электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Инклюзивное образование и особенности личностного роста учащихся с ограниченными возможностями

№ 10 (141) декабрь 2014

Л.А. ФИЛИППОВА, педагог-психолог КГУ СШ № 13, г. Петропавловск

 

Одним из приоритетов государственной образовательной политики нашей страны является внедрение системы инклюзивного образования. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится: «… надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».


Отправной точкой в решении проблем, связанных с удовлетворением образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, стало обновление структуры и содержания школьного образования в соответствии с Концепцией развития образования в Республике Казахстан до 2015 года и Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы.

Оптимальное соотношение учебных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции определяется на основе признанной в большинстве высокоразвитых стран мира модели образования, ориентированного на результат.

КГУ школа № 13 г. Петропавловска достигла в этом направлении определенных успехов. Пятнадцатилетний опыт работы школы в условиях инклюзивного образования позволяет сказать, что из 38 выпускников – детей с поражением опорно-двигательного аппарата, практически все успешно адаптировались в обществе, окончив высшие и средние специальные учебные заведения (26 человек). Среди них – юристы, музыканты, переводчики, учителя информатики и математики, медицинские работники, социальные педагоги. Все свое свободное время они отдают общественной деятельности, участвуя в слетах молодежных организаций, конкурсах, семинарах, раз- личных проектах. Некоторые уже создали свои семьи, имеют детей.

Школа гордится выпускником 2011 года Акжаном Карим. Организатор молодежного общественного объединения, а сейчас директор ОЮЛ «Объединение инвалидов «АРДОС – Журек», он стал не просто участником первого в истории Казахстана конкурса для людей с ограниченными возможностями «Разные – равные», но и победителем в номинации «Золотое перо», а так- же получил 2 место в номинации «Лучший социальный проект». Отрадно отметить, что аббревиатура АРДОС расшифровывается, как адаптация, реабилитация, доступность, образование, социальная защита.

Салимхан Сабитов, студент 4 курса факультета журналистики Северо- Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, завоевал 1 место в номинации «Лучший студент», Леонид Николаевич Яковченко – один из самых «нежных и заботливых отцов», как называет его жена Гульнара, – учитель информатики, стал призером в номинации «Лучший учитель».

Не имея статуса инклюзивной школы, нормативно-правового, финансового и учебно-методического обеспечения, коллектив педагогов и сотрудников последовательно накапливал опыт работы с такими детьми.

Психолого-медико-педагогический консилиум, как форма взаимодействия специалистов службы сопровождения, позволил создать и ежегодно корректировать единую стратегию эффективного развития, социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями в условиях образовательного процесса.

Переосмысление роли и места личностного, социально-эмоционально- го развития, умение самостоятельно применять на практике полученные компетенции, сознательная регуляция поведения в социуме и подготовка к реальной жизни, – таковы ожидаемые результаты, которые должен демонстрировать ребенок с особыми нуждами, обучаясь в современной школе.

Одной из главных целей Петропавловской средней школы № 13 являлось и остается создание условий для личностного роста учащихся. Прежде всего, это – создание условий для обучения. Безбарьерная школа оборудована раз- личными приспособлениями, помогающими детям свободно передвигаться из кабинета в кабинет, имеется лифт, пандус, в отдельных туалетах широкие двери и низкие умывальники.

Прибывшие в школу дети-инвалиды имели не только поражение двигательной системы, но и нарушения речи, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, поведения. Адаптационные способности проявлялись как недостаточно устойчивые и пластичные, зависимые от оценок окружающих. Дети отличались повышенной утомляемостью, быстро становились вялыми или раздражительными, при неудачах чаще всего отказывались от выполнения задания. У некоторых детей с ДЦП в результате утомления возникало двигательное беспокойство: они начинали суетиться, жестикулировать, гримасничать. Физическая ослабленность сочеталась с повышенной психической истощаемостью, в результате чего одни дети были вялы, а другие гиперактивны. В некоторых ситуациях их поведение носило зависимый, конформный и/ или агрессивно-протестный, конфронтационный характер. У многих проявлялись страхи, которые у детей с ДЦП возникают при простых тактильных раздражителях, изменении положения тела и окружающей обстановки.

Именно поэтому коллектив школы объединил свои усилия для создания комфортной психологической обстановки. Беседы с одноклассниками детей с ДЦП, практически ежедневный обмен проблемами и успехами в работе педагогов, диа- гностическая и коррекционная работа позволили нашей школе стать в городе «Школой толерантности». Любой ученик школы не только теорети- чески может объяснить понятия «толерантность», «эмпатия», «взаимовыручка», «сопереживание», но и ежедневно проявляет их. Американский психолог А. Валлон указывал, что «нормальный ребенок открывается через больного», и мы убедились – основная роль в характеристике развития отводится эмоциям, и понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные процессы при этом интегрируются в ходе развития. Показателем данной особенности стал мониторинг ЕНТ. В 2010 году средний показатель составил 83 балла, в 2012 году он возрос до 86, в 2013 году – до 88, а в 2014 году – до 91 балла.

Четкая положительная динамика является доказательством того, что дети с ограниченными возможностями могут и должны учиться наравне со здоровыми детьми, что их личностный рост в условиях инклюзивного образования позитивен.

Составляющими личностного роста ученика на- шей школы являются учебная мотивация, умение ставить реальные цели, адекватная самооценка и развитие интеллекта через все вышеперечисленное. Педагог при этом создает оптимальные условия, стимулирует логические механизмы, интуицию, озарение. Он формирует самостоятельность ребенка с ограниченными возможностями, помогает ему быть эмоционально гибким. В последние годы одним из компонентов личностного роста стало формирование критического мышления.

Особое внимание уделялось ориентации на уровень притязаний, волевой самоконтроль. Структура нарушений развития детей часто бывает такова, что, сколько бы ни трудились над коррекцией специалисты, диагноз не исчезнет. Но отношение к диагнозу, жизненные ценности учащегося мо- гут меняться. Для этого применялись групповые и индивидуальные тренинги. «Я не такой, как все…, Я такой же, как все…», «Уверенный в себе или «крутой?», «Мой гнев», «Путь к успеху». При диагностике использовались, в основном, проективные методики: «Кактус», «Мой личностный рост», «Человек под дождем», «Я смелый – Я боюсь» и ставшие традиционными – «Моя семья», «Несуществующее животное».

Одним из компонентов личностного роста является формирование рефлексии учебной деятельности на уроке, то есть осознание учащимся своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. В младших и средних классах стали использовать технику взаимопроверки тетрадей: девочки проверяют выполнение заданий у мальчиков и наоборот. Это являлось стимулом к развитию ответствен- ности и справедливости. Личностный рост – это своеобразный выход за рамки уже достигнутого. Но осуществляется он через «зону ближайшего развития» и непременно в учебном коллективе, когда можно ориентироваться на лучшее, сопоставлять свои достижения и достижения сверстников, при этом блокирующие психофизиологические факторы учащихся с ограниченными возможностями отступают на второй план.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Опыт показал, что инклюзивное образование, так или иначе, делает акцент на персонализацию процесса обучения, поэтому стратегическая линия развития обучения осуществлялась от личностно- ориентированного и дифференцированного подхода обучения к модели инклюзивного обучения.

В процессе инклюзивного обучения мы при- меняли экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения, включая дискуссии, общение; применяли способы поэтапного усвоения нового материала. Изучение опыта стран-лидеров мирового образования, в частности, Сингапура, позволило внедрить в учебный процесс приемы «пинг-понг», структурирование и др. Рене Декарт сказал: «Определяйте значение слов: этим вы избавите человечество от половины его заблуждений». Поэтому больше внимания стало уделяться усвоению ключевых понятий того или иного пред- мета; учащимся давали понять, что они лично ответственны за выполнение заданий; при этом предоставляли большую свободу выбора; уделяли также больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося; использовали объединяющие виды деятельности, которые содействовали сплочению коллектива; опирались на оценку педагогом успехов учащегося с ДЦП, включая оценку прогресса в обучении. Организация исследовательской и проективной деятельности педагогов позволила выявить творческие способности детей-инвалидов. Среди них проявились музыканты, певцы, поэты, которые впоследствии выбрали целью своей жизни творческие профессии.

В последние годы произошло продвижение в личностном росте каждого учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата, чему способствовало введение ставки учителя-дефектолога с его ежедневными коррекционными индивидуальными и групповыми занятиями. Практически у всех детей с ОВ сегодня доминирует учебная мотивация, большинство пошагово научились ставить реальные цели, завышенная или заниженная самооценка стала приближаться к адекватной.

Значительной помощью в организации деятельности работы школы по инклюзивному образованию стал приказ МОН от 12 декабря 2011 года № 524 «Об утверждении Методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», на основании которого вырабатывается стратегическая линия личностного роста детей с ограниченными возможностями развития.

Повышение конкурентоспособности системы социально-ориентированного отечественного школьного образования, построение школы равных возможностей возможно в условиях реализации модели 12-лет- ней школы, выстроенной на принципах методологии модели образования, ориентированного на результат в виде системы компетенций. Сегодня школа про- должает совершенствовать модель формирования инклюзивного образования через модель личностного роста учащихся с ограниченными возможностями.

Принятое в большинстве развитых стран, инклюзивное образование понимается, как благо для всех тех, кто воспитывает детей в семье, кто обучается вместе с ними, кто их учит, и это – шанс для всего казахстанского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и развития личности каждого человека.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

2. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

3. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.

 

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10