электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2015 г.

 

Дифференцированная работа на уроках математики в начальных классах

№ 1 (142) январь 2015

Н.В. ФРАНЦ , учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 13», г. Петропавловск

 

Математика является одной из основных учебных дисциплин в образовательных учреждениях и, как учебный предмет, содержит необходимые пред- посылки для развития познавательных способностей учащихся, развития интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти. При проведении уро- ков математики применяю различные формы и методы. Главной, основной формой считаю дифференцированный подход.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения. Прежде чем осуществлять дифференцированный подход, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.

Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Этап изложения новых знаний и умений

Речь идет об этапе первичного восприятия материала. Легко убедиться в том, что недифференцированный подход на первом этапе порождает «белые пятна» в знаниях части учеников. Почему? Хотя бы потому, что новое всегда увязывается с вполне определенным старым. Именно поэтому учитель проводит подготовку к усвоению нового.

Он задает вопросы по пройденному, проверяет, есть ли у них в памяти то, на что они будут сейчас опираться.

Например, готовясь объяснить прием сложения а + 4, нужно проверить прочность знания состава числа 4. Если ограничиться краткой фронтальной работой, не убедиться, что, действительно, каждый в классе знает состав числа 4, могут появиться ученики, которые новый прием усвоят неосознанно и непрочно.

Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во- вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить и, может быть, не один раз, для отдельных групп.

Этап закрепления и применения знаний и умений

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь содержится больше всего возможностей для учета особенностей учащихся.

Учитель может подготовить два-три варианта заданий. Учащиеся выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников.

Отдельным группам даю разъяснение возможных затруднений для предотвращения ошибок. Этот прием характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит, по сути, «доусвоение» нового материала, и выявляются пробелы.

Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даю облегченные карточки-задания алгоритмического вида, сильным – задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера.

Этап проверки и оценки знаний и умений

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание и умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия заданий может отражать определенный уровень усвоения материала. Не следует скрывать от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен материал.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, помогает вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Для осуществления дифференцированного подхода необходимо
- Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
- Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
- Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.
- Умение «спрограммироватъ» обучение разных групп учащихся.
- Осуществление оперативной обратной связи.
- Соблюдение педагогического такта.

На уроках математики дифференцированный подход использую на всех этапах обучения и усвоения знаний, умений через разноуровневые задания. Такие задания являются актуальными для большинства учителей начальной школы, т.к. направлены на преодоление многих трудностей:
- шаблон и формализм в преподавании;
- потеря интереса к предмету;
- снижение навыков вычислительной техники у учащихся;
- недостаточное развитие логического мышления учащихся;
- обучение детей на одном уровне;
- низкая культура математической речи учащихся.

В процессе работы большое внимание уделяю обучению самостоятельному решению задач. Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей, задания беру из учебников, которые помогают развивать логическое мышление, математическую речь, память, также использую карточки с трехуровневыми заданиями, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях.

Например, от двух пристаней, расстояние между которыми – 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу два катера. Один шел со скоростью 17 км/ч, а другой – 24 км/ч. какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?

1-й уровень:

1.Рассмотри чертеж к задаче и выполни за- дания:

а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
г) прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.
Если задача решена, то запиши ответ.

2. Рассмотри еще раз задание (1) и запиши план решения этой задачи (без вычислений).

3. Проверь себя! Ответ: 35 км.

4. Дополнительное задание: рассмотри другой способ решения данной задачи.

Запиши пояснения к каждому действию и вы- числи ответ:
17 + 24 = ...
... х 2 = ...
3) 117 – ... = ...

2-й уровень:

1. Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данное и искомое:

2. Рассмотри граф-схему и укажи на ней последовательность действий и арифметические знаки каждого действия:

3. Пользуясь граф-схемой, запиши план решения задачи.

4. Запиши решение задачи:
а) по действиям;
б) выражением.
Ответ:

Дополнительное задание:

5. Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его:
а) по действиям;
б) выражением.
Ответ:

6. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

3-й уровень.
1. Выполни чертеж.
2. Пользуясь чертежом, найди наиболее рациональный способ решения. Составь к этому способу граф-схему.
3. Пользуясь планом, запиши решение задачи:
а) по действиям;
б) выражением.
Ответ:
4. Проверь себя! Ответ задачи: 35 км.

Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению.

Данный подход можно использовать на уроках русского языка, математики, литературного чтения, при проверки домашнего задания, изучении нового материала, отработке материала.


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10