электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2019 г.

 

Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в организациях образования Республики Казахстан

№ 3 (184) март 2019

И.Г. ЕЛИСЕЕВА, зав.лаборатории специального школьного образования ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики МОН РК»,
А.К. ЕРСАРИНА, заведующая Республиканской психолого-медико- педагогической консультации, г. Алматы

 

Основными принципами государственной политики в области образования в Законе РК «Об образовании» названы:
– равенство прав всех на получение качественного образования;
– доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица (гл. 1, ст. 3).

То есть признается важность и необходимость придания гибкости образовательному процессу, которая только и может обеспечить качественное образование для каждого.

«Образование, полученное школьниками, признается качественным, если его результаты соответствуют целям, которые ориентированы на зону потенциального развития ученика». М. М. Поташник


Человеческая природа такова, что не могут все ученики иметь одинаковые достижения в обучении. У каждого свои природные задатки и своя социальная ситуация развития. Вполне естественно, что в учебном процессе некоторые дети могут испытывать трудности. Всегда существует причина, которая их вызывает.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует уделять особое внимание в учебном процессе группам детей, которые в большей степени, чем остальные, испытывают трудности в обучении, т.е. имеют особые образовательные потребности:
– дети с нарушениями развития (Disabilities);
– дети с трудностями в обучении (один или больше предметов), с поведенческими и эмоциональными проблемами (Difficulties);
– дети, у которых особые образовательные потребности появляются в силу неблагоприятных условий – социальных, психологических, экономических, лингвистических, культурных (Disadvantages).

Подчеркивается, что потребность в психолого-педагогической поддержке может возникнуть у любого ученика на любом этапе получения образования. У одних детей потребности незначительны и носят временный характер, у других
– таких потребностей много.


Особые образовательные потребности (ООП) – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые оказываются с использованием педагогических методов и направлены на обеспечение успешности ребенка.


От объема и выраженности потребностей в помощи и услугах зависит вопрос финансирования процесса удовлетворения этих потребностей (т.е. психолого- педагогической поддержки) в учебном процессе.

Психолого-педагогическая поддержка должна быть направлена на удовлетворение особых образовательных потребностей. К последним в разных странах, в том числе и в Казахстане, относят:

1. Изменение учебного плана и учебных программ.

Осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Изменение учебной программы рекомендуется на основании статьи 47 Закона РК «Об образовании». Для школьников с ограниченными возможностями, включенных в обычный класс (кроме детей с нарушением интеллекта), при необходимости проводится адаптация учебных программ ГОСО: уменьшается объем и глубина изучаемого программного материала. Для школьника с нарушением интеллекта, включенного в общий класс, составляются индивидуальные учебные программы, не ориентированные на ГОСО (Приказ МОН РК № 595, приложение 2). Адаптацию программ и составление индивидуальных программ выполняет команда специалистов школы (психолог, логопед, дефектолог) и учитель класса по результатам углубленного изучения возможностей и особенностей ребенка в учебном процессе.

Школьники с ограниченными возможностями, включенные в обычный класс общеобразовательной школы, обучаются по общему учебному плану в соответствии с ГОСО РК (включая детей с нарушением интеллекта).

Изменение учебного плана имеет место при обучении школьников в специальных классах, которые открываются в общеобразовательной школе и комплектуются по видам нарушений (Приказы МОН РК № 595, № 66; Учебные планы: Приказы МОН РК № 592 и № 422).

Учащиеся специальных классов, открытых в общеобразовательной школе, обучаются по специальным учебным программам по видам нарушений (Программы: Приказы МОН РК № 352 и № 469).

2. Вариативность способов оценивания результатов обучения (достижений) ученика. Переход общего образования на критериальную систему оценивания достижений предполагает возможность проявления гибкости в выборе оценочных средств с учетом возможностей учеников. Достижения оцениваются в рамках адаптированных и индивидуальных учебных программ.

3. Использование альтернативных, специальных методов обучения.

4. Использование альтернативных, специальных учебников, учебных пособий, учебных материалов.

5. Адаптация учебного места и приспособление среды обучения. Возможно обучение в специальном классе (постоянно или временно), либо в ресурсном классе (временно) – основные уроки или 1-2 урока. Выбор места в классе: за первой партой, за одноместной партой, ближе к учителю, к источнику звука, света, с применением специального освещения, регулировка высоты парты, дополнительное пространство вокруг парты и т.д.

6. Потребность в технических средствах обучения (планшет, ноутбук, звукоусиливающая аппаратура, лупы и др).

7. Специальная педагогическая помощь (логопеда, педагога-дефектолога).

8. Помощь сопровождающего лица (тьютора, ассистента). Тьютор оказывает помощь ученикам, которые из-за поведенческих и коммуникативных нарушений не могут самостоятельно участвовать в учебном процессе. Тьютор организует, направляет, помогает ученику включаться в учебный процесс, предупреждает нежелательное поведение, эмоциональные и поведенческие срывы. Тьютор должен иметь специальную подготовку. Ассистент помогает ученику с недостаточной мобильностью и слабым зрением в перемещении по школе, классу, в самообслуживании, питании, помогает пользоваться учебными средствами и оказывает другие услуги. Сурдопереводчик переводит словесную речь на жестовую и наоборот.

9. Психологическая помощь.

10. Социально-педагогическая помощь.

Психолого-педагогическая поддержка предваряется оценкой особых образовательных потребностей. В нашей стране оценка потребностей осуществляется специалистами психолого-медико-педагогических консультаций:
– проводится психолого-медико-педагогическое обследование;
– выявляются нарушения психофизического развития ребенка (если таковые есть);
– устанавливается адекватный возможностям ребенка тип образовательной программы и рекомендуется вид образовательной организации (решение о выборе организации принимается родителями);
– определяются потребности ребенка в медицинских, образовательных и социальных услугах (Приказ МОН РК № 66).

По большей части в психолого-медико-педагогической консультации оцениваются потребности, которые вызываются отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, речи и др.). Психолого-педагогическое сопровождение детей этой группы в полном объеме организовано пока в условиях специальных школ.

Вместе с тем, у родителей детей с особыми образовательными потребностями есть право на выбор организации образования для своего ребенка (49 ст. Закона «Об образовании»). Это может быть:
– обычный класс общеобразовательной школы (по месту жительства) (Приказ МОН РК № 595);
– специальный класс в общеобразовательной школе (Приказ МОН РК № 595);
– специальная школа (Приказы МОН РК № 595, приложение 7, № 66).

Мы можем обратиться к статистическим данным и проанализировать текущую ситуацию в РК с образованием детей школьного возраста, имеющих заключение ПМПК, а значит официальный статус ребенка с особыми образовательными потребностями:
– в общем образовании в обычных классах обучается 46,5 % (от общего числа школьников с особыми образовательными потребностями);
– в специальных школах – 14,2 %; – в специальных классах общеобразовательных школ – 12,2 %;
– на дому – 12,9 %;
– в частных организациях образования – 4,6 %;
– в колледжах – 2,4 %.

Очевидно, что большая часть школьников с особыми образовательными потребностями, вызванными отклонениями в развитии, обучается в общеобразовательных школах (в которых остается актуальным создание системы педагогической поддержки). Кроме этой группы учащихся в психолого-педагогической поддержке нуждаются школьники с поведенчески- ми и эмоциональными проблемами, а также дети, у которых ООП появляются в силу неблагоприятных условий (социальных, психологических, экономических, лингвистических, культурных причин).

Понятно, что опыт психолого-педагогической поддержки учеников, который накоплен в специальных школах, может и должен быть использован в общем образовании. Однако, механическое и фрагментарное перенесение способов педагогической поддержки детей в специальных школах в общеобразовательную школу, который наблюдается в настоящее время в стране, не приносит ожидаемых результатов. В штаты общеобразовательных школ в настоящее время вводятся специалисты сопровождения (логопеды, педагоги-дефектологи, тьюторы), однако проблемы с успешностью школьников с ООП не уменьшаются. Одной из причин видится недостаточная включенность учителей в процесс поддержки учеников с ООП. Тому есть объективные причины: недостаток профессиональных компетенций, стереотипы в отношениях к детям с особыми образовательными потребностями (непринятие этих детей в качестве своих учеников, перекладывание ответственности за обучение на специалистов сопровождения), неразработанность механизмов и методического обеспечения педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями в общем образовании.

Актуальным в настоящее время является научнопрактическая разработка двух больших вопросов:
– каким должен быть механизм оценки особых образовательных потребностей учащихся (определение, в какой поддержке нуждается ребенок, каков объем поддержки ему нужен);
– как встроить педагогическую поддержку учеников с трудностями в учении в общеобразовательный процесс школы.

Мировая практика выявления и оценки трудностей в обучении свидетельствует о переходе от медицинской к социально-педагогической модели, т.е. от фокуса на диагнозе нарушений развития к фокусу на потребностях в педагогической поддержке. Такая же смена парадигмы, на основании которой оказывается помощь детям с трудностями в обучении, необходима и в нашей стране. Этому должна способствовать систематическая информационно-просветительская работа организаций и специалистов, которые определяют политику в области образования.

В международной практике оценка потребностей в поддержке и сама педагогическая поддержка имеют уровневый характер и осуществляются на основе командного подхода. В команду входит учитель класса, родители, специалисты (психолог, логопед, специальный педагог и др.)

Первый уровень оценки и педагогической поддержки выполняет учитель класса в сотрудничестве с родителями ученика. На этом этапе используются учительские компетенции– умение наблюдать за учеником и анализировать его учебные результаты на основе критериального оценивания, использовать разные методы обучения и способы оценки достижений. При этом педагог использует информацию о сильных сторонах ученика, его интересах и увлечениях, которую получает от родителей и опирается на помощь семьи в работе по преодолению трудностей учения.

Если проблемы учения не преодолеваются на этом уровне в течение определенного времени (полгода), то переходят к следующему уровню, когда прибегают к помощи школьных специалистов (логопеда, психолога, специального педагога). Специалисты выполняют углубленное изучение особенностей и потребностей, используя соответствующий инструментарий, выявляют причины трудностей. Команда специалистов в сотрудничестве с учителем выстраивают интенсивную поддержку ученика в учебном процессе: адаптируются учебные программы, на уроке используются специальные методы обучения, специальные учебные пособия, на индивидуальных занятиях со специалистами преодолеваются причины затруднений.

Если и этот уровень поддержки не приводит к успешному усвоению общей программы, то проводится консультация семьи на уровне муниципального/ регионального психолого-педагогического центра (у нас эту функцию выполняют ПМПК), когда реко- мендуется изменение учебного плана и программ обучения, возможно, и среды обучения (специальный класс, специальная школа).

Когда ученик с особыми потребностями приходит в школу по месту жительства, то он сразу начинает получать поддержку того уровня, который он получал в дошкольном учреждении. Определение особых образовательных потребностей и педагогическая поддержка предлагаются ребенку, начиная с дошкольного, а во многих странах – с раннего возраста.

Уровневый подход в оценке потребностей и педагогической поддержке позволяет структурировать деятельность всех участников образовательного процесса, определить ответственность каждого лица, сферу его компетенции и соподчиненность.

Научными лабораториями Национального научно-практического центра коррекционной педагогики в настоящее время разрабатываются и апробируются в экспериментальных школах порядок и алгоритм оценки и педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями в общем образовании на основе уровневого и социально-педагогического подходов.

Очевидно, что главным лицом, обеспечивающим сопровождение ученика с особыми потребностями в образовательном процессе, является учитель класса.

В связи с чем актуально решение, наряду с другими, таких проблем, как изменение содержания профессиональной подготовки учителя общеобразовательной школы как на уровне высшего профессионального образования, так и на курсах повышения квалификации, а также создания возможности иметь консультативную поддержку на постоянной основе на базе ресурсных центров для педагогов.

Необходимо обеспечить студентов широкими знаниями физиологических, психологических и социальных характеристик детей с особыми образовательными потребностями, которые, возможно, будут учиться в классе.

Студенты и учителя должны быть подготовлены работать в кооперации с родителями, другими учителями и специалистами в школе, а также с коллегами из других организаций образования. Все педагогические дисциплины, которые изучаются в вузе, должны содержать материал относительно педагогической поддержки особых образовательных потребностей детей.

Таким образом, обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми потребностями предполагает дальнейшее развитие общего образования и системы подготовки кадров на основе целенаправленных научных исследований прикладного характера, проведения ситуационного анализа в стране, распространения удачного опыта, изучения мировых тенденций обеспечения качественного образования для каждого.

Актуальными остаются:
– информационно-разъяснительная работа (преодоление стереотипов, формирование единого понимания политики государства в области качественного образования для каждого);
– разработка алгоритма и методики оценки индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
– разработка организационных и методических вопросов психолого-педагогической поддержки учащихся общеобразовательных школ;
– формирование у педагогов готовности работать в условиях разнообразия возможностей и потребностей обучающихся (эмоциональной и профессиональной);
– дальнейшее совершенствование нормативной базы.

 


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10