электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2015 г.

 

Проектирование учебного процесса в адаптивной школе как один из компонентов безбарьерной образовательной среды

№ 7 (148) сентябрь 2015

О.Ф. ЧУМАКОВА, координатор инклюзивного образования ОСШ № 27, г. Караганда

 

 

Перед современной школой, каждым учителем стоит проблема повышения качества обучения. Резервы повышения качества образования – в его слагаемых: целях, условиях, организации образовательного процесса, конечных результатах.

Успех этой работы будет зависеть от того, насколько каждый педагог овладеет необходимыми умениями
- планировать и организовывать обучение на деятельностной основе;
- создавать систему контроля и оценки уровня сформированности знаний, общих учебных умений и навыков, способов деятельности;
- осуществлять педагогическую диагностику.

Развитие инклюзивного образования, формирование новой модели школы обуславливают потребность в развитии профессиональной компетентности учителя, отвечающей современным требованиям. Учитель был и есть ключевая фигура образовательного процесса в школе, а уровень его профессиональной подготовки и личностные качества остаются приоритетными факторами успеха развития инклюзивного образования, результативности использования новых технологий и средств обучения.

Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии (З.А. Абасов, В.С. Безрукова, С.В. Абакшина, М.М. Поташник, Н.Г. Алексеев, Н.О. Яковлева, И.Г. Елисеева) было установлено, что проектная педагогическая деятельность выступает как важный компонент продуктивного образования. Она представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий (мысленное конструирование, планирование, прогнозирование и практическая реализация замыслов).

В настоящее время на смену традиционной исполнительской деятельности учителя приходит деятельность инновационного характера. В связи с этим проектирование становится в педагогической деятельности универсальным деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, результат, гибкость и вариативность.

Подготовка учителя к образовательному процессу в инклюзивной школе требует использования технологии проектирования. Основными элементами проектирования, как вида педагогической деятельности, являются построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования и планирование способов управления этим процессом. Таким образом, проектирование раскрывает не только содержание деятельности педагога и учащихся, направленное на усвоение программного материала, но и процедуры педагогической диагностики, профилактики и коррекции трудностей и пробелов в знаниях учащихся.

ОСШ № 27 г. Караганды, развивая практику инклюзивного образования, принимает участие в экспериментальной деятельности по апробации технологии проектирования коррекционно-развивающего обучения школьников с задержкой психического развития, разработанной в лаборатории специального школьного образования ННПЦ КП.

В течение 2014-2015 учебного года нами апробируется проекты процесса обучения общеобразовательным предметам: грамоте, математике, и коррекционного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в специальном классе для учащихся с задержкой психического развития.

Учебный процесс организован нами в соответствии с целями названных курсов, разработанных с учетом уровней усвоения знаний: узнавание (знание), понимание, применение (Б. Блум). Уровневое формулирование целей обучения в формате учебных курсов позволяет обеспечить не только подачу учебного материала на разных уровнях сложности, но и определить степень овладения учащимися учебным материалом, а также предупредить возможные трудности усвоения знаний.

Основой определения последовательности микроцелей являются требования государственного образовательного стандарта и учебной программы. Определение системы микроцелей обусловлено необходимостью построения дидактической траектории достижения учеником ожидаемых результатов в рамках каждого учебного предмета. В апробируемом проектировании представлено четкое и ясное видение микроцелей, что позволяет учителю осознать механизм становления у учащихся основных понятий учебных курсов, управлять и контролировать ход их формирования.

Следующим документом проекта, апробируемым нами, являются технологические карты по всем учебным темам. Технологическая карта является своеобразным паспортом учебного процесса по теме, так как содержит информацию о содержании и способах изучения с учащимися каждой темы календарного плана. Для каждого учебного предмета разработана своя форма, отражающая содержательные и методические особенности фактического материала. Учебная тема – основной объект проектирования. В предложенном проектировании технологические карты ориентированы не только на учителя с целью оптимизации его деятельности, но и на ученика, так как содержат конкретные виды деятельности учащихся, направленные на формирование у них умений и навыков. В апробируемом проектировании технологические карты имеют форму целостной педагогической системы, так как включают в себя взаимосвязанные по целевому, содержательному, операционно-деятельностному характеру компоненты. В технологических картах педагог найдет материал, который нужно повторить, содержание работы по развитию речи учащихся, межпредметные и внутрипредметные связи. Апробация показала, что использование технологических карт облегчает процесс подготовки учителя к уроку, дает ему возможность маневрировать учебным материалом, исходя из реального темпа его усвоения учащимися, более эффективно организовывать учебный процесс, управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных успехов, своевременно выявлять трудности, испытываемые учащимися, и оказывать им дозированную помощь.

В структуре деятельности педагога по проектированию учебного процесса немаловажное значение имеет педагогическая диагностика (мониторинг), которая ставит своей задачей определить степень достижения целей обучения учащимися. В проектировании представлены готовые контрольно-диагностические материалы, соответствующие уровневому (этапному) целеполаганию. Каждое диагностическое задание для учебной темы и учебного предмета позволяет отследить уровни достижения микроцели, успешность продвижения учащихся в зоне ближайшего развития.

Диагностический инструментарий представлен в виде системы заданий и является средством выявления индивидуальных результатов обучения в рамках каждой темы. Апробация показала, что диагностические материалы по каждому предмету и каждой теме позволяют непрерывно контролировать процесс овладения учащимися учебным материалом, выявлять пробелы в знаниях учащихся и определять содержание коррекционной работы. Промежуточные результаты обучения мы фиксировали согласно проектированию в картах учебных достижений по предметам. Карты учебных достижений являются описательной оценкой достижений ученика по каждой теме. В них фиксируются способы выполнения заданий, допущенные неточности, ошибки, смешения понятий, возможные причины неверного выполнения заданий. Анализ полученных данных был положен нами в основу разработки содержания коррекционной работы по восполнению пробелов знаний. Такая коррекционная работа проводилась нами как на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях, так и на по- следующих уроках по предмету. В конце учебного года педагог заполняет сводную карту достижений ученика по учебному курсу. Достижения ученика в каждом разделе курса описываются с указанием уровня достигнутых целей.

Таким образом, апробация созданных проектов процесса обучения учащихся с задержкой психического развития показала, что проектирование, как педагогическая технология, обеспечивает детям комфортные условия обучения (поскольку предъявляемые требования приводятся в соответствии с возможностям учащихся), овладение ими содержанием учебных программ, а также способствует профессиональной реализации учителя. Проектирование позволяет учителю обоснованно использовать в учебном процессе специальные коррекционные технологии и, следовательно, обеспечивать эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе.

 

 


Инклюзивное образование







 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10