электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2015 г.

 

Деятельность учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования

№ 1 (142) январь 2015

В.В. МИНЕЕВА, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №13», г. Петропавловск

 

Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков с учетом работы де- тей с ограниченными возможностями. Ведь инклюзивное обучение – это подход, при котором учитываются возможности каждого ученика, при котором методы и цели урока под- страиваются под их способности и потребности.


Инклюзивный подход означает, что учитель оказывает индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом в группах ученики с ограниченными возможностями не отделены от других.

В этом плане труднее начинать работу в 1 классе, особенно на уроках грамоты, где дети только начинают постигать азы чтения и письма. На уроках чтения идет развитие речи ребенка и навыков письма, которые требуют развития мелкой моторики пальцев. К тому же у детей с ограниченными возможностями, как правило, идет нарушение манипуляции рук, которое влияет на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Упражнения с пальчиками помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Поэтому на каждом уроке грамоты я использую пальчиковую гимнастику, например:

1.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца).

2.
Наши алые цветочки
Распускают лепесточки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки,
Головой качают,
На ночь засыпают. (Пальцы собрали в кулачок, по очереди раскрываем, шевелим пальчиками, затем сжимаем их в кулачок.)

3. «Крючочки»
- Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(Сцепить мизинцы обеих рук, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Они несут огромное развивающее и оздоравливающее воздействие.

Основным изменением в методике преподавания урока является использование многоуровневого подхода в объяснении нового материала и после- дующем контроле: работа с карточками, тестами разного уровня, работа в парах, групповая работа.

При работе с детьми-инвалидами обязательно учитываются их физиологические особенности. Например, если у Амирхана Т. нарушена мелкая моторика, то планирую меньший объем письменных заданий, листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Например, карточка № 1: «Как проверить безударный гласный?»

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак… в слове. Определи гласные в слове «хвосты».

3. Измени слово так, чтобы безударный гласный стал….

4. Если в слове есть безударные гласные, не проверяемые ударением, то нужно их… или обратиться за помощью к … словарю.

Или на правописание парных согласных: все учащиеся с доски списывают, подбирают проверочные слова:

Сугро..., сне…, заво…, шка…

Дети же с ограниченными возможностями про- водят только стрелку на карточке, соединяя в эти слова уже данные внизу карточки буквы.

На уроках пользуемся учебниками «Родное слово» авторов В.К. Павленко, Г.В. Клыпа, в которых хорошим подспорьем являются упражнения, где надо соединить стрелочками начало и конец предложения, вставить в правило пропущенное словосочетание, т.е. упражнения, в которых требуется минимум письма. Это позволяет увеличить объем выполненной работы, отработать навыки орфографического письма, развивает речь ребенка, учит рассуждать.

Например, с. 157:
Лает, охраняет, кусает                ребенок
Идет, льет, моросит                    собака
Читает, рисует, поет                   дождь

С.158: «Играем в лишние слова»
Лес, играет, бегает, растет.
Читает, слушает, малыш, рассказывает (просто зачеркнуть лишнее слово).

Вот такая целеустремленность в тематическом планировании, конкретизация ближайших за- дач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке.

Инвалидность – это одна из возможных особенностей, и вопрос, как учить именно таких детей, на самом деле, – не вопрос. Учитель оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе с учениками- инвалидами.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10