электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2017г.

 

Курс «Краеведение» в образовательном пространстве школы

№ 6 (167) август 2017г.

Т.Б. ФЕДУЛОВА, учитель географии ШЛ №1, г. Костанай

 

В настоящее время воспитанию патриотизма уделяют большое внимание на всех ступенях школьного образования. Краеведение как особое направление в образовании способствует формированию этого качества у современных школьников. Знания о родном городе, территории своей области, о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях помогают юным гражданам Казахстана оценить по достоинству и искренне любить свою страну.

«На земле нет края лучше, чем где ты родился и вырос», – эти слова писателя Габита Мусрепова стали своеобразным девизом для организации работы по краеведению в школе-лицее № 1 города Костаная, где с января 2013 года был реализован эксперимент по внедрению факультативного курса «Краеведение» в 5-8 классах. В течение всего периода педагоги школы-лицея № 1 своей главной задачей видели создание учебно-познавательной среды, способствующей формированию патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физического и духовного развития школьников.

Работе факультатива по краеведению предшествовала экспериментальная деятельность по внедрению курса «Казахстан – родина всех своих граждан», которая на сегодняшний день успешно реализована в ходе учебно-воспитательного процесса. Идеи этнотолерантности тесно взаимосвязаны с задачами изучения родного края, т.к. способствуют воспитанию человека, сочетающего в себе личностные ценности с этнокультурными, общенациональными и общечеловеческими.

«Воспитывать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей. Привить любовь к Родине, родной земле, своему народу – важнейшая, ответственнейшая и благородная миссия учителя», – эти слова Н.А. Назарбаева на III съезде работников образования и науки РК были приняты во внимание коллективом учителей школы-лицея № 1 и стали основой для организации краеведческой работы в стенах школы.

На первом этапе внедрения курса «Краеведение» было проведено предварительное анкетирование учащихся 5-8 классов. Результаты анкетирования показали, что знания учащихся о своем родном крае, в частности о городе Костанае, слабые; школьники не знают всех имен выдающихся земляков, мало знают об их заслугах, подвигах, жизни. Слабо ориентируются в исторических событиях, связанных с городом, в его экономическом развитии.

Поэтому особую актуальность приобрел вопрос организации факультативного курса «Краеведение», начиная с 5 класса, нацеленного на создание условий, способствующих воспитанию гражданина Республики Казахстан, патриота «малой родины», знающего и любящего свой край, город, а также привитие учащимся чувства причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование у них активной жизненной позиции. Вместе с тем произошло постепенное расширение цикла внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, направленных на изучение исторического, географического, культурно-эстетического наследия родного края.

Краеведческая работа в школе объединила творческих, увлеченных педагогов и их активных, любознательных воспитанников. Ключевая роль при этом отведена заинтересованности и инициативе учащихся. Следует отметить широкий предметный спектр учебных дисциплин, охваченных краеведческой деятельностью: биология, химия, литература, история. Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Однако наибольшее погружение в изучение родного края и осуществление краеведческого принципа проявляется в преподавании географии.

В школьном курсе географии немало понятий, усвоение которых строится на основе краеведческого материала: понятия о расходе воды реки, строении речной долины, почве, растительном и животном мире. Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Поэтому чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая значимость. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.

Материал о природе своего края, хозяйственной деятельности местного населения, его особенностях может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на различных уроках, а приобретенные знания дают большее количество возможностей и условий для их практического применения. Адаптация школьников к реальной деятельности, к местной социально-экономической ситуации, начальная профориентация, приобретение навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника, дизайнера-оформителя, – все эти аспекты обеспечивает внеурочная деятельность с учащимися. Наша школа отличается многообразием форм организации внеклассной краеведческой работы по географии. Это – кружки, экскурсии, походы, вечера, олимпиады, конкурсы и викторины, конференции и др.

Учащиеся разработали туристические маршруты по городу Костанаю, изучили их и выступили в качестве экскурсоводов. Перспектива этой деятельности прослеживается в проведении запланированных экскурсий по родному городу во время школьных каникул для учащихся школы, где гидами выступают сами учащиеся – авторы маршрутов.

Таким образом, школьное краеведение не только помогает деятельности учащихся, направленной на изучение «малой родины», но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на собственных наблюдениях школьников окружающей их действительности, а не только на материалах учебника, тем самым формируя собственное мировоззрение. Из чего следует, что краеведение способствует формированию важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

За период проведения эксперимента налажено тесное сотрудничество школы с библиотеками, музеями, преподавателями ВУЗов города, которые оказывали консультативную поддержку учителям в процессе накопления практического и теоретического материала по краеведению.

Значимым моментом при изучении курса является изучение учащимися подлинных архивных материалов, знакомство с экспозициями и материалами областного краеведческого музея, а также интересные встречи с земляками, старожилами города, сотрудниками областной библиотеки им. Толстого.

К положительным результатам нашей работы можно отнести и тот факт, что многие школьники стали участвовать в разработке исследовательских проектов на краеведческую тематику. Данное направление работы помогает учителям в деле формирования способности и готовности учащихся к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Учащимися школы были представлены исследовательские проекты, которые завоевали призовые места на всех этапах республиканского конкурса научных проектов школьников.

Краеведческий подход в преподавании школьной географии и внеклассная краеведческая работа, организуемая в определенной системе, являются важнейшим средством последовательного развития у учащихся чувства патриотизма. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – одна из важнейших задач учителя географии.

 

 

 

Краеведение


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10