электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2018 г.

 

Организация обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

№ 1 (172) январь 2018

Ж.М. КИШКЕНТАЕВА, А.В. ЧУМАКОВА, дефектологи-логопеды КГУ «СОШ №20 РО», г. Семей

 

Задержка психического развития (ЗПР) трактуется в специальной литературе как «синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций – моторных, сенсорных, речевых, который затрудняет процесс обучения ребенка в школе по общеобразовательной программе и требует специально организованной комплексной помощи соответствующих специалистов» [1].

Ребенок с ЗПР, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов и долго не может включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их [2]. Он ведет себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. И они характеризуются своей неоднородностью и полиморфизмом. Подобное разнообразие обуславливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на вы- полнение других сходных заданий [3].

Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент могут выполнить с помощью педагога. Длительное наблюдение за детьми с задержкой психического развития показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в обычных классах. Этим объясняется необходимость создания определенных специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Сегодня в обществе все больше и больше говорят об инклюзии.

Наша школа стала одной из первых школ города, которая открыла в 2013-2014 учебном году 1 специальный класс для детей с задержкой психического развития. В следующем 2014-2015 учебном году – 2 специальных класса, и количество детей в классах с интегрированным обучением увеличилось. Положительный опыт работы школы с детьми с задержкой психического развития способствовал тому, что в наше образовательное учреждение стали поступать учащиеся с диагнозом ЗПР с разных районов города. В 2015-2016 учебном году в школе были 1-й, 2-й, 3-й специальные классы и инклюзивные классы. В 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах Программа развития ООН в Казахстане оказала помощь школе в приобретении необходимого оборудования и мебели для специальных классов. В 2016-2017 учебном году в школе был впервые открыт специальный класс предшкольной подготовки. На сегодняшний день в школе обучаются 68 детей с особыми образовательными потребностями: в шести специальных классах, в шести «обычных» классах интегрированного обучения и воспитания.

Организация образовательного процесса и содержание коррекционно-развивающего обучения определяется Рабочим учебным планом школы для специальных классов. Учебный план для специальных классов составлен на основе ГОСО РК, «Закона об образовании», Инструктивно-методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году», Типового учебного плана, утвержденного приказом № 61 от 25.02.2014, Типового учебного плана, утвержденного приказом № 233 от 30.03.2016 г. Он отличается введением коррекционных разделов: выделяется время на коррекционно-развивающие занятия общей и предметной направленности. Для коррекции эмоционально-личностной сферы особое внимание уделяется предметам эстетического цикла: помимо ИЗО, музыки, трудового обучения вводится коррекционная ритмика, ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Здесь прослеживается направленность учебно-воспитательного процесса на решение задач общего развития, коррекции речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Что касается Типовых учебных программ, согласно Методическим рекомендациям по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (письмо МОН РК от 16.03.2009г № 450), учащихся начальных классов, имеющих задержку психического развития, обучают по специальным программам, созданным в нашей стране для этой категории обучающихся и утвержденных МОН РК. Учащихся 5-7 классов обучают по общеобразовательным программам, адаптированным под их индивидуальные образовательные возможности.

Соответственно календарно-тематическое планирование для специальных классов составляется на основе учебных программ, утвержденных приказом МОН РК. Но так как дети с ОВ испытывают значительные, порой непреодолимые трудности, им требуется значительно больше времени для усвоения материала, его постоянная повторяемость и концентричность изложения. Поэтому программное содержание облегчается, упрощается и дополняется мероприятиями, направленными на обеспечение охраны психического и физического здоровья детей с ОВР.

При составлении расписания занятий и распорядка дня учитываются особенности развития, присущие детям с ограниченными возможностями, и создаются дополнительные условия, облегчающие процесс обучения, предусматривается щадящий охранительнопедагогический режим: обязательное пребывание на открытом воздухе, прогулка 2 раза в день. В кабинетах предусмотрена зона отдыха. В целях оказания помощи семье в обучении навыкам самостоятельности, создания оптимальных условий для самоподготовки (т.е. оказания помощи в приготовлении домашнего задания), а также для организации развития творческих способностей для учащихся специальных классов организована группа продленного дня.

В школе создана служба психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР. Вариативная часть учебного плана предусматривает включение индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности для повышения уровня общего развития учащихся, восполнения пробелов, коррекции индивидуальных отклонений в развитии познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Для успешного достижения этих целей требуется участие разных специалистов. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей с ОВР в школе оборудованы кабинеты для психолога и логопеда.

Главной целью организации специальных классов в нашем общеобразовательном учреждении мы считаем создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Эта система включает в себя командный подход в обучении, т.е. кадровое и соответствующее материально-техническое обеспечение.

В системе функций, выполняемых школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонения в поведении [4].

Цели коррекционной работы:
– Диагностика и коррекция познавательной сферы.
– Диагностика и коррекция личностных особенностей ребенка.
– Коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы.
– Включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
– Организация успеха ребенка.
– Формирование навыков общения.
– Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.
– Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка.
– Адаптация ребенка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.

Есть, конечно же, ряд определенных трудностей, проблем в обеспечении инклюзивного образования. Это:
– недостаточность материально-технического оснащения;
– недостаточность необходимых специалистов в штатном расписании;
– недостаточная связь между компонентами сопровождения;
– недостаточность информации;
– непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Педагогам-предметникам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят. В инклюзивных классах ими создается особый этический фон. Педагоги таких классов строят учебно-воспитательный процесс с тем, что все дети получат равные возможности в обучении, но некоторые (дети с ОВР) с индивидуальным подходом.

В целях грамотного ведения коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогической поддержки детей с ОВР школа занимается изучением имеющегося положительного опыта других ведомств по оказанию услуг детям с ограниченными возможностями, налаживает сотрудничество со специальными школами для детей с нарушением интеллекта своего города и других городов республики и психолого-медико-педагогической консультации города. Не менее одного раза в год родители получают консультацию непосредственно от городского ПМПК с целью планирования дальнейшей работы с детьми. Специалисты школы принимают участие в обучающих семинарах города, области, республики. В течение года ведущие специалисты школы – дефектолог, логопед и психолог проводят индивидуальные консультации с учителями-предметниками и классными руководителями, на которых разъясняются особенности детей с ЗПР, особенности восприятия и усвоения информации.

Работа с родителями детей с ЗПР строится на принципах доверия и полной их включенности в учебно-воспитательный процесс. Систематически проводятся консультации дефектолога, психолога, логопеда (всеми специалистами ведутся журналы учета таких консультаций). На консультациях родителям разъясняются особенности восприятия и усвоения учебного материала их детьми; особенности выполнения домашнего задания; эмоциональное сопровождение ребенка. В свою очередь родители и опекуны детей с ЗПР оказывают активную помощь школе и классу, откликаются на просьбы классных руководителей, принимают активное участие в классных и школьных мероприятиях, помогают классному руководителю в организации внеклассных воспитательных мероприятий.

Результаты работы школы показывают положительную динамику: ежегодно несколько детей переходят в обычные классы или в другие массовые школы.

Подводя итог 5-летней деятельности в этом направлении, мы резюмируем: школа № 20 города Семей Восточно-Казахстанской области сумела зарекомендовать себя в качестве школы, имеющей положительный опыт в инклюзивном образовании, опыт обучения детей с ЗПР.

Опыт учителей-дефектологов, логопедов, работающих с учащимися с ЗПР, накапливался нами в течение 4 лет, которые мы работаем в данной школе. С учетом специфики обучения детей с диагнозом ЗПР мы стали строить свою дефектологическую работу. Раз мы являлись школьными дефектологами, то работали в соответствии с учебным планом школы. Т.е. дефектолог занимается устранением причин, имеющихся у детей учебных затруднений, логопед – устранением недостатков развития речи.

В общем, специфика работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи обучающимся специальных классов в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы и направлена на компенсацию недостатков и восполнение пробелов школьного развития, преодоление негативных особенностей эмоционально – личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности и другое.

Содержание деятельности дефектолога, логопеда направлено на решение следующих задач:
– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПК;
– динамическое изучение уровня умственного и речевого развития детей;
- отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптималь- ных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуем в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации.

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПК. Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Цель диагностического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

Диагностическая деятельность решает разные задачи. В связи с этим выделяем:
– Первичную диагностику учащихся специальных классов. По ее результатам распределяем детей на группы по ведущему нарушению, определяем оптимальные условия индивидуального развития.
– Динамическое изучение учащихся. Проводим с целью отслеживания динамики развития обучающегося, определяем соответствие выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
– Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей.
– Текущая диагностика. Направлена на обследование учащихся школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводим на протяжении учебного года по мере необходимости.

2. Коррекционное направление

Коррекционное направление работы учителя- дефектолога и логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса.

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы школьных дефектологов проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

5. Организационно-методическое направление Это направление деятельности включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Таким образом, в своей работе мы активно включаемся во все сферы образовательного процесса.

Основной формой организации дефектологической и логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляем обучающихся с однородной структурой нарушений: речевых или нарушениями в познавательной сфере. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут, группового занятия – 30-35 минут. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование нами специальных приемов и методов, обеспечивающих образовательные потребности обучающихся с ЗПР, предоставление обучающимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

Очень важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь планов коррекционной работы дефектологов с программным материалом и его требованиями. Составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения является завершающим этапом в составлении ежегодного планирования в начале учебного года.

В первый год работы мы – школьные дефектологи столкнулись с такой проблемой: составление школьной документации дефектолога. Не было конкретных образцов планирования и точного перечня документации (в разных источниках предлагались разные варианты). Изучив перечень необходимой документации и просмотрев предлагаемые формы ее ведения, мы смогли спланировать эту работу для ежегодного составления документации по определенной системе. Работа начинается с составления графиков работы и расписания индивидуальных и групповых занятий. Дефектологом школы составляется годовой план работы. Перспективное планирование по месяцам составляется нами в соответствии с календарно-тематическим планированием по классам. Учитывая значительный разброс показателей нарушенного развития детей с ЗПР, важным является определение приоритетов коррекционной помощи и комплексного профессионального сопровождения, поэтому после диагностики составляется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для каждого учащегося всеми участниками коррекционно-развивающего обучения. Учет движения, посещаемости учащихся ведется в специальных журналах. Имеется также отдельный журнал консультаций родителей, учителей. План-конспект поурочного планирования ИКЗ (индивидуального коррекционного занятия) включает в себя образовательные и коррекционные цели, содержание, деятельность учащихся и результат выполнения.

Таким образом, накопив некоторый опыт включения детей с ОВ в школьную среду, считаем данную работу востребованной и эффективной. Следует отметить, что хотя положительный опыт способствует повышению профессионализма и мотивирует к дальнейшему совершенствованию работы педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями, но без поддержки государства или спонсирующих организаций крайне затруднительно создать среду для специальных классов, для инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Список использованной литературы:

1. Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. – Ярославль, 2007. – 315 с.

2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – 5-е изд. , стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

3. Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2010. -594 с.

4. Инфоурок. БИБЛИОТЕКА МАТЕРИАЛОВ. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе. http: /infourok. ru/deti-s-zpr-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-1435690. html

 

 

 


Инклюзивное образование





 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10