электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Опыт развития инклюзивной образовательной среды в дошкольном учреждении

№ 8 (139) октябрь 2014

А.Е. ШИБЕЛЬГУТ, заведующая я/садом № 69, г. Костанай

 

Правовая основа инклюзивного образования отражена в Конвенции ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 г.), Саламанской декларации (1994г.), Конвенции о правах инвалидов (2006 г.). Основная идея последней: никакого исключения по причине инвалидности из системы общего образования не должно быть.

В республике Казахстан продолжает формироваться социальная модель государственной политики в реализации прав детей с ограниченными возможностями на получение образовательных услуг.

Механизм реализации конституционного права лиц с ограниченными возможностями на образование определен в Законах Республики Казахстан: «Об Образовании» (27 июня 2007 года), «О правах ребенка в Республике Казахстан» (№ 345 от 08 августа 2002 года), «О социальной медико-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями (№ 354 от 11 июля 2002 года).


Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, не- смотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Важно, чтобы обучение отвечало интересам и потребностям каждого ребенка. И в этом смысле инклюзивное образование – образование для каждого, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий, единый и целостный процесс обучения, воспитания и развития, а в дальнейшем способствует успешной социализации в обществе. Это позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его изоляции от общества. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других, учатся толерантности.

Республика Казахстан – первая среди государств СНГ приняла специальный закон «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». (2002 г., гл.4, ст.15, п.5). Он явился важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактикой детской инвалидности. В «Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы» одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения.

Отношение сообщества к инклюзивному образованию далеко не однозначно. Вопрос этот очень деликатный и сложный, и решать его нужно осторожно и продуманно. Наше современное общество пока не готово целиком и полностью принять инклюзивность системы образования.

На сегодня существует ряд барьеров:

- недостаточная материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей с особыми образовательными потребностями, а также методические пособия для учителей;

- отсутствие физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы быть успешными, но пока ни в школах, ни с детских садах не созданы условия для таких детей;

- отсутствие специально подготовленного педагогического состава;

- некорректное отношение общества к детям с ограниченными возможностями;

- жесткие требования государственного стандарта (нет градуированной системы оценки достижений детей).

Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение (включенное, или «инклюзивное» образование) способствуют социальной адаптации, развитию самостоятельности и независимости детей с ограниченными возможностями в развитии, а самое главное – изменяют общественное мнение об инвалидах, формируют отношение к ним как к полноценным людям, способствуют созданию благоприятной атмосферы в обществе.

Но, как известно, чужого опыта в этом вопросе не может быть. Есть конкретное правовое государство, необходимы условия: адекватные специальные условия для подготовки к жизни, ненасильственный характер протекания инклюзии и готовность самого общества, отдельных людей к руководству инклюзивным процессом.

Сегодня мы, педагоги, как никто иной, должны понять, что люди с особыми потребностями такие же, как и мы, но несколько иные, требующие внимания, и нам придется рано или поздно каждым человеком заниматься. Общество должно понять, что нельзя их отгораживать от мира, тогда возможно уменьшится количество людей, прибывающих в домах-интернатах.

Коллектив детского сада № 69 «Радуга» с 1991 года работает с детьми с особыми потребностями. До 2011 года учреждение было специализированным, то есть посещали детский сад только дети с нарушением в развитии. С 2011 года детский сад получил статус общего типа с правом воспитания и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Сегодня в нашем детском саду воспитывается 108 детей. Из них – 58 детей с отклонениями в развитии, в основном – с ограниченной мобильностью.

Основной целью работы нашего детского сада является воспитание, обучение и оздоровление детей без нарушений в развитии и детей с различными на- рушениями в соответствии с их возрастными, психофизическими особенностями с целью подготовки их к обучению в школе и социализации. У нас нет разделения между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми. Дети воспитываются и развиваются вместе. Воспитанники легко адаптируются, так как соблюдается принцип адаптированности среды под индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка.

Основополагающими принципами работы с такими детьми являются
• индивидуальность (учитывается особенность нарушения состояния здоровья каждого конкретного ребенка);
• комплексность применения медицинских, психолого-педагогических мероприятий;
• постоянность (круглогодичность);
• этапность и преемственность (в семье, ДО, поликлинике, реабилитационных центрах).

Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми комплексной помощи (медицинской, педагогической, психологической, логопедической, социальной), создание условий для полно- ценного включения в образовательное пространство и социализация этих детей. В течение учебного года дети посещают республиканские реабилитационные центры, получают лечение в областной детской больнице. Регулярно детей осматривают ортопед и невропатолог. По назначению врачей дети в детском саду получают массаж, физиопроцедуры.

Коррекцией физического воспитания занимается инструктор ЛФК. Наряду с государственными программами инструктор использует авторскую организацию ЛФК с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Инструктор ЛФК для каждого ребенка с диагнозом ДЦП разрабатывает индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты, осуществляет индивидуальный подход при организации физических нагрузок. Также оказывает помощь педагогам, работающим с данными детьми, и родителям.

Для оказания помощи детям, имеющим нарушения речи, в дошкольном учреждении работают два логопеда. Логопеды работают по «Программе специального дошкольного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Б.С. Халыковой, М.С. Грушевской. Специалисты дают практические консультации воспитателям и родителям.

Для обеспечения специализированной коррекционно-психологической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в детском саду работает педагог-психолог.

Вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, воспитания у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями встает особенно остро. Поэтому с целью создания оптимальных условий для психофизической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников в коллективе разработана модульная программа «Здоровое поколение – здоровое будущее», которая включает три направления: физическое, нравственное и экологическое воспитание. В основе программы – опыт работы воспитателей, не первый год работающих с данной категорией детей, лицензированный материал по физическому воспитанию, природе, экологии, толерантности. Помимо создания условий для улучшения и сохранения здоровья детей с учетом их индивидуальных и психофизических особенностей, созданы условия для воспитания экологической культуры, формирования нравственных норм, умения по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.

Вся работа в детском саду построена коллегиально. Психолого-медико-педагогический консилиум собирается для принятия коллективного решения о мерах педагогического воздействия. Консультирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на городскую психолого- медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка. В соответствии с положением о ПМПк составляется план работы на год. Заслушиваются характеристики детей, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении в условиях детского сада. Медсестра информирует о состоянии здоровья детей. Для оказания психолого-педагогической помощи этим детям заключают договор с родителями. Для достижения максимальной компенсации нарушений специалисты разрабатывают (логопед, психолог, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, медсестра) индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с уровнем их индивидуальных возможностей. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Каждый сотрудник нашего детского сада знает, что к каждому воспитаннику со специальными потребностями нужен особый подход, «кусочек души», любви, что мы им нужны, а они нам. Важно, чтобы эти дети не были отвергнутыми. Надо прокладывать путь к таким детям. Здесь очень важен контакт с родителями. Ведь родители не специалисты, но, безусловно, у них есть любовь, есть душа. Иногда молодые родители стесняются своих «особых» детей. Через встречи, беседы, консультации, результативную работу с детьми показываем, что мы без них уже не можем, и становимся тем, кем есть, когда рядом с нами живут, воспитываются и изменяются эти «другие» дети. Постоянной является работа с родителями, так они в определенной системе получают помощь от всех специалистов в виде консультаций, приглашаются на практические занятия, на открытые просмотры. Всячески оказываем поддержку семье в решении жизненно важных вопросов, привлекая родителей к участию в жизни группы, отводя им значимые роли.

Поскольку не все дети имеют возможность получить место в детском саду, мы оказываем консультативною помощь родителям микрорайона, в котором находится детский сад. Тем самым укрепляем доверительное отношение родителей к нашему детскому саду.

Педагоги повышают уровень знаний в работе с детьми данной категории. Это – консультации специалистов, семинары по теме «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушения опорно- двигательного аппарата».

Педагоги повышают свой профессиональный уровень в «Центре социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития» (Центр САТР).

В 2012 году 10 выпускников нашего детского сада поступили в физико-математический лицей, 8 – в обычные классы общеобразовательных школ по месту жительства.

Специалисты детского сада прилагают все силы для создания условий ранней социальной адаптации детей с ДЦП и включения в общество здоровых сверстников, потому что педагоги четко знают основные ценности инклюзивного образования:
• каждый ребенок имеет право на образование;
• образование начинается с самого рождения;
• необучаемых детей нет;
• каждый может столкнуться с трудностями обучения;
• каждый нуждается в помощи в процессе обучения;
• различия детей естественны, ценны и их многообразие надо уметь принимать;
• человек получает, когда умеет отдавать;
• детский сад, воспитатели, семья и общество в целом ответственны за содействие в развитии ребенка;

Мы каждый день стараемся отдавать себя детям, стремимся учить детей жить по законам добра, формируем готовность прийти на помощь.

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10