Во всем цивилизованном мире общество пришло к пониманию, что в соответствии с общечеловеческой моралью и требованием социальной справедливости – дискриминация детей в образовании недопустима.
В законодательство Республики Казахстан в соответствии с международными документами в области защиты прав детей введены понятие, «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» и принцип равных прав всех обучающихся на получение качественного образования.
Страны организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендуют рассматривать три группы причин, вызывающих трудности в учении у школьников, и как их следствие – особые образовательные потребности (для удовлетворения которых необходима психолого-педагогическая поддержка):
– отклонения в развитии ребенка;
– поведенческие и эмоциональные проблемы;
– неблагоприятные условия жизни (социальные, психологические, экономические, лингвистические и др. проблемы).
В настоящее время в Казахстане надлежащая психолого-педагогическая поддержка предоставляется детям в специальных школах. Однако ее получают 14,2 % от общего числа школьников с отклонениями в развитии, имеющих заключение и рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций. Остальные дети этой категории, а также школьники, трудности в обучении у которых вызваны другими причинами, обучаются в общеобразовательных школах страны. В подавляющем большинстве в этих школах пока не обеспечивается надлежащее потребностям детей психолого-педагогическое сопровождение по причине неразработанности организационно-методических и нормативных аспектов.
В стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункту 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагается достижение целей:
1. Будут обеспечены психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, созданы специальные кабинеты, учебные программы среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, а также повышена квалификация педагогических работников.
2. Для лиц с особыми образовательными потребностями будет проведена работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение.
Организационно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями разрабатывается и апробируется в общеобразовательных школах страны сотрудниками ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» (ННПЦ КП). В июне 2019 года на сайте ННПЦ КП (http://www.special-edu.kz/) будут размещены методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе», составленные специалистами центра. Методические рекомендации предназначены для руководителей, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения (психологов, логопедов, специальных педагогов, социальных педагогов) общеобразовательных школ. В методических рекомендациях раскрыты:
– современная трактовка принципа инклюзивности общего образования;
– содержание актуальных нормативно-правовых актов о создании условий для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями в общем образовании РК;
– причины трудностей в учении школьников и возникающие, вследствие этого, особые образовательные потребности;
– алгоритм выявления и оценки особых образовательных потребностей у школьников, порядок определения содержания и способов психолого-педагогической поддержки в учебном процессе;
– рекомендации к составлению индивидуальной и сокращенной учебных программ для обучающегося с особыми образовательными потребностями. Представлены образцы документации.
Рекомендации составлены с целью обеспечения первых шагов организационно-методической работы школы по развитию инклюзивного образования и не отражают всех аспектов по включению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Безусловно, по мере развития практики инклюзивного образования в Казахстане дополнительно возникнет необходимость решения нормативно-правовых, организационно-методических и других вопросов. Составители методических рекомендаций будут благодарны за отзывы и предложения администрации, учителей, родителей и специалистов общеобразовательных школ.
|