электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2019 г.

 

Работа воспитателя по профессиональной ориентации в старших классах

№ 6 (187) август 2019

К.Т. КУЛМАГАНБЕТОВА, воспитатель высшей категории КГУ «Школа-интернат №4 для слабослышащих детей», г. Семей

 

Профориентация является частью моей модели воспитательной работы «Дерево жизни». Это четко спланированная системная деятельность. Всю работу по профессиональной ориентации со слабослышащими учащимися я разделила на 3 этапа:

1 этап (1-4 классы). По моей воспитательной модели работу по профессиональной ориентации необходимо начинать с начального звена. С детьми проводить экскурсии на почту, магазин, аптеку, в школьные мастерские, сюжетно-ролевые игры, беседы о труде, о бережном отношении к природе, организовывать просмотры видео-, кинофильмов о труде людей весной, летом, осенью.

2 этап (5-8классы). Учитывать особенность наших детей, изучать интересы и склонности каждого ребенка. Развивая дальше его интересы, можно создать все предпосылки для правильного выбора профессий. Проводить беседы о людях рабочих профессий, о роли знаний в выборе профессии, организовывать знакомства с людьми различных профессий, встречи с представителями рабочих династий, организовывать экскурсии в колледжи, проводить викторины о профессиях, читательские конференции по книгам, посвященным массовым профессиям, организовывать вечера-конкурсы, на которых проходила бы защита профессии. Сочинения на тему: «Мои мысли о будущей профессии», проводить беседы о профессиях, которыми они могут овладеть. Привлекать учащихся в различные кружки в школе, где они приобретают необходимые навыки для будущей профессии. Это «Волшебная иголка», где учатся шить, «Резьба по дереву» – учатся работать с различными инструментами, работать с деревом, на кружке по ИЗО учатся видеть и создавать своими руками красоту. В стенах школы дети учатся быть раскрепощенными, выступают перед большой аудиторией, участвуют в различных спортивных состязаниях и занимают призовые места, и все это дает положительные результаты в их дальнейшей социализации.

3 этап (9-10классы). Проводим педагогические консультации с учащимися по продолжению их образования после окончания школы, посещаем Дни открытых дверей в колледжах, даем информацию о профессиях, которые можно получить в учебных заведениях города, района, области, республики, организуем беседы – встречи с интересными людьми.

Особенно интенсивная работа по профессиональной ориентации ведется в выпускном 10 классе, когда учащиеся школы стоят на пороге жизни, уже вплотную подошли к решению вопроса «Кем быть?» Провели тест-опрос «Кто ты будешь такой?», по которому ребята с помощью набранного количества баллов увидели, к какой сфере деятельности они предрасположены: «человек – техника», «человек – знак», «человек – человек». И оказалось, что их интересы и данные теста могут совпадать. По результатам теста выпускники определили тип своей будущей профессии. Очень интересными бывают игры-тренинги: «Ориентация в жизни», «Игра в будущее» и другие, что позволяет выпускникам расширить свой кругозор о профессиях. Они видят свои достоинства и недостатки, получают психологическую оценку своих одноклассников.

Встречи с бывшими выпускниками школы дают свои положительные результаты, вселяя выпускникам уверенность в завтрашнем дне. Бывшие выпускники в очень интересной форме сделали рекламу того учебного заведения, где учатся сами. Состоялся диалог, переросший в мастер-классы, которые показали Укубаев Ардак – стилист-парикмахер, Алашканова Меруерт – стилист-визажист. Эти встречи оставили неизгладимое впечатление и принесли большую пользу своей информацией.

В своей работе я часто практикую классные часы под названием «Трудовые биографии твоих родителей», где учащиеся с гордостью рассказывают о трудовых достижениях своих родителей, с большим энтузиазмом оформляют мини-альбомы. В результате чего получился очень интересный обмен информацией.

Еще один способ профориентации – экскурсии на предприятия, где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы (ТЭЦ, шпалзавод, пожарная часть, парикмахерская, салоны красоты). Они носят не только созерцательный характер. Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т.д. В ходе экскурсии в колледжи города (Восточно-Казахстанский технологический колледж, «Болашак», «Авиценна») школьники знакомились с условиями поступления в учебное заведение, с организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.

Руководствуясь планом работы, провожу беседу и анкетирование выпускников и их родителей. Данные опроса показывают, чем особенно интересуются выпускники, какие профессии их привлекают, каковы плюсы и минусы избранной ими профессии, кто повлиял на их выбор. Опрос родителей показывает, что они неравнодушны к выбору детей и не препятствуют интересам и увлечениям своих детей, более того они стараются поддерживать их. Для родителей важно, чтобы дети смогли получить профессиональное образование и трудоустроиться. Во многом интересы родителей и детей совпадают. Это означает, что в семье обсуждается вопрос будущего детей. Это подтверждают и проведенные родительские собрания, анкетирования.

С целью выяснить, кем они хотят работать в будущем, я попросила учащихся написать минисочинение на тему «Профессия, в которой я себя вижу». Ребята писали о профессиях бухгалтера, милиционера, газо-электросварщика, менеджера, тракториста, портного-модельера, шофера легковых и грузовых машин и т.д. Я считаю, что необходимо дать учащимся разъяснение о профессиях, соответствующих их возможностям и способностям. Знакомлю воспитанников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Уделяю внимание соответствию возможностей учащихся требованиям профессии. Каждый выпускник должен осознанно подойти к этому вопросу, соизмерить свои возможности и способности. С этой целью учащиеся готовят свой проект по профессиям (где должны ответить на вопросы: какую профессию он выбрал, где можно обучиться этой профессии (в каком колледже, городе), какие предметы необходимы, чтобы поступить в колледж, каким навыкам он должен научиться.

Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, на примере наиболее доступных для учащихся профессий: швея, кулинар, повар, мебельщик, парикмахер, стилист-визажист, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка.

На занятиях формирую у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РК как основном документе, регулирующем трудовые отношения, и нормативными документами, защищающими права ребенка-инвалида); разъясняю понятие «рынок труда»; подсказываю пути устройства на работу. Считаю, что целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу. Объясняю учащимся основные трудности, возникающие при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Развивая у учащихся интерес к многообразию мира профессий, особое внимание уделяю развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества.

К окончанию школы у выпускника школы-интерната по моей воспитательной модели «Дерево жизни» сформированы:
1. Навыки культуры поведения и общения.
2. Правильная оценка окружающих и самих себя.
3. Положительное отношение к труду, к коллективу, родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми.
4. Активная жизненная позиция.
5. Практические знания и навыки жизни в обществе.

Социальная адаптация слабослышащих выпускников является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска педагогических путей, своей реализации и решения многих возникающих проблем.

Существуют три фактора социальной реабилитации, при реализации которых человека можно считать достойными членами общества:
1. Наличие работы, т.е. способность человека «заработать себе на жизнь» (физическая возможность, социальные условия).
2. Наличие у человека семьи, где он является полноправным членом, где его любят и поддерживают.
3. Наличие у человека друзей – людей, которые его понимают и принимают таким, какой он есть, могут поддерживать его в разные моменты жизни.

Многие наши выпускники сейчас трудятся на различных предприятиях, учебных заведениях нашего города, да и в других городах нашей страны.

Жумагельдин Галым работает сборщиком корпусной мебели в мебельном цехе «Кредосистем», его характеризуют как хорошего специалиста.

Байжакова Бибиля-Акмарал работает в Алматы швеею-декоратором в фирме «Сымбат».

Искаков Куаныш работает преподавателем в Восточно-Казахстанском технологическом колледже с инклюзивными группами.

Тенебекова Жупар после окончания педагогического колледжа им. М. Ауэзова работает воспитателем в нашей школе. Многие из них создали семьи, имеют хорошую работу, реализовали себя в жизни.

Мы гордимся своими выпускниками, они доказывают свою состоятельность в учебе, в различных конкурсах, в спортивных состязаниях, обучаясь в различных учебных заведениях после окончания нашей школы.

Таким образом, моя модель воспитательной системы «Дерево жизни» способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств у слабослышащего ребенка, является важнейшей составной частью образовательной среды и жизнеутверждающим началом его взрослой жизни, его уверенности в себе.

 


Инклюзивное образование






 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10