электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2019 г.

 

Изучение безударной гласной детьми с нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы

№ 5 (186) май 2019

А.Е. КИМ, учитель-дефектолог КГУ «Гимназия №132», г. Алматы

 

Написание безударной гласной представляет большую трудность для детей c нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательной школе: они не видят ее в слове, не могут подобрать родственные слова, не могут из них выбрать проверочное слово, даже хорошо зная правило, не пользуются им на практике. Для того чтобы преодолеть эти затруднения, необходима длительная целенаправленная и системная работа. Акцент в работе делается на следующих моментах.

Сначала у детей формируется представление о гласных звуках. Им предлагается сказка «Как люди научились разговаривать».

«В давние-давние времена люди не умели разговаривать. Встретят они друг друга и говорят: «А!», – здравствуйте, значит. Заболит у человека зуб: «О!», жалуется он. А мужчины пойдут на охоту, кто первым зверя увидит, тот и кричит: «У!»,– вот он! А женщины с ребятишками ходили по грибы и по ягоды. Кто первым найдет богатое местечко, тот и зовет всех: «Э!», – идите сюда. Наберут они полные корзинки грибов и ягод, сядут отдохнуть и радуются: «И!». Но бывало и так, что они сердились друг на друга. Тогда обидившийся голову опустит, на обидчика не смотрит и говорит: «Ы!»

Затем детям задаются вопросы: Как люди здоровались? Как жаловались на зубную боль? Как кричали на охоте? Как звали на богатое местечко? Как радовались полным корзинкам? Как сердились друг на друга? После каждого ответа выкладывается соответствующая буква.

Затем дети проверяют, как проходит воздух через рот. Внимание детей обращается на отсутствие преграды при произнесении данных звуков. Далее дети прикладывают руку к горлу и отмечают наличие звучания. Говорится, что звуки произносятся голосом. Поэтому эти звуки называются гласными. Таким образом, внимание детей обращается на наличие преграды во рту при произнесении звуков и на участие голоса. Для закрепления детям предлагается позвонить колокольчиком на гласные в ряду гласных и согласных звуков, на гласные в названиях картинок, звуки которых произносятся отдельно. Здесь можно практически закрепить и принципы деления слов на слоги: после прозванивания гласных звуков в слове колокольчиком и определения количества гласных звуков в слове дети называют количество слогов и показывают это деление руками.

Далее уточняется, что такое родственные слова. Здесь можно предложить известное стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова».

Затем дети рисуют дерево, в корнях которого прячется слово «лес». Из корня -лес- на веточках дерева вырастают слова-родственники. Человек, ухаживающий за лесом, – лесник или лесничий. Тропинка, идущая через лес, – лесная тропинка. Звери, живущие в лесу, – лесные звери. Небольшой лес – лесок. Дети читают, какие родственные слова выросли из корня -лес- и отвечают на вопрос, почему их называют родственными.

Далее читаются предложения из рассказа Э. Сетона-Томпсона «Домино» («История чернобурого лиса»).
1. Высоко на холме посреди сосновой рощи жила лисица.
2. В этот час все лисье семейство вышло на воздух порезвиться.
3. Игрушкой лисят в этот вечер было засохшее утиное крыло.
4. Но вот его схватил самый бойкий лисенок с черной полоской поперек мордочки.
5. Во время этой суматохи на полянке появился старый лис.
6. Лисята испугались, но тотчас успокоились: это был отец.

Учащиеся говорят, о чем говорится в предложении, и выделяют новую группу родственных слов.

Каждый ученик получает карточки со словами двух корневых групп и раскладывают их:

Предлагается вырастить семью родственных слов из корня -трав- и записать в тетради.
трава
травка
травушка
травяной
травянистый
и др.

КДетей спрашивают, слышали ли они выражение «травля зверя» и можно ли его включить в записанную семью родственных слов? Почему?

КТаким образом, в практической деятельности, производя действия со словами, дети осмысливают и уточняют представления об общей части родственных слов и о смысловой близости родственных слов. В дальнейшем для закрепления однокоренных слов можно играть в лото «Корень слова». У детей на карточках написаны слова из различных корневых групп. Логопед зачитывает по очереди корни, записанные на маленьких карточках. Если слово с данным корнем есть на карточке ребенка, то он зачитывает свое слово, закрывает его карточкой с написанным корнем, данным логопедом. Когда дети найдут и назовут все слова с данным корнем, они вновь вспоминают, что эти слова называются родственными.

Теперь важно уточнить понятие ударной и безударной гласной в корне. Дети родственные слова пишут в столбик, выделяют корень, ставят ударение в каждом слове. Под ударной гласной в корне ставится жирная точка. Уточняется, что ударную гласную хорошо слышно. А безударная гласная в корне плохо слышна, и ее надо проверять. Поэтому перед словом с безударной гласной в корне ставится +.
лес
+ лесник
+ лесок
+ лесничий
+ лесные

Такая работа позволяет детям осмыслить на действиях со словами, что безударную гласную в корне можно проверить родственным словом с ударной гласной в корне. Для закрепления используются всевозможные упражнения. Хорошим подспорьем будет лото «Родственные слова». Все дети получают карточки с написанными словами (2, 4, 6 слов, в зависимости от подготовки детей).

Затем каждый ученик по очереди бросает кубик, по выпавшему количеству точек на кубике отбирает карточки с родственными словами из так называемого «базара», читает их и раздает всем участникам игры, у которых есть слова этих корневых групп. Дети раскладывают их в соответствующие столбики. После того, как маленькие карточки разобраны, начинается основная часть работы. Нужно найти корень в каждой группе родственных слов, найти слова, в которых гласная в корне нуждается в проверке, т.е. проверяемые слова и те, в которых гласная в корне не нуждается в проверке, т.е. проверочные слова. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. Лото позволяет обогатить словарный запас детей хорошим количеством родственных слов, помогает им осознать на практике, что слова имеют общую часть и близки по смыслу, в ходе игры дети учатся видеть слова, в которых безударную гласную надо проверять, а также подбирать к ним проверочные слова.

С этой же целью детям можно предложить заполнить следующую таблицу:

На этом этапе полезны задания по подбору различных групп проверочных слов: единственное число существительных, множественное число существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных и т.п. Это следующие группы:

Вместе с этим дети играют в лото «Безударные гласные». У детей на руках карты с разными на каждой карте словами с пропущенной безударной гласной. Педагог читает проверочные слова, а дети должны услышать проверочное слово для слов, написанных на его карточке, поднимают руку и говорят, какую букву нужно вставить. Педагог дает эту карточку с нужной буквой, и ребенок вставляет ее на нужное место в слове на карточке.

После того, как дети научатся хорошо играть в лото, им предлагается домино на безударную гласную: имеются карточки, на которых написаны слова с пропущенной безударной гласной под чертой, а над чертой написана любая гласная, соответствующая другим словам домино. Выкладывается первая карточка, дети подбирают проверочное слово, подбирают нужную гласную, находят ее на следующей карточке и подставляют как в обычном домино. Первая и последняя карточки должны подходить друг к другу, образуя кольцо.

Детям можно предложить работу по нахождению правильно написанного слова в парах, где одно слово с безударной гласной написано правильно и неправильно. Правильно написанное слово нужно обвести и объяснить, почему выбрано это слово, т.е. проверить. При выполнении этого задания у детей формируется умение видеть орфограмму и удерживать правило проверки в голове, контролировать ее ход. В ходе работы над правилом предлагаются традиционные задания, в которых нужно вставить безударную гласную. Очень нравятся детям задания из книги Морозовой С.Л. «Ее Величество – орфография». С ними можно сочетать игру «Огонек». Детям предлагают карточку, на которой написаны несколько слов с пропущенной безударной гласной, за каждым словом следуют несколько гласных, ребенку нужно цветной полоской закрыть необходимую гласную. Когда все цветные полоски расставлены, сверху на карточку накладывается карточка – ключ в виде карточки с прорезанными отверстиями на месте нужной гласной. Если во всех отверстиях видны цветные полоски, ребенок выиграл, «зажег огонек».

По окончании этой работы дети готовы увидеть орфограмму в предложениях и текстах. Поэтому детям даются задания, в которых им необходимо исправить слова с неправильно написанной безударной гласной, что формирует самоконтроль, последний этап формирования этого навыка.

С этой же целью предлагаются задания, в которых детям даются схематические обозначения всех изученных правил русского языка и карточки со словами на эти правила. Дети читают слово и поднимают карточку с соответствующим изображением правила.

Данная система работы позволяет успешно усваивать это правило даже детям с тяжелыми речевыми нарушениями.

 


Инклюзивное образование






 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10