. Для успешной реализации инклюзивного образования в условиях школы сформирована соответствующая нормативно- правовая база. Также в школе имеются локальные акты по реализации инклюзивного образования (приказы, положения, должностные инструкции).

Для грамотного осуществления работы для педагогов школы проводятся инструктивно-методические семинары по инклюзивному образованию, где даются рекомендации по работе на уроке с обучающимися с диагнозом ОВР. Учителя и администрация проходят курсовую переподготовку по вопросам инклюзивного образования.

Работа с родителями детей с ОВР строится на принципах доверия и полной их включенности в учебно-воспитательный процесс.

Как у любого первопроходца, у нас есть свои трудности: мало методической литературы, оставляют желать лучшего оборудование кабинета логопеда, нормативная база, переподготовка кадров, материально-техническое оснащение класса с инклюзивным образованием. Однако педагоги нашей школы делают все возможное, чтобы таким деткам у нас было комфортно. Мы понимаем, что особенные дети имеют право на обычное детство.


Казахстан подписал все основные международные документы в области образования, защиты прав человека и ребенка:

- Всеобщую Декларацию прав человека.
- Конвенцию о правах ребенка.
- Международную Декларацию экономических, социальных и культурных прав человека.
- Болонскую и Лиссабонскую Конвенции в области высшего образования и ряд других.

С целью поддержки и реализации рекомендаций Всемирных форумов «Образование для всех» в Джомтьене и Дакаре Казахстан принял Национальный план действий «Образование для всех».

В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы од- ной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения, равного доступа детей с ограниченными возможностями к образованию. Реализовать ее мы можем через инклюзивное образование.

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10