электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Адаптивный лагерь «Пионер» или
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

№ 6 (167) август 2017

Подборка Л.А. ПОПОВОЙ, редактора журнала «Открытая школа»

 

Впервые в лагере «Пионер» я побывала в июле прошлого года. Я не только написала об этом статью (см «Открытая школа», № 7, 2016), но и постоянно рассказываю всем, кому, с моей точки зрения, информация о лагере может быть интересна и полезна. А в этом году, получив приглашение от директора «Пионера» Жанат Каратай, взяла с собой постоянных читателей и авторов журнала, чтобы они смогли увидеть все своими глазами и поделиться впечатлениями с вами, уважаемые читатели. Но сначала для тех, кто не читал прошлогоднюю статью о «Пионере» (кстати, ее можно найти на нашем сайте http: //www. open-school. kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_158_1. htm), рассказ Жанат об истории его создания, миссии, находках и результатах работы.


Лучше гор могут быть только горные лыжи

Я мама пятерых детей, один из которых – сын с диагнозом аутизм. Сейчас Али- бек вполне самостоятельный молодой человек, который с удовольствием учится в колледже и ставит себе реалистичные жизненные цели. Но так было не всегда.

В возрасте 3-х лет ему был поставлен диагноз аутизм. Мы пережили шок, который усугублялся тем, что в то время никто не мог нам помочь, про аутизм мало что знали даже специалисты. Мне пришлось оставить свою работу и вплотную заняться воспитанием и реабилитацией сына. Главную роль в его развитии сыграло раннее вовлечение в спорт, это были обычные секции по плаванию, большому теннису, боксу. К счастью, на нашем пути встречались понимающие тренеры и учителя. Мы сами научили его кататься на велосипеде, в возрасте 12 лет мы с большим трудом смогли научить его кататься на сноуборде (другие наши дети катаются на горных лыжах с 3-летнего возраста, и мы с мужем также увлеченные лыжники с большим стажем).

С этого момента у Алибека началось очень интенсивное развитие, он стал лучше учиться в школе (школа-лицей № 48) и даже увлекся шах- матами. Постепенно его «маркеры» аутизма стали таять. У нас как у родителей появилась надежда, что со временем он полностью адаптируется и станет самостоятельным человеком, способным содержать себя.

Два года назад осуществилась наша давнишняя мечта – мы приобрели небольшую горнолыжную базу недалеко от Алматы. Теперь увлечение стало нашим семейным бизнесом, где наши дети могли получать удовольствие от катания и помогать нам развивать нашу базу.

В октябре 2015 года я по приглашению коллеги из Турции посетила с сыном фестиваль достижений людей с аутизмом в Канаде. Я поехала туда, даже не осознавая для чего, моему сыну было в то время 17 лет, он готовился к окончанию 9 класса, впереди нас ожидала полная темнота в отношении его будущего, и в Казахстане у нас даже не было успешного примера взросления детей с аутизмом. Но как же мне повезло! Попав туда, я увидела новый мир возможностей для сына, а также для других детей с аутизмом. Во-первых, я увидела 20-ти, 30-ти и 50-ти летних людей с аутизмом, вполне успешных и относительно довольных своей жизнью (все-таки есть проблемы с непониманием в обществе людей с аутизмом, именно поэтому они ежегодно собираются и помогают друг другу), во-вторых, основательница этого фестиваля Леонора Грегори-Коллура устроила мне встречу с Президентом Ассоциации адаптивного катания Канады Сьюзан Хьюс. На протяжении всех 6 дней я активно общалась с ней, и она раскрыла мне реальные возможности для внедрения этого вида реабилитации на моей горнолыжной базе.

Мне не хватало самого главного – уверенности в себе и стартового капитала, но и отказываться от возможности помочь таким, как мой сын, детям я не могла.

В первый же горнолыжный сезон 2015/2016 мне удалось создать пилотный проект «Адаптивное катание для детей с аутизмом и другими проблемами в развитии». С помощью моего коллеги из Франции Эрика Лукаса мы организовали тренинг для наших инструкторов по горным лыжам и приступили к занятиям. В тот сезон мы поставили на лыжи 4-х детей с диагнозом аутизм и ДЦП и 2-х взрослых с синдромом Аспергера (разновидность аутизма, люди с этим диагнозом часто достигают больших высот в выбранной профессии). Сам Эрик – 53-летний аутист с синдромом Аспергера – после тренировок с нашими инструкторами научился кататься на лыжах и был потрясен воздействием, которое оказывает на аутистов этот вид реабилитации. Еще один молодой человек – 23-летний студент из США – приехал специально для участия в проекте. Также научился кататься на лыжах и уже летом следующего года участвовал в организованном нами инклюзивном горном лагере «Пионер» как вожатый. Он значительно преодолел свои ограничения и сразу же после возвращения в университет проявил себя в общественной жизни, участвуя в дебатах университета Хофстра (Нью- Йорк) на президентских выборах США.

По сути это даже и не реабилитация, а приятный и полезный во всех отношениях вид отдыха или досуга. Именно в этом виде спорта ребенок сконцентрирован на ощущении собственного тела, что крайне важно для аутистов. Общеизвестно, что все аутисты (я не слышала об исключениях) не владеют своим телом на хорошем уровне. Когда ребенок начинает учиться кататься на лыжах, он сконцентрирован на ощущениях своего тела, для того чтобы проехать и не упасть, он вынужден контролировать свои конечности, вестибулярный аппарат, зрение, слух. Все это называется у специалистов сенсорная интеграция и телесная терапия. Ощущения от тяжелых ботинок и лыж дают глубокие импульсы к сухожилиям и суставам, тем самым решаются дефициты в проприоцептивной системе. Ребенок во время занятия решает множество задач по сенсорной интеграции, телесной терапии, плюс к этому окружающая природа и ландшафт, как выясняется, благотворно влияют на аутистов. Кроме того, на высоте 2000+ метров над уровнем моря при пониженном содержании кислорода и низком атмосферном давлении происходит пассивная реабилитации большого ряда заболеваний, которая называется в медицине гипокситерапия.

В этом горнолыжном сезоне 2016/2017 у нас появилось намного больше особых учеников, для них были организованы регулярные занятия 2-3 раза в неделю. Все они получили впечатляющие результаты:
– улучшилась координация;
– у многих детей прошли страхи, фобии;
– у одного из детей (неговорящего) появилось пение (предвестник развития речи);
– улучшился глазной контакт;
– на других занятиях у специалистов (логопеды, дефектологи и психологи) они могли дольше удерживать внимание.

Кроме того здоровье этих детей и членов их семей укрепилось, это проявилось в отсутствии простудных заболеваний, характерных в зимний период, психоэмоциональное состояние детей и их родителей улучшилось, как и психологический комфорт внутрисемейных отношений.

В другое время года (незимнее) есть практически аналогичный вид реабилитации, основанный на ходьбе по пересеченной местности в условиях высокогорья. Также во время этих занятий у детей прорабатываются многие дефициты в физическом, моторном и психоэмоциональном аспекте развития личности.

Каждые каникулы мы проводим инклюзивный лагерь с включением детей с аутизмом и другими проблемами в развитии. За 10 дней дети проходят несколько этапов горной подготовки и походов в предгорьях Заилийского Алатау. Целебный воздух, эффект гипокситерапии (низкое содержание кислорода в воздухе), подготовленный персонал, уникальная программа, созданная нашей командой вожатых, сопровождение детей лагеря консультациями у Эрика Лукаса положительно воздействуют как на детей с диагнозом аутизм, так и на нормотипичных детей лагеря. Они улучшают мировосприятие детей, учат их толерантности, воспитывают в них лучшие человеческие качества, поднимают командный дух и прорабатывают лидерские качества. Это уникальная возможность для детей, и мы надеемся, что наш опыт послужит примером для других детских учреждений Алматы и всего Казахстана в соответствии с курсом нашего государства в создании инклюзивного общества.

С 2017 года на летних каникулах у нас теперь работают волонтеры Дориен и Хилял из Бельгии и Турции, которые преподают английский язык для наших детей, в том числе детей с аутизмом.

Этих волонтеров нам предоставила компания АIESEС – международная организация, объединяющая студентов и выпускников вузов в 126 странах мира.

Жанат Каратай, учредитель Частного Фонда «Pioneer Concept»


Работать с такими детьми интересно и увлекательно

Два сезона я работала в лагере «Пионер». О присутствии «особенных» детей знала заранее. Это меня почти совсем не пугало, я была уверена, что в любой момент мне подскажут, что предпринять. За все это время пришлось пообщаться с тремя ребятами с аутизмом. Каждый из них достаточно интересный ребенок. При общении с ними я всегда старалась сохранять положительный настрой. Небольшая агрессия или приказной тон – и контакт рвется, дети сразу перестают воспринимать твои слова и легко обижаются. Эти ребята похожи на четырехлетних «почемучек». Но достаточно на вопрос ответить встречным вопросом: «А ты как думаешь?» – и сразу следует правильный и точный ответ.

В кругу остальных радостных отдыхающих в лагере детей они теряют всякую агрессию и проявляют удивительное дружелюбие. Часто не могут найти себе место, но стоит направить их к определенному занятию, сразу вливаются и проявляют себя. Порой очень сильно удивляют творческие таланты ребят с аутизмом. Среди моих «подопечных» был превосходный поэт и сценарист, был мальчик с хорошим музыкальным слухом и постоянным рвением к пению, был мальчик, прекрасно проявляющий себя в точных науках. Не стоит таких ребят, как, впрочем, и остальных детей выпускать из виду, оставлять без внимания. Ребята сразу теряются, вновь ищут себе место и занятие.

Работать с такими детьми было достаточно интересно, порой забавно и увлекательно.

Екатерина Швецова, вожатая лагеря «Пионер»


Здесь нет случайных людей

Лагерей, курортов близ города Алматы много. Но что отличает именно «Pioneer» от всех остальных? Это настоящий горный семейный лагерь. Самое замечательное, что здесь, в горах, под пиком Пионерский (сейчас он переименован в пик имени Анатолия Букреева, но старое название – «Пионерский» – все еще живет в памяти многих алматинцев) вместе с обычными детьми принимают и особенных деток и делают все для их оздоровления: летом ходят в походы, а зимой ставят на лыжи. Плюсов миллион: все детки от семи до семнадцати лет оздоравливаются, учатся преодолевать трудности, жить вместе, в одном обществе. А еще учатся доброте, терпению.

Отправиться в настоящий поход в горы – это испытание для каждого человека, а тем более для детей с особенностями развития. Помогают им в этом профессиональные инструкторы. Это прекрасный вид социализации, которая ой как нужна особенным детям. Именно здесь в полной мере используется зона умеренного риска, которой так не хватает для полноценного развития детей. Природа, горы, четкий режим дня, чередование разных видов деятельности, постепенные нагрузки – все это учит детвору общению и самостоятельности.

У Жанны Каратай много помощников – прежде всего это инструкторы и вожатые. Здесь нет случайных людей, только те, кто может открыть свое сердце детям и дать им ту теплоту, в которой они так нуждаются. Без команды единомышленников такой проект не смог бы существовать.

Сегодня в лагерь везут детей и подростков с ограниченными возможностями. Многие отдыхают там несколько сезонов.

Как здорово, что есть такие замечательные места для отдыха и занятия спортом, как семейный горный курорт «Pioneer».

Лариса Нода, лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана


Работать с детьми надо «на их территории»

Что меня удивило: курорт необычный, специализируется, в основном, на физическом воспитании и изучении прилежащей к курорту местности (ежедневные походы в горы летом, обучение катанию на горных лыжах – зимой). Это то, что мне очень понравилось, позавидовала ребятам – столько времени на свежем воздухе и в тесной и дружной компании с надежным и профессиональным инструктором.

Необычность курорта еще в том, что вместе с обычными, здоровыми детьми отдыхают и дети с аутизмом. Уникальная программа позволяет общаться детям в непринужденной обстановке, все делать вместе.

Поразили мамы детей с особыми потребностями. Сколько тепла, любви в их глазах! А сколько усилий они прилагают, чтобы их малыши чувствовали себя уверенно, не боялись общения, учились в обычных школах. Нам удалось поговорить с некоторыми из ребят, и не было ощущения, что это люди с тяжелым диагнозом. Алибек – создает мультфильмы, все герои вылеплены им самим из пластилина, в озвучивании ему помогают старший брат и сестренка. На днях Алибек почувствовал себя актером, его пригласили для того, чтобы снять социальный ролик о помощи таким людям в общественном транспорте. Адияр – приехал домой на каникулы после окончания очередного курса одного из университетов США, свободно владеет английским языком, общался с волонтерами из Турции и Бельгии, которые сейчас работают вожатыми в «Pioneer». На один из вопросов: в чем отличие между людьми, Адияр ответил: «Вы притворяетесь, а я нет». Очень мудрый ответ. И еще один участник встречи – Ярик. Веселый, солнечный и очень подвижный мальчик. К сожалению, он еще плохо говорит, но родители не теряют надежды, что Ярик заговорит полными предложениями.

В прошлом году в «Pioneer» работал Эрик Лукас, меня поразила одна его фраза: работать с такими детьми надо «на их территории», т.е. понимать и принимать их. Правда является основой для работы с детьми с особыми потребностями, и не только образовательными. Это должны знать все, кто с ними работает, в том числе и школьные учителя.

«Pioneer» – яркий пример, когда физическое воспитание, образовательная программа и теплое отношение к детям могут помочь справиться с недугом. Очень рада знакомству с директором семейного горного курорта Жанной Каратай, и я бы хотела поработать в «Pioneer» и обязательно посетить его со своими учениками в новом учебном году. А еще я запланировала зимой обучиться катанию на горных лыжах, после неудачной попытки в далекой молодости не делала попыток, а теперь абсолютно уверена в успехе!

Марфуга Утетлеуова, учитель истории СЛ № 165


Нужно создавать безбарьерную среду

После знакомства с лагерем «Пионер» у меня появилось более глубокое понимание проблем детей с ОВР и их родителей. Я увидела новые формы и методы работы и собираюсь их использовать в своей практике – включить проблемы инклюзии в тематику «Родительской гостиной», познакомить педагогический коллектив с опытом лагеря «Пионер», провести семинар для сотрудников школы по данной тематике и продолжить повышать свой профессиональный уровень с прохождением дополнительного обучения по инклюзии.

К сожалению, многие родители здоровых детей опасаются, что присутствие в классе «особых» учеников может задерживать развитие их собственного ребенка. А педагоги боятся рисковать и брать на себя ответственность. Часто это происходит от незнания методов, форм и технологий работы в общении с такими детьми. Я думаю, что знакомство с такими проектами, как лагерь «Пионер», может изменить ситуацию в лучшую сторону, убрать барьеры в общении, которые прежде всего находятся у нас в голове, а уж потом создают различные препятствия на внешнем уровне. Неслучайно Президент Н.А. Назарбаев обращается к нам в Послании «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» с призывом: «…надо усилить внимание к нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной средой».

Найля Солодовникова, психолог СШ № 52


Идущий впереди

Получив приглашение посетить детский лагерь «Пионер», в первую очередь я подумала о том, чем может быть заполнена жизнь в лагере с таким названием. Неужели – линейки, горны, отрядные песни, речевки, костер? Это необычно в наше время. Хотя костер, как оказалось, в лагере – одна из традиций, однако необычность лагеря в другом, и связана она со значением слова «пионер» (фр.) – «первопроходец», «идущий впереди», «совершивший первый шаг в каком-либо деянии», «прокладывающий новые пути».

Действительно, этот лагерь, находящийся недалеко от города, в живописном горном ущелье, единственный из известных мне, наряду с обычными детьми принимает детей особенных. Этим летом здесь отдыхали и отдыхают дети с аутизмом, кохлеарными имплантами. И они все – и дети, и вожатые, и помощники-волонтеры – ПИОНЕРЫ – первопроходцы в очень трудном деле адаптации особенных детей к жизни в коллективе вместе с обычными детьми.

Я, как и многие вокруг меня, мало что знаю о детях с особенностями развития: что-то читала, слышала от знакомых, видела «Человек дождя». Ну вот, пожалуй, и все. Никаких контактов ни с детьми, ни с их родителями у меня до этого приглашения не было. Когда мы небольшой группой поднялись от турбазы «Алма тау» вверх по тропе удивительно красивого ущелья к опрятному двухэтажному дому, то увидели «хвост» группы детей, которая шла к темнеющим вдали скалам и еловому лесу. Видно было, что это разновозрастная группа – от малышей 6-7 лет до 15- 16 летних. Шли они дружно, друг за другом, так, как ходят в турпоходы дети в любых лагерях. Слышны были отголоски их разговоров. Удивило, что среди них никто не замыкался в себе и не отгораживался друг от друга. А ведь везде пишут, что аутисты-одиночки, они не любят общения с другими.

Пока дети были в походе, мы под эмоциональный рассказ хозяйки лагеря Жанны Каратай, ее помощников Алибека и Адияра осмотрели лагерь – жилье, столовую, комнаты отдыха, игровые площадки, вольеры с животными (птицы, собаки, ягнята, кролики). Все добротно, чисто, в спальнях порядок.

Алибек и Адияр тоже «особенные», они аутисты. Алибек – один из пятерых детей Жанны. Он охотно вступал в контакт, рассказывал о лагере, о себе. Ему 18 лет – он студент колледжа при Академии искусств им. Жургенова, увлекается анимацией. Он и сценарист, и режиссер, и оператор, сам изготавливает персонажей из пластилина и папье-маше.

Другой наш сопровождающий волонтер – Адияр – юноша 23 лет с синдромом Аспергера, студент Нью-Йоркского университета, посол Международной организации «Страна Аутистан» – помощник Жанны и вожатых.

Они оба – реальное доказательство того, что адаптация таких детей в обществе хоть и долгий, но возможный (а благодаря усилиям окружающих, родителей) и эффективный путь.

Рассказы родителей, детей, тренеров и волонтеров – масса примеров действенности и нужности программы адаптации, разработанной и осуществляемой пока что малочисленной группой энтузиастов, убедили нас в необходимости распространения программы в других лагерях.

Нина Морозова, экскурсовод


Все дети равноценны

Я педагог дополнительного образования. Поэтому хочу сделать акцент на актуальность проблемы инклюзии в системе дополнительного образования. Отсутствие государственных нормативов для большинства программ создает возможность более тонкого индивидуального подхода, который особо важен при образовании детей с ограниченными возможностями развития.

В ГККП «Дом школьников № 5» уже 4 года существуют детские объединения, где внедрено инклюзивное образование. Это кружки декоративно-прикладного искусства «Дизайн» (руководитель Сапрыгина Л.А.), «Вышивка лентами» (руководитель Чернецова А.В.), танцевальная студия «Sahara» (руководитель Сидоренко И.В.). Они успешно справляются с главной задачей инклюзии – создание среды, в которой все дети, включая и детей с ограниченными возможностями развития, равноценны.

Но всегда есть желание узнать что-то новенькое о работе коллег в инклюзивном образовании. И такая возможность нам была предоставлена редакцией журнала «Открытая школа». Мы с восхищением наблюдали принцип чувствительности и эмоциональности в действии. Вожатые целенаправленно и последовательно создают ситуации для выражения эмоций и переживания приятных чувств у детей, что позволяет снимать барьеры в общении и достигать хороших педагогических результатов.

Инклюзивное дополнительное образование в Казахстане только развивается. Педагогам предстоит еще нарабатывать опыт, а обществу – преодолеть отношение к инвалидности как к чему-то инородному. Такое отношение складывалось годами, поэтому изменить его за короткий срок практически невозможно. Но пытаться стоит уже сегодня. Я думаю, что опыт адаптивного лагеря «Пионер» нужно изучать и передавать всем, кто работает в сфере инклюзивного образования.

Алла Зиновьева, педагог дополнительного образования


Меняются дети – меняются родители

Меня интересовали стратегии родителей, их модели поведения в непростой жизненной ситуации. Зауре – мама Адияра. Чтобы мотивировать сына, сама научилась кататься на горных лыжах. Она рассказала, что мальчику пришлось сменить несколько школ, пока не попал в американскую. Проблема в том, что в школах не знают, что таким детям нужно больше времени для адаптации. В американской школе учитель мог остаться хоть на час и поговорить с ребенком.

Света – мама десятилетнего Ярика. Мальчик невербальный. Благодаря зимней адаптивной программе лагеря он уверенно обгоняет маму на лыжной трассе, начал произносить некоторые слова, научился запоминать последовательность действий и выполнять их. Научился управлять своим телом. Непосвященному человеку это покажется несущественным, но для Ярика и Светы это прорыв.

Меняются не только дети, меняются и родители. Жанна рассказала о Динаре – маме 15-летнего подростка с диагнозами олигофрения и аутизм. Он не отпускал ее ни на шаг. После того, как оба они научились кататься на лыжах, сын «оторвался» от мамы, она спокойно может отпустить его в магазин, он с удовольствием учится в школе. А мама ждет второго ребенка, хотя раньше и думать об этом не могла, ведь у нее был такой проблемный мальчик!

В 2014 году я составляла и редактировала книгу «Как много могут родители». Сейчас из «историй успеха» родителей и детей лагеря «Пионер» можно составить ее продолжение.

Лариса Попова, редактор журнала «Открытая школа»


 Послесловие

Через несколько дней после нашего визита в «Пионере» открылся молодежный трехдневный лагерь Joy Ful Camp. Третий год он собирает ребят от 16 лет и старше. Цель лагеря – за короткое время показать подросткам ценность живого общения, настоящей дружбы. Наталья Закирова (одна из организаторов лагеря) написала: «Но этот camp был особенным для нашей команды, мы отважились взять трех ребят с аутизмом. Это был потрясающий опыт для каждого из нас, мы видели, как непросто ребята шли на контакт, а в третий день радовались до слез за них, когда все трое танцевали с нами флешмоб, фотографировались и обнимались. Мы поняли, что особенные ребята так нуждаются в самом обычном человеческом общении, не в жалости, не в каких либо привилегиях, а в обычном открытом общении и дружбе. Это были потрясающие три дня, всего три дня, которые изменили наше отношение к аутизму».

Адияр был участником лагеря. В своем отзыве он написал, что первые два дня он ни с кем не хотел общаться и во многих мероприятиях участия не принимал, но в целом ему понравилось, в лагере было весело и интересно.

Зауре так прокомментировала участие сына: «У Адияра, к сожалению, был отрицательный опыт общения и неприятия его в школьные годы. Уже то, что он с легкостью согласился написать свой отзыв и быстро с этим справился, показывает, что даже 3 дня программы дали свой результат! И я этому очень рада! Конечно, таким, как Адияр нужно чуть больше времени на адаптацию. Но даже такое недолгое нахождение рядом с активной молодежной компанией просто необходимо! Большое спасибо Наташе и ее команде за понимание и вовлечение особенных ребят, несмотря даже на их сопротивление! Именно такое добро- желательное приятие, причем на равных, помогает нашим детям лучше психологов и лекарств!»

Примеры лагерей «Пионер», Joy Ful Camp, работа кружков системы дополнительного образования вдохновляет, показывая, что с проблемами особых детей можно работать успешно.

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10