|
![]() ISSN 1829-5351 Республика Казахстан |
||
![]() |
Образование не имеет точки насыщения |
||
|
Информационные материалы. |
ПРОЕКТ "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН". |
||||||||||||||||||||||||
|
«Живая связь времен» - проект Общественного образовательного фонда «Открытая школа», лауреат VII Ярмарки социальных идей и проектов в номинации «Семья и устойчивое развитие». Ярмарку ежегодно проводит Фонд Первого Президента Республики Казахстан. Это логическое продолжение и развитие проекта «Родительский клуб как модель взаимодействия семьи и школы», который ООФ «Открытая школа» осуществляет с 2009 года также при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан и при участии Государственной детской библиотеки им. С. Бегалина. Цель проекта - создать информационно-методическое сопровождение форм и методов работы с родителями, направленных на укрепление межпоколенных связей. Одной из эффективных форм общения с родителями является клуб. Это подтвердил наш двухлетний опыт работы по проекту «Родительский клуб как модель взаимодействия семьи и школы». Поначалу некоторые родители и педагоги посчитали затею не серьезной. Но в конце первого года работы члены клуба пришли к выводу: «Вы создали сообщество интересных друг другу людей». Что и требовалось доказать! Общаясь в клубе на равных, педагоги и родители лучше понимают друг друга, между ними возникает канал доверия, который помогает им объединиться, чтобы решать непростые задачи в интересах детей. Познакомиться с опытом работы клуба можно на страницах журнала «Открытая школа» и на нашем сайте open-school2011.narod В рамках проекта «Живая связь времен» мы
Воспитание детей всегда было непростым делом, а в наше время - особенно. Во-первых, неблагоприятная информационная среда. Этот факт уже даже доказывать не надо. В России, например, в декабре 2010 года был принят закон о защите детей от влияния этой среды, правда, вступит он в силу с 1 сентября 2012 г.
Кто поможет родителям?
Что может делать бабушка, не ущемляя родительской самостоятельности? Конечно, рассказывать сказки. И это, поверьте, совсем не мало! Сказка настолько привычна и обыденна, что мы и не задумываемся о ней, как о чем-то судьбоносном. Это как вода и воздух: пока есть - не замечаем, а попробуйте без них! Убери сказку из жизни человека - и все рассыплется. Сегодня, педагоги, психологи и специалисты по детскому чтению отмечают, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги, мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращая сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Одновременно в современных семьях искажается воспитательная роль бабушки.
Ближе всех к родителям - педагоги. Однако, по данным вышеупомянутого опроса среди родителей г. Алматы, к учителям за советом обращаются только 10% опрошенных родителей. Очевидно потому, что у педагогов нет необходимых для этого знаний. 118 человек из 125 опрошенных нами в 2008 г. педагогов Алматы, Алмтаинской области и Караганды отметили, что они нуждаются в дополнительной информации по проблемам семейного воспитания.
Л.А. Попова, руководитель проекта Проект «Живая связь времен» завершен. Но наступил не менее ответственный и сложный период - продвижение информации к целевой аудитории. Ведь по-настоящему проект заработает, когда его плодами начнут пользоваться педагоги и родители. И чем больше людей смогут это сделать, тем выше эффективность проекта. Что мы для этого уже сделали? Во-первых, провели презентацию итогов проекта в Фонде Первого Президента. На ней присутствовало более ста человек - авторов сборника, педагогов, библиотекарей и родителей г. Алматы. Подробную информацию об этом событии читайте в газете «Дружные ребята» (№44, 1 ноября 2011 г.); Во-вторых, разослали посылки со сборниками и дисками во все областные детские библиотеки и департаменты по защите прав детей; В-третьих, постоянно рассказываем о проекте на всех встречах с педагогами и родителями. Хотелось бы, что бы и посетители сайта внесли свой вклад. Дорогие друзья, если вам понравились наш фильм и сборник, расскажите о них своему окружению, дайте адрес сайта, чтобы и другие люди тоже могли скачать материалы проекта и использовать в своей работе. Первые отклики на проект уже поступили. Но нам хотелось бы знать и ваше мнение о результатах проекта. Это очень важно для нас, так как позволит выработать стратегию его продолжения с учетом ваших замечаний и предложений. На самом деле бабушек и дедушек, пишущих сказки для своих внуков, у нас в стране гораздо больше, чем в нашем сборнике. К сожалению, о них мы стали узнавать уже после завершения проекта. Например, с творчеством очень интересной бабушки - Кульбаршин Мукановой - меня познакомили в Петропавловске в областной детско-юношеской библиотеке им. Г. Мусрепова. Библиотека издала два небольших сборника ее стихотворений для детей (с любезного разрешения библиотеки мы разместили эти сборники на нашем сайте). Наверняка и вы знаете таких замечательных бабушек и дедушек. Напишите нам о них, мы разместим эту информацию на сайте. Отзывы о проекте "Живая связь времен" В рамках проекта Общественного образовательного фонда «Открытая школа» «Живая связь времен» мне посчастливилось посмотреть документальный фильм «Живая связь времен», в основе которого лежат очень важные проблемы современного общества. Он состоит из трех частей - «Колыбельные народов Казахстана», «Роль отца: возвращение утраченного смысла», «Профессии бабушек и дедушек». В рамках этого же проекта, я прочла сборник «Сказочники среди нас», в который вошли сказки 18-ти авторов из Алматы, Костаная, Кокшетау, Жезказгана, Павлодара, Тараза. Переосмыслив увиденное и прочитанное, я решила поделиться своими мыслями. Посмотрев первый раз фильм (а я его смотрела много раз), поняла, что он мне интересен не только как гражданину многонационального Казахстана, не только как учителю с 25-ти летним стажем и бывшему руководителю педагогическим коллективом, но и как маме взрослого сына и (в мечтах) бабушки своих внуков. Вместе с просмотром фильма и чтением сказок я мысленно листала историю своей жизни, своей педагогической деятельности, всплывали поражения и успехи, осмысление пройденного… Современное общество неудержимо движется в сторону одичания, старших не уважают, правосудие не признается, учителей не слушают, теряется связь поколений, происходит отторжение любых форм авторитета. Перед нами стоит серьезная проблема оздоровления общества. Решить проблемы одним фильмом или сборником невозможно, да и авторы не претендуют на это. Но пробудить желание задуматься, измениться хотя бы к своим детям - начало трудного пути. В фильме решение проблем дробится на несколько подпроблем , которые неразрывно связаны между собой. Прежде всего - это семья, её уклад, традиции, связь поколений. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Семья — это живой организм. А в каждом организме имеются органы, которые выполняют разные задачи. Например, возьмем яблоню. У дерева есть корни, которые держат его крепко на земле и питают его. Есть у яблони и ветки, на них растут листья, появляются цветы и, наконец, созревают плоды — яблоки. Кто важнее: корни или ветви? Глупый вопрос, все важны! Но что будет, если корни полезут из земли, чтобы на них росли яблоки, а ветви потянутся к земле, чтобы самим питаться от земли? Роль бабушек и дедушек с их сказками, роль материнских колыбельных, передаваемых из поколения в поколение, способствуют появлению идеалов, жизненных ценностей, плодов. Решение проблемы отторжения авторитета в обществе решается определением в фильме роли отца в семье, обществе. Каким образом современные отцы могут вернуть себе статус блюстителей законов жизни семьи и при этом не стать домашним тираном? Почему так важно, чтобы эту особую роль отца признали семья и общество? Мужчина, как муж и отец, в семье и обществе занимает особое место и выполняет незаменимую роль. Но дело осложняется тем, что в нынешнем мире бытует множество самых различных представлений о том, каким быть мужчине, как ему выглядеть и что делать, и образец совсем затерялся в этой разноголосице мнений. Впору говорить о кризисе роли мужчины как в обществе в целом, так и в семье в частности, который привел к смешению понятий о том, как должен вести себя мужчина. Это подтверждает целый ряд проблем: рост сексуальных преступлений, гомосексуализм, разводы, мужской шовинизм и феминизм, споры о роли мужчины и женщины, и т.д. Такой кризис обусловлен многими причинами, главная из которых – потеря большинством мужчин и отцов духовных ориентиров и приоритетов в отношении своего истинного призвания и предназначения. Рассуждения отцов семейств, приведенных в фильме, могут ответить на многие вопросы, стоящие перед обществом. Народная мудрость гласит: «Воспитывая детей, помните, что вы воспитываете родителей для своих внуков». Помните об этом, нам жить в этом обществе и с теми людьми, которых мы воспитали сейчас! Смирнова Ирина Георгиевна Скачала вашу книжку сказок, - она вышла
очень хорошо, чудные сказки, полезные статьи. В детстве я
обожала сказки, и эти, точно, прочла бы с удовольствием.
Особенно мне понравилось, что в книге ощущается энергия
бабушкиной любви, ее теплота. Единственно, жаль, нет цветных
иллюстраций, но тогда вы, вероятно, не вписались бы в бюджет. В
целом книга произвела впечатление очень полезной и нужной, как
для детей, так и для взрослых, вы все молодцы, что сделали такое
важное дело. Желаю вам удачи и новых таких же замечательных
проектов! С уважением, |
||||||||||||||||||||||||
E-mail: o.shkola@rambler.ru |
050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10 |