электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2015 г.

 

Становление инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательных школах в рамках реализации Государственной программы развития образования РК до 2020 года

№ 6 (147) август 2015

И.Г. ЕЛИСЕЕВА, заведующая лабораторией специального школьного образования Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, к.п.н, доцент, г. Алматы

 

 

Развитие инклюзивного образования – одна из стратегических задач Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг. 70 % общеобразовательных школ страны к 2020 году должны стать инклюзивными – это ожидаемый результат реализации Программы.

Инклюзивное образование в современном мире понимают, как «качественное образование для всех», когда школы дают одинаково хорошее образование каждому ребенку, независимо от его способностей. При этом подразумевается включение учеников из наиболее уязвимых слоев общества (дети мигрантов, дети из отдаленных районов, национальные меньшинства, дети с ограниченными возможностями, включая детей с инвалидностью), имеющих, как правило, особые образовательные потребности, которые удовлетворяются педагогическими средствами.

В основе инклюзивных подходов в образовании лежат международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой ООН и ЮНЕСКО, касающиеся прав человека на образование и недопустимость дискриминации по какой-либо причине. Вот некоторые из них:
• «О борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 г.),
• «О правах ребенка» (1989 г.),
• Всемирная декларация об образовании для всех (1990 г.),
• Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Саламанка, Испания, 1994 год,
• Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006 г.). Ратифицирована Казах- станом в феврале 2015 года.

ст. 24. «Образование» гласит: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни…»

В РК развитие инклюзивного образования поддерживается Конституцией и Законами:
• «О правах ребенка в Республике Казахстан», от 08.08.2002;
• «Об образовании» от 27 июля 2007 года;
• «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года;
• «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года.

А также подзаконными нормативно-методическими документами, основной целевой группой которых являются дети с ограниченными возможностями, являющиеся самой многочисленной и наиболее уязвимой среди других представителей лиц с особыми образовательными потребностями:
- Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования де- тей с ограниченными возможностями в развитии. Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года, № 4-02-4/450.
- Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. Письмо МО и Н от 2 июля 2009 г., № 4-02-4/1228.
- Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. Пись- мо МО и Н от 28 мая 2010 г., № 4-02-4/1435.
- Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Утверждены приказом МОН РК № 524 от 12 декабря 2011.
- Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего). Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499.

В последнем документе в п. 18 определены две формы включения учащихся с ограниченными возможностями в общее образование: в общий класс (не более двух детей с ОВ) и обучение в специальном классе, которые комплектуются в соответствии с видами нарушений развития учащихся. Обучение в общем классе осуществляется по общеобразовательной программе. В специальных классах обучение регламентируется специальными учебными планами и программами и осуществляется с использованием как специальных, так и обычных учебников. Предполагается организация дополнительных занятий учащихся со специальным педагогом, логопедом, психологом для обеспечения возможности успешного усвоения программ. Для этого в школе создается Служба психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Несмотря на то, что наша страна находится в начале пути принятия культуры, политики и практики инклюзивного образования, и актуальными пока еще остаются разработка нормативных актов, подготовка педагогов и специалистов, материально- техническое, учебно-методическое оснащение, др. проблемы, мы уже можем наблюдать формирующийся опыт работы общеобразовательных школ на основе инклюзивных подходов. Это – опыт школ Костаная и Рудного, Астаны и Алматы, Акмолинской области, Актобе, Караганды, Усть- Каменогорска, Петропавловска. Среди всех школ особенно выделяется школа № 13 г. Петропавловска, которая демонстрирует стабильно положительный опыт инклюзивного образования последние 15 лет. В этой школе созданы все необходимые условия для обучения детей, имеющих проблемы с мобильно- стью. Многие ученики пользуются инвалидными колясками. В школе создана безберьерная среда, работают специалисты службы психолого-педагогического сопровождения. Дети с нарушением мобильности приняты детским сообществом, чувствуют себя полноценными членами школьного коллектива.

Делая краткую аналитику того, как развивается инклюзивное образование в различных регионах нашей большой страны, можно видеть определенную вариативность и особенности, характерные для каждого региона. Это связано и с материальной оснащенностью школ, с качеством подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивной практики и др. факторами. Однако можно с определенной убежденностью констатировать некие общие условия, имеющие место во всех случаях стойкого положительного опыта:
- хорошо информированный о сути инклюзии и мотивированный первый руководитель школы;
- создание в школе локальной нормативной документации, обеспечивающей руководство и контроль за процессами становления инклюзивной культуры и практики;
- функционирование в школе Службы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательной процесса, в составе – компетентный психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др;
- использование консилиума, как способа взаимодействия специалистов, педагогов, родителей для осуществления командного подхода к реализации особых образовательных потребностей учащихся;
- выстраивание партнерских отношений со специальными организациями образования, которые в ситуации развития инклюзивного образования являются информационным профессиональным ресурсом;
- специальная курсовая подготовка педагогов школы;
- использование дополнительного образования в качестве ресурса социальной инклюзии;
- активность родителей в образовательном процессе собственных детей;
- количество детей с ограниченными возможностями, включенных в образовательное пространство школы, не должно превышать 10 %;
- постоянная забота о поддержании в школе толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса, включая технический персонал.

Зарубежный опыт говорит также и о том, что развитие общего образования, исходя из принципа инклюзивности, должно непрерывно сопровождаться научными исследованиями и опытно-экспериментальной работой, поскольку процесс школьного образования определенным образом влияет на психосоматическое здоровье детей. Любое реформирование образования должно рассматриваться не только с позиции привнесения новых форм, методов и приемов преподавания, но и через призму детского здоровья.

 


Инклюзивное образование







 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10