электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2017г.

 

Курс «Краеведение» в образовательном пространстве школы

№ 8 (169) октябрь 2017г.

В.Г. ПАРХОМЕНКО, учитель географии школы-лицея № 1, г. Костанай

 

В настоящее время воспитанию патриотизма уделяют большое внимание на всех ступенях школьного образования. Краеведение как особое направление в образовании способствует формированию этого качества у современных школьников. «На земле нет края лучше, чем где ты родился и вырос», – эти слова писателя Габита Мусрепова стали своеобразным девизом для организации работы по краеведению в школе-лицее №1 города Костаная.

Работе факультатива по краеведению предшествовала экспериментальная деятельность по внедрению курса «Казахстан – Родина всех своих граждан», которая на сегодняшний день успешно реализована в ходе учебно-воспитательного процесса. Педагоги школы своей главной задачей видели создание учебно-познавательной среды, способствующей формированию патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физического и духовного развития школьников.

В течение четырех лет, начиная с января 2013 года, в школе-лицее проходил эксперимент по внедрению факультативного курса «Краеведение» в 5-8 классах. Курс нацелен на создание условий, способствующих воспитанию гражданина Республики Казахстан, патриота «малой родины», знающего и любящего свой край, город, а также на привитие учащимся чувства причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование у них активной жизненной позиции. Вместе с тем произошло постепенное расширение цикла внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, направленных на изучение исторического, географического, культурно-эстетического наследия родного края. Краеведческая работа объединила творческих, увлеченных педагогов и их активных, любознательных воспитанников.

Предлагаем вашему вниманию программу курса «Краеведение», автором- составителем которого является учитель географии Пархоменко Валентина Григорьевна.

Пояснительная записка

В условиях создавшейся социально-экономической ситуации в Казахстане одной из главных целей образования является адаптация учащихся к существующей реальности и социальному окружению с выходом на самосознание личности будущего гражданина. При этих условиях можно подготовить будущего гражданина, способного не только механически транслировать изученный в школе материал, но и осмысленно оценивать на основе анализа многих факторов, что, в свою очередь, будет способствовать решению главной задачи общеобразовательной школы – воспитанию гражданина.

Программа изучения краеведческого материала разработана с целью формирования целостного историко-географического представления о родном крае. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином Казахстана, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае –Костанайской области с ее историческими и природными особенностями. Программа позволяет учителю придать процессу обучения характер поиска и исследования. Такая работа выводит ребят за рамки занятия, за переделы школы, в мир окружающей действительности.

На изучение факультативного курса «Краеведение» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Цель курса: формирование краеведческой культуры и активной гражданской позиции, воспитание патриотизма обучающихся через реализацию прочного усвоения и развития знаний о своем родном крае.

Задачи:

1) повышать познавательные интересы учащихся;

2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;

3) осуществлять осознанный выбор профессии;

4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;

5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, моральнонравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.

Учащиеся должны показать сформированность следующих умений и навыков:
– работать с текстом, картой, архивными материалами;
– использовать различные источники информации;
– сравнивать и анализировать данные таблиц, диаграмм, статистических данных;
– работать со словарем;
– перерабатывать полученную информацию по тематике;
– использовать современные геоинформационные технологии для поиска;
– составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучаемых и представляет возможность для получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Актуальность изучения программы «Краеведение» возрастает в связи с возрождением интереса к национальному и духовному наследию Казахстана и в контексте активного формирования в обществе национальной идеи «Мәңгілік ел»: внимания к природе, истории и культуре малой Родины.

Факультативный курс ориентирован на достижение следующих результатов:

Личностных
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к познанию родной области, города; умение применять полученные знания в собственной деятельности.

Предметных
– в познавательной сфере – понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности.

Метапредметных
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовнонравственным и патриотическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую деятельность и способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников. Формы проведения занятий: экскурсии; конференции; занятия; практические работы; работа с документами; проектная деятельность; обзорные лекции; сообщения учащихся; творческие работы; посещение музеев; игры-соревнования; конкурсы и т.д.

Формы деятельности:
– коллективная;
– групповая;
– парная;
– индивидуальная.

Ожидаемый результат:
– Получение историко-географических знаний о своей малой родине.
– Повышение качества знаний и мировоззрения учащихся.
– Развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
– Овладение алгоритмом простейших форм показа и рассказа о родном крае.
– Получение навыков коммуникативного общения в ученическом коллективе, объединенном общими задачами.
– Образно-эмоциональное восприятие экскурсионных текстов и краеведческой литературы.
– Овладение навыками самостоятельной работы с библиографическим материалом.
– Стремление изучить и понять малые географические объекты территории Костанайской области.
– Показ стенных газет, фотостендов, папок-раскладушек, картосхем, буклетов, брошюр, презентаций.
– Участие в играх, викторинах, конференциях.

Содержание курса

1. Введение (1 ч.).

Цели и задачи курса «Краеведение». Почему нужно изучать историю родного края. Понятие «малая родина».

2. Легенды края (история основания и старая карта города) (1 ч.).

Легенда о происхождении города Костаная. Этимология.

3. География Костанайской области (8 ч.).

Географическое положение Костанайской области. Полезные ископаемые Костанайской области. История освоения полезных ископаемых Костанайской области. Природные ресурсы и природные зоны Костанайской области. Рекреационные ресурсы. Климат. Климатообразующие факторы. Температурный режим. Агроклиматические ресурсы.

4. История Костанайской области (5 ч.).

Археологические исследования. Жизнь первых переселенцев. История переселенческого движения в Костанае и Костанайской области. Костанай – купеческий и промышленный. Казахские аулы 18-19 века.

5. Водные ресурсы Костанайской области (3 ч.).

Внутренние воды. Реки Костанайской области. Водный режим. Питание рек. Озера, водохранилища Костанайской области. Охрана вод Костанайской области.

6. Почвы и почвенно-земельные ресурсы Костанайской области (1 ч.)

Факторы почвообразования. Материнская порода. Почвенный горизонт. Почвенная карта Костанайской области.

7. Костанай целинный (1 ч.).

Понятие «целина». История целины. Целинная эпопея.

8. Флора и фауна Костанайской области (7 ч.).

Растения Костанайской области. Растения Красной книги. Эндемики края. Определение типов уникальных видов растений Костанайской области. Животный мир Костанайской области. Промысловые животные и их значения. Экологические проблемы края.

9. Экономика Костанайской области (3 ч.).

Развитие сельского хозяйства. Промышленность Костанайской области.

10. Культура народов, проживающих в Костанайской области (1 ч.).

Национально-культурный центр «Дом Дружбы». Воскресные школы.

11. Экскурсионные занятия (2 ч.).

Краеведческий музей. Наурзумский заповедник.

12. Обобщающее занятие (1 ч.).

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу «Краеведение» (1 раз в неделю, 34 часа)

 

Список использованной литературы:

1. Кустанай: вчера, сегодня, завтра. – Алма-Ата: Казахстан, 1979 год.

2. Книга памяти. Костанайская область, том 5. «Қазақ энциклопедиясы» – Алматы, 2000 год.

4. Алтын дала: Костанайская область: фотокнига / сост. Г. Дильдяев; осн. фотосьемка В. Бугаева; предисл. С. Кулагина. – Алматы: Атамура, 2005.

5. Черныш П. Очерки истории Кустанайской области. Кустанай, 1995.

6. Книга памяти: Костанайская область [Текст] : Т. 2. / гл. ред. Р. Нургалиев. – Алматы, 1995.

7. Шуленова Л. Память жива //Костанай. – 1998. – 24 сент. – С.1.

8. Жакып К. Архивный фонд – хранитель истории //Костанайские новости. – 2000. – 24 окт. – С.3.

9. Атлас Костанайской области. – Москва, 1963

10. Брагин А. В долине Убагана. Заметки натуралиста о Кустанайской степи//Простор – 1962 - № 6 – с.3.

11. Воронов А.Г. Биогеографические очерки Кустанайской области. – М.: Издательство Московского университета, 1964.

12. География Костанайской области. Учебное пособие для 8-9 классов. – Костанай, 1993.

13. Доскан А.Г. Физико-географическая характеристика Кустанайской области Казахской ССР. Т.5. – Алма-Ата, 1958.

14. Дейнека В. Река Тобол в Казахстане. – Костанай, 2010.

15. Ким Ю.Н. Полезные ископаемые Костанайской области. – Кустанай,1994.

16. Костанайская область. Энциклопедия. – Алматы: Издательство «Арыс», 2006.

17. Лесные экосистемы Тургайской впадины. – Кустанай, 1993.

18. Чеботарева А.И. Водный баланс Кустанайской области. – Лениниград, 1966.

19. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее, 1 ч. – Костанай, 2003.

20. Экологический атлас Костанайской области. – Костанай, 2004.

 

 

Краеведение




 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no