электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Роль дополнительного образования в адаптивной школе

№ 5 (136) май 2014

Н.Н. ОМАРОВА, зам. директора ОСШ №27, г. Караганды

 

Система дополнительного образования обеспечивает новый вектор развития школьника, являясь самостоятельным источником образования, способствующим достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности и является самым мощным стимулом развития человека – от самого талантливого и одаренного природой до ребенка с ограниченными возможностями развития.

Дополнительное образование направлено на формирование всесторонне развитой личности воспитанника с умениями и навыками для такого уровня социализации, который позволит ему в дальнейшем занять независимую позицию в обществе и определиться в своей социальной «нише».

Дети с ограниченными возможностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, сколько в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе среди своих сверстников в обычной школе. Именно в таком подходе заключается концептуальная идея адаптивной школы – в процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности.

Педагогический потенциал дополнительного образования позволяет в рамках реализации модели адаптивной школы решать следующие задачи:
- реализация потребностей и интересов детей;
- раскрытие индивидуальности каждого воспитанника и его личностного потенциала;
- развитие творческих способностей детей посредством реализации различных направлений деятельности;
- реализация программ дополнительного образования и услуг в интересах личности, общества и государства;
- постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
- преодоление негативных особенностей эмоционально- личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
- включение воспитанников с ограниченными возможностями в развитии в систему социальных коммуникаций (с нормально развивающимися сверстниками) через обучение, общественно-полезную практику и досуг;
- создание атмосферы доверия, взаимного уважения и творческого самораскрытия в группе воспитанников, имеющих разные «стартовые» способности;
- создание творческого сообщества, способного принимать новых участников;
- развитие слабых сторон личности за счет опоры на их ресурсные зоны;
- обучение практическим умениям и навыкам, необходимым для проведения свободного времени в современных ситуациях отдыха и досуга;
- обучение адекватному эмоциональному реагированию на различные воздействия окружающей среды; профилактику асоциального поведения ребенка путем обучения проведению досуга;
- получение первоначальных представлений о предпрофессиональной подготовке;
- охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
- коррекцию психофизических нарушений (координацию общей и мелкой моторики, концентрацию внимания и др.).

Таким образом, организация работы по дополни- тельному образованию в нашей школе рассматривается как мощное средство для удовлетворения стремлений к развитию способностей, формированию мотивации учащихся с ограниченными возможностями к по- знанию и творчеству, как осознанной необходимости в саморазвитии, самоопределении, самореализации.

Адаптивная школа для реализации задач дополни- тельного образования руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами РК «О правах ребенка», «Об образовании», «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Типовыми правилами деятельности организаций дополнительного образования для детей (17 мая 2013 года № 499), Типовыми правилами деятельности видов организаций дополнительного образования для детей (14 июня 2013 года № 228).

С целью организации дополнительного образования в условиях нашей адаптивной школы был предпринят ряд действий аналитического и организационного порядка, которые можно представить в виде следующих этапов:

1 этап – аналитический:

- определение запросов детей и родителей на дополнительные образовательные услуги;
- анализ имеющихся факультативных курсов, кружков, секций;
- изучение спектра дополнительных образовательных услуг, предлагаемых учреждениями дополнительного образования детей, определение возможных вариантов совместной работы с ними;
- анализ творческого потенциала учителей школы;
- оценка материально-технических возможностей школы;
- изучение основных нормативных документов по организации дополнительного образования детей.

Предпринятый анализ позволил составить представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и реальных возможностях школы.

2 этап – проектировочный.

Центральная задача этого этапа – разработка общей схемы дополнительного образования в школе.

Для этого были
- определены направления (направленности) дополнительного образования детей (необходимость, условия для реализации задач школы, возможность осуществления на базе школы, реализация с помощью учителей, приглашенных специалистов);
-наличие и возможности использования материально-технической базы в сфере дополнительного образования детей;
-введены в штатное расписание 4 единицы педагогов дополнительного образования.

Данная работа позволила составить расписание занятий дополнительного образования с учетом расписания уроков, плана воспитательной работы в школе, кабинетного фонда, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

3 этап – организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования в школе:

- разработка Положения о дополнительном образовании;
- заключение договоров о сотрудничестве (КГКП «Дворец детей и юношества», «Станция юных натуралистов», «Школа искусств № 2») с целью осуществления сетевого взаимодействия по предоставлению учащимся дополнительного образования, в том числе учащимся с ограниченными возможностями развития.

Работа, проведенная в подготовительный период, позволила начать реализацию дополнительного образования.

Цель – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и создание условий для личностного развития, функционирования в системе социальных отношений, максимальной адаптации в культурной среде.

Дополнительное образование в нашей школе осуществляется в следующих направлениях – спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, эколого-биологическое.

Система дополнительного образования в адаптивной школе складывается из

*урочного дополнительного образования в рамках школьного компонента учебного плана (факультативы и спецкурсы):

1-4 класс – «Шахматы»;
5 класс – «Қазақша сөйлеймін», «Фольклор әлемінде», «Занимательная грамматика»;
6 класс – «Информатика», «Занимательная грамматика»;
7 класс – «Информатика», «Занимательная грамматика», «Краеведение»;
8 класс – «Информатика», «Мәдени мұра», «Краеведение»;
9 класс – «Основы религиоведения»;
10-11 класс – «Абайтану», «Человек. Общество. Право», «Экономика и менеджмент»;
11 класс (12 летки) – «Абайтану», Риторика («Publikspeaking», «Сөз өнері», «Искусство слова»).

* внеурочного дополнительного образования в школе:

5-6 класс – «Вокал», «Умелые руки»;
7-8 класс – «Хореография»;
9 класс – «Алаштану»;
10-11 класс – «Секреты русской грамоты», «Мир математики»;
11 класс (12 летки) – «Грамматика русского языка», «Физическая графика», «Географическая экология», «Великие исторические личности».

* внеурочной деятельности:

- Секция таеквон-до;
- Кружок «Природа и фантазия» (для детей среднего школьного возраста);
- Кружок вокала «Звонкое детство»;
- Кружок оригами;
- Кружок декоративно-прикладного искусства «Асыл мұра»;
- Танцевальный кружок (для детей младшего школьного возраста);
- Кружок современного танца (для детей старшего школьного возраста);
- Кружки военно-патриотического воспитания «Атқыш», «Құрметті қарауыл»;
- Ансамбль казахских народных инструментов.

* досугового дополнительного образования в школе.

Таким образом, решение задач дополнительного образования в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

уровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять процессы обучения, воспитания и развития ребенка.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10