электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Инклюзивное образование: Опыт. Результат. Победы

№ 1 (162) январь 2017

Е.Н. АНИСИМОВА, директор СШ №116, г. Алматы

 

Мы смогли успешно пройти путь становления ученических коллективов, где стали обучаться такие дети. Хочу поблагодарить в своей статье родителей учеников 6 «а» и 6 «б» классов, которые смогли понять родителей детей «с особыми потребностями», помочь им в первую очередь тем, что сумели объяснить детям, что каждый ребенок имеет свои особенности, интересы, способности и учебные потребности. Спасибо им за то, что не ставили свое «я» превыше всего, как делают многие родители, требуя: «Уберите ученика из класса, он нам мешает». Они научили своих детей «без особых потребностей» создать условия для тех, кто в этом нуждается, и быть равными с ними. Протянуть руку помощи, быть рядом и воспринимать особые образовательные потребности одноклассников не как проблему, а как свои личные возможности для обогащения процесса познания мира, в котором живет ребенок.


Недавняя встреча с родителями Махатаевой Жансаи – Динарой Дауренбековной и Гали Амангельдиевичем, разговор с ними о радости, с которой они пришли по- делиться, заставил меня в мыслях вернуться на несколько лет назад, взять в руки журнал «Открытая школа» № 8 (119) за октябрь 2012 г., где была напечатана моя статья «Инклюзивное образование: первые шаги». Перечитав ее, снова окунулась в то время, когда в 2011 году педагогический коллектив школы впервые для Алматы включил детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В тот год мы приняли в первый класс трех детей после проведенной им кохлеарной имплантации.

Прошло 6 лет. И название статьи в этом же журнале звучит по-другому: «Инклюзивное образование: Опыт. Результат. Победы». Действительно, педагогическим коллективом накоплен опыт работы по инклюзивному образованию, о котором говорится в Государственной программе развития образования Казахстана до 2020 г. Думаю, что возложенные на наш коллектив задачи, указанные в Программе, выполняются.

Труден был путь учителей, которые, внедряя в ежедневную свою работу не только то новое, что требует современное преподавание в школах Казахстана, попутно смогли освоить принципы инклюзии с практическим их внедрением в свою педагогическую практику. Учителя смогли разработать систему преподавания предметов и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие особенностей и потребностей, с которыми приходят дети в школу.

Сами педагоги получили опыт работы еще потому, что инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.

Ученики классов, где обучаются девочки, наверное, и не понимают даже слова «инклюзия», они просто интуитивно согласно принципам инклюзивного образования, которые подразумевают наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между детьми, существуют и действуют, как им подсказывает их сердце. Они привыкли к повышенному к ним вниманию, порой недоумевают, а почему их опять снимают на телевидение или берут интервью, и что же особенного в этих девчонках, почему ими так интересуются взрослые.

Жансая и Регина – обыкновенные ученики, которые сейчас ничем не отличаются от всех других. Мы перестали их опекать, быть рядом с ними каждую минуту, а ведь было время, когда их знали в лицо не только учителя, но и технический персонал, работники столовой, так как были готовы прийти им в любую минуту на помощь. Сейчас они уже не нуждаются в такой опеке. Они живут обыкновенной жизнью ученика с их проблемами и потребностями, которые уже могут решить самостоятельно.

И если сначала мы совместно с родителями выдвигали на первый план социализацию этих детей, то сейчас, конечно, нас волнуют их успехи в усвоении ГОСО. Регина и Жансая – успешные ученицы. Согласно «Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» они осуществляют свое право на образование в общеобразовательной школе и имеют возможность получать и поддерживать приемлемый для них уровень знаний.

Более удаются девочкам точные науки, с языками есть проблемы, но они их решают. Большой плюс в том, что эти ученицы очень трудолюбивы, работоспособны, любознательны. Они всегда в хорошем настроении, готовы воспринимать все то новое, что учитель может им передать.

Радость, которой пришли со мной поделиться родители Жансаи, – ее успех на 21 международных соревнованиях по ментальной арифметике в ОАЭ г. Дубай, где она заняла призовое место. Родители девочки были горды за своего ребенка, который смог среди 3000 детей из 56 стран мира за 8 минут решить 160 примеров из 200.

А до этих соревнований была защита научного проекта в районе на тему «Вода – наша жизнь», участие в республиканских соревнованиях по ментальной арифметике, где она заняла 2 место среди «обычных детей». Девочка успешно совмещает обучение в школе с учебой на пятом уровне в интеллектуальном учебном центре.

Инклюзивное образование – забота всего общества, а не только школы. Хочу несколько слов сказать о ЧФ «Дара», который не первый год занимается проблемой инклюзивного образования, помогая детям с особыми образовательными потребностями, их родителям и взрослым, работающим с ними. Благодаря фонду «Дара» школа получила оборудование для логопедического кабинета, раздаточный материал для индивидуальных занятий, методическую литературу для логопедов, помогающих детям в преодолении трудностей, развивающие игры для детей. А в 2016 году нашим детям были предоставлены FM-системы, которые помогли ученицам улучшить разборчивость речи, позволили им лучше учиться и уверенно чувствовать себя среди сверстников.

Хочется выразить через журнал «Открытая школа» большую благодарность всему коллективу ЧФ «Дара», пожелать им здоровья, интересных замыслов и возможности исполнять мечты людей.

Еще раз хочу повторить главную мысль (я уже писала об этом в одной из статей): опыт нашей школы доказывает, что инклюзивное образование – это не только улучшение образовательной среды, но и предоставление всем ученикам возможности быть успешными в процессе обучения.

 

 

 


Инклюзивное образование





 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10