электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Адаптивная школа – школа для всех

№ 5 (136) май 2014

К.Т. ДАУПБАЕВА, директор ОСШ №27, г. Караганды

 

13-14 февраля 2014 года в г. Караганде на базе общеобразовательной средней школы № 27, реализующей пилотный проект по развитию инклюзивного образования, был проведен Региональный семинар-практикум «Опыт развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы» .

Основными задачами семинара явились:

- продвижение идей и принципов инклюзивного образования;
- защита детей с ограниченными возможностями от дискриминации в сфере образования;
- формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития;
- повышение компетентности руководителей и педагогов системы общего образования в вопросах специального психологическо - педагогического сопровождения детей с ограниченны- ми возможностями в развитии, включенных в образовательный процесс и др.

В работе семинара-практикума приняли участие 130 человек, среди которых – специалисты управлений образования, научные сотрудники ННПЦ КП, преподаватели вузов и системы повышения квалификации, руководители общеобразовательных школ, педагоги Караганды и Карагандинской области, а также г. Алматы и Алматинской, Павлодарской и Акмолинской областей, представители общественных объединений и неправительственных организаций.

С докладами, сообщениями, мастер-классами перед участниками семинара выступили директор Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области, научные руководители пилотного проекта, специалисты управления образования, директор ОСШ № 27, специалисты службы психолого- педагогического сопровождения, педагоги школы № 27.


Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики нашего государства, которое стало актуальным в связи с реализацией Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Закона Республики Казахстан «Об образовании». Образовательная политика нашего государства берет ориентир на планируемое, целенаправленное включение всех детей в общеобразовательную среду, поиск оптимальных путей их социализации, воспитания, образования и социальной поддержки.

В силу целого ряда факторов политического, социально-экономического, демографического, экологического характеров на сегодняшний день резко обозначились проблемы неоднородности, гетерогенности состава учащихся массовых общеобразовательных школ и ослабления воспитательных функций семьи.

Кроме этого, в настоящее время наметился перекос в сторону создания и роста элитарных учебных заведений (лицеев, гимназий), объективно оттягивающих на себя лучшие кадровые и материальные ресурсы, что, несомненно, приводит к снижению учебно-воспитательного потенциала массовой школы. Значительная категория детей и подростков, оставшаяся за порогом элитарной школы, как правило, испытывают разной степени выраженности трудности в обучении, а значит, имеют потребность в психолого-педагогической поддержке и адаптации учебного процесса.

Наша школа, как и многие школы Казахстана, оказалась в таком положении, когда назрела необходимость разработки модели адаптивной школы, которая обеспечит каждому ребенку индивидуальный подход в соответствии с его психофизическими особенностями и образовательными потребностями.

С 2012 года в ОСШ № 27 г. Караганды началась работа по реализации экспериментальной программы развития школы «Адаптивная школа – школа для всех». Основанием для разработки Программы развития адаптивной школы явились Конституция РК, Законы РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» (2002 г.), «Об образовании» (2007 г.), «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002 г.), «О социальной за- щите инвалидов в Республике Казахстан» (2005 г.), Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы, Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (2009 г.).

Ключевой идеей проекта является идея изменения нашей традиционной общеобразовательной школы. Этой идеей я вдохновилась после личного знакомства со школой Ямбурга (образовательный центр № 109 г. Москвы, 30 лет реализующий авторскую модель адаптивной школы). Мы считаем, что в любой школе должно практиковаться совместное обучение детей с ограниченными возможностями развития и детей с нормой развития. Как само собой разумеющийся, звучит тезис о том, что среда образовательного учреждения должна быть приспособлена к нуждам детей с ограниченными возможностями, она должна быть «безбарьерной», дабы обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями развития в социум.

Принимая на себя миссию создания модели адаптивной школы, мы ставим цель – обеспечение доступа к качественному образованию всех учащихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями, создания условий для их успешной социализации путем обеспечения специальной психологической, социальной, коррекционно-педагогической поддержки.

Реализация инклюзивной практики в нашей школе предполагала ряд мероприятий аналитического и организационно-методического характера.

Начальный период предусматривал:

- изучение и анализ данных о количестве детей с ограниченными возможностями в регионе и охвате их системой образования;
- изучение нормативных документов в поддержку инклюзивного образования в РК;
- изучение и анализ опыта включения детей с ОВР в общеобразовательный процесс в странах ближнего и дальнего зарубежья;
- изучение и анализ регионального опыта организации и функционирования учреждений образования по внедрению политики инклюзивного образования;
- оценку материально-технических возможностей школы в создании безбарьерной среды;
- социологическое исследование отношения педагогов, родителей учащихся школы к проблеме инклюзивного образования;
- определение необходимости, условий для реализации задач школы;
- введение в штатное расписание учителей-дефектологов, логопедов;
- создание школьной службы психолого-педагогического сопровождения.

Деятельность службы носит комплексный характер и регламентирована локальными нормативными акта- ми, разработанными нами:

- Положениями о Службе психолого-педагогического сопровождения, о деятельности Психолого-медико- педагогического консилиума;
- Функциональными обязанностями специалистов сопровождения.

На сегодняшний день в школе отрабатываются фор- мы включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс (специальные классы, инклюзивные классы с психолого-педагогическим со- провождением), разработаны и апробируются формы рабочей документации специалистов службы, осуществляется мониторинг и контроль процесса адаптации детей с ОВР в образовательном пространстве школы, создаются условия для вовлечения учащихся в систему дополнительного образования.

Первые шаги нашей школы по включению детей с особыми нуждами в учебно-воспитательный процесс отражены в различных публикациях СМИ, материалах научно-практических конференций регионального, республиканского и международного уровня. Специалисты Службы являются соавторами методических рекомендаций по формированию толерантного отношения к детям с ОВР, методических рекомендаций «Организационные основы и формы включения школьников с ОВ в общеобразовательный процесс».

Для обеспечения взаимодействия в выработке механизмов включения учащихся с ограниченными возможностями развития в общеобразовательный процесс школой заключены договоры о сотрудничестве с Карагандинским Государственным университетом им. Букетова; Областной психолого-медико-педагогической консультацией; Областной школой-интернатом для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; Областным детским домом для детей с ограниченными возможностями развития, ОБФ «Лучик надежды», ОО «Кредо».

Наша школа тесно взаимодействует с Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики, являясь его экспериментальной площадкой, разрабатывая и апробируя организационно-методические основы инклюзивной практики, программы по формированию толерантного восприятия и отношения к детям с ограниченными возможностями развития, содержание коррекционно-развивающей работы, проекты процесса обучения учащихся специальных классов.

Вместе с тем, практика инклюзивного образования в школе в настоящее время имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического характера, что существенным образом осложняет создание адаптивной образовательной среды.

Во-первых, мы столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы инклюзивного обучения как республиканского, так и регионального уровня: определения правового статуса инклюзивной школы, правил включения детей с ОВР в общеобразовательный процесс, правил их итоговой аттестации, индикаторов эффективности процесса включения, штатного рас- писания инклюзивной школы, нормативов рабочего времени специалистов службы сопровождения, доплаты за условия работы.

Во-вторых, мы ощущаем дефицит финансирования школы. Ограниченность субсидий, выделяемых школе на ее развитие и функционирование, затрудняет создание необходимых условий. Разумеется, подготовка школы к включению учащихся с ограниченными возможностями развития сопряжена со значительными дополнительными финансовыми затратами – как на совершенствование материально- технической базы школы, так и на заработную плату педагогам, повышение их квалификации.

В-третьих, имеет место большая потребность в формировании у педагогов нового профессионального мышления и компетентностей. Мы полагаем, что эффективное включение детей с ограниченными возможностями развития невозможно без понимания того, что каждый ребенок имеет право на уважение своих особенностей и адаптацию образовательной среды в соответствии со своими возможностями. Педагоги должны научиться использовать коррекционно-развивающие методики и технологии обучения, навыки реализации индивидуального подхода на уроке.

Несомненно, инклюзивное образование – дело новое и необходимое. Любое начинание сопряжено с целым рядом трудностей, но именно они определяют основные векторы развития и поиска ресурсов. Мы считаем, что в исторической перспективе инклюзивному образованию альтернативы нет. Школа, в которой практикуется инклюзивное образование, должна стать нормой. Это не означает, что должна быть ликвидирована система специального образования, наоборот, она должна существовать и развиваться для того, чтобы у детей с ограниченными возможностями развития и их родителей было права выбора, и для того, чтобы помочь общеобразовательной школе перейти на принципы инклюзии.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10