электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2018г.

 

Лучшая форма воспитания патриотизма – это изучение истории родного края

№ 3 (174) март 2018г.

С.Н. МУКАШЕВА, заведующая сектором истории и географии методического кабинета Д и ОСО Управления образования акимата Костанайской области

 

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Назарбаев Н.А. обратил внимание на то, что модернизации общественного сознания будет способствовать знание детьми истории малой родины. Глава государства подчеркивает, что нашу историю обязательно должна знать молодежь. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. По инициативе Президента Назарбаева Н.А. в стране началась работа по созданию учебников краеведения для учащихся школ.


В современном Кaзaхстaне идет стaновление новой системы обрaзования, ориентировaнной на мировое обрaзовaтельное прострaнство. Этот процесс сопровождaется существенными изменениями в педaгогической теории и прaктике. Отличительной особенностью учебных программ обновленного содержaния образования является их напрaвленность на формировaние не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра, что стало возможным благодаря патриотическому проекту «Туған жер» в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», в котором одним из трех ключевых направлений является краеведческая работа. В настоящее время крайне актуальным является вопрос о преподавании предмета «Краеведение» в современной школе.

Курс «Краеведение» призван формировать у учащихся знания о географических, исторических, культурных, природных факторах, направлен на воспитание чувства любви к родному краю и бережному отношению к окружающей среде. Актуальность курса в том, что изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край – это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого района – горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной оседлости» (по Д.С. Лихачеву) не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего это нужно начинать со школьной скамьи, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. Практическая значимость курса определяется возможностью применять разнообразный материал для внедрения и реализации курса «Краеведение» в школах республики.

Курс «Краеведение» позволит углубить знания учащихся по истории малой родины, расширить у учащихся представления об историко-культурном наследии региона, будет способствовать популяризации краеведческой литературы и формированию навыков творческой и поисковой деятельности.

Курс содержит в себе большой воспитательный компонент, направленный на формирование патриотического сознания подрастающего поколения, активной гражданской позиции по отношению к малой родине, воспитание любви к родному краю, бережному и уважительному отношению к природе, истории и культурно-историческим памятникам.

Кроме того, учащиеся должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом своей области и индивидуальности ее развития, поэтому еще одной задачей краеведения является воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к делам и труду наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Подрастающее поколение твердо должно знать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, они жили с великими людьми, которые стремились прославить наше государство, сделать его лучше, сильнее, так как в курс будут включены следующие материалы: народные предания, устные рассказы старожилов области, легенды и рассказы, дошедшие до наших дней, исторические факты, научные труды зарубежных и русских авторов. А также довести до подрастающего поколения историю родного края, рассказать о выдающихся личностях, которые, расправив свои крылья, вылетели из родного гнезда и сейчас являются гордостью всей нашей Республики.

«Краеведение» – изучение своей малой родины, ее природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать курс, который позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны беречь природу и окружающую среду в целом; сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг к другу гуманно; стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т.е. быть толерантными.

 

 

 

Краеведение



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10