электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Из опыта развития идей инклюзивного образования в общеобразовательной школе

№ 6 (137) август 2014

О.Ф. ЧУМАКОВА, координатор инклюзивного образования ОСШ № 27, г. Караганда

 

С 2012 года коллектив общеобразовательной средней школы № 27 г. Караганды реализует проект «Адаптивная школа – школа для всех». Данный проект предполагает включение детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную, творческую деятельность и решает следующие задачи:
- создание адаптивной образовательной среды, удовлетворяющей как общие, так и особые образовательные потребности учащихся с ОВР;
- учет особенности отклонений в развитии, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов учащихся с ОВР;
- построение обучения особым образом – выделение специальных задач, использование специальных приемов и способов обучения;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса включения учащихся с ОВР в общеобразовательную среду, содействие ребенку и его семье, помощь педагогам;
- координацию взаимодействия специалистов разного профиля и родите- лей, включенных в процесс образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах об- учения и развития учащихся с ОВР;
- формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к учащимся с различными возможностями в обучении.

Для создания условий включения учащихся в общеобразовательный процесс была создана школьная Служба психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическокое сопровождение в условиях инклюзивной практики представляет собой целостную, системно организованную деяельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями и предполагает
- раннюю коррекцию нарушений развития;
- индивидуальный подход в обучении, социализации детей;
- развитие учебной мотивации, самостоятельности, потенциальных возможностей;
- формирование навыков жизненных компетенций;
- построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Отличительной особенностью деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения является ее комплексность и ориентация на своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной педагогической помощи. Содержанием деятельности службы является разработка и реализация индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с учащимися, адаптация образовательных программ в соответствии с их возможностям и способностями, содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Деятельность Службы сопровождения базируется на принципах комплексного, междисциплинарного подхода к решению любой проблемы развития ребенка, непрерывности сопровождения развития ребенка в образовательном процессе, социально-педагогическом и психологическом проектировании со- провождающей деятельности и активном привлечении родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению.

Деятельность Службы сопровождения регламентирована локальными нормативными актами:
Концепцией инклюзивного образования ОСШ № 27,
Положением о службе психолого-педагогического сопровождения,
Положением о ПМП консилиуме,
Должностными инструкциями специалистов.

Работа Службы сопровождения в условиях инклюзивной практики проводится по следующим направлениям:
- психосоциальная диагностика;
- психокоррекционная работа;
- психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса;
- социально-педагогическое и психологическое консультирование;
- организационно-методическая деятельность.

Психосоциальная диагностика предполагает раннюю (с первых дней пребывания ребенка в школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин школьных трудностей и основана на комплексном сборе сведений о ребенке, изучении развития эмоционально- волевой сферы и личностных особенностей, изучении социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка, его адаптивных возможностей и уровня социализации.

Для определения проблем ребенка специалистами Службы сопровождения активно используются методы нейропсихологической диагностики, что позволяет более дифференцированно подойти к оценке причин школьных трудностей. Нейропсихологическая диагностика основана на междисциплинарном подходе и предполагает участие дефектологов, логопедов, специального психолога, врача-психиатра.

На основании результатов комплексной диагностики определяется уровень актуального и зоны ближайшего развития учащихся «группы риска», выявление их резервных возможностей. Такой подход к диагностике особенностей развития учащихся «группы риска» и их школьных трудностей позволил из числа учащихся нашей школы выявить 31 учащегося, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, из них 27 учащихся имеют ограниченные возможности развития, 4 – педагогическую запущенность.

С целью расширения вариантов включения учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс в школе созданы условия для организации дифференцированного обучения детей с задержкой психического развития. Так, в 2013-2014 учебном году открыты два специальных класса – класс предшкольной подготовки и 1 класс с русским языком обучения. Таким образом, количество учащихся с ОВР в ОСШ № 27 составляет в настоящее время 64 человека. В их числе с задержкой психического развития – 34, с нарушениями речи – 11, с нарушением интеллекта – 6, с нарушением опорно-двигательного аппратата – 2, с нарушениями зрения – 2 , с гиперактивностью – 3, с педагогической запущенностью – 4, что составляет 10 % от всего количества обучающихся в школе и соотносится с рекомендуемыми нормативами.

По итогам нейропсихологической диагностики специалистами службы сопровождения разрабатываются Индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы. Содержание программ основано на учете индивидуальных особенностей психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями развития. Программы реализуются как на индивидуальных коррекционных занятиях, которые проводят специалисты Службы сопровождения (учитель-дефектолог, логопед, психолог), так и во время образовательно- воспитательного процесса.

В ОСШ № 27 силами работников психологопедагогической службы и с помощью сотрудников специальных школ города проводится психолого-педагогическое просвещение педагогов общего образования, целью которого является преодоление непонимания и предрассудков в отношении учащихся с ограниченными возможностями развития. Уже традиционными стали такие формы работы, как обучающие семинары для педагогов ОСШ № 27, мастер-классы педагогов специальных школ, обучение педагогов школ, развивающих практику инклюзивного образования, ДДЮ, сопровождение педагогов школы.

Служба психолого-педагогического сопровождения ОСШ № 27 осуществляет социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса, в том числе и родителей, через распространение профессиональной информации об инклюзивном образовании, о специфике организации и задач совместного обучения учащихся с обычным развитием и учащихся с ограниченными возможностями. Такая консультативная деятельность обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития, их семей и педагогов по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, развития и социализации учащихся.

Консультативная работа включает
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, единых для всех субъектов образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по вы- бору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями развития;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями развития.

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивной практики невозможно без координации ее деятельности. Таким координирующим органом в деятельности Службы является Психолого-медико-педагогический (ПМП) консилиум.

ПМП консилиум – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий стратегию сопровождения, основной идеей которого является создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

В зависимости от решаемых задач ПМПк работает в плановом и срочном режиме.

Плановый консилиум определяет пути психолого-медико- педагогического и социального сопровождения детей и разрабатывает согласованные решения по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка.

Внеплановый консилиум принимает решение по принятию каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам или направляет ребенка на ПМПК для изменения ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

Деятельность консилиума осуществляется по определенному алгоритму и состоит из трех этапов: этапа подготовки, этапа обсуждения и этапа реализации.

Этап подготовки предполагает сбор диагностической информации, обобщение информации и поста- новки задач развития учащихся.

Этап обсуждения – конкретизация задач коррекционно- развивающей работы, постановка педагогических задач, определение содержания деятельности команды специалистов.

Этап реализации – постановка и реализация задач собственной профессиональной деятельности, подбор форм и методов для решения поставленных задач.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса – это очень важное и актуальное направление деятельности адаптивной школы, правильная организация которого – залог успешности в обучении и развитии любого ребенка, включенного в образовательное пространство школы.

Специалисты Службы сопровождения ОСШ № 27 принимают активное участие в пропаганде идей инклюзивного образования. Так, по результатам экспериментальной деятельности опубликовано 12 научно- методических статей в материалах научно-практических конференций регионального, республиканского и международного уровня. В октябре 2013 года состоялась Республиканская конференция «Пути развития инклюзивного образования в Республике Казахстан» с презентацией методических рекомендаций «Организационные основы и формы включения школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс» и «Формирование толерантного от- ношения к детям с ограниченными возможностями», соавторами которых стали специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения ОСШ № 27.

ОСШ № 27 тесно взаимодействует с Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики, являясь его экспериментальной площадкой, разрабатывая и апробируя организационно-методические основы инклюзивной практики, проектируя образовательный процесс в условиях инклюзивной практики, реализуя программы по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития

Социальными партнерами ОСШ № 27 является Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, ОО «Кредо», с которыми подписан Меморандум о сотрудничестве. Так, в формате проекта «Школа для всех», реализуемого ОО «Кредо» при финансовой поддержке Фонда СОРОС Казахстан, проводится совместная работа по популяризации идей инклюзивного образования. Организовано волонтерское движение среди студентов КарГУ, проводятся информационные кампании по пропаганде инклюзивного образования среди учащихся общеобразовательных школ Абайского и Улытауского районов, на уровне местного сообщества.

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10