электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2018г.

 

Краеведение на практике

№ 8 (179) октябрь 2018г.

Л.Ж. ИСАТАЕВА, учитель-эксперт истории, М. БАЙМАХАН, А. СЫДЫКОВ, учащиеся филиала АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» физико- математического направления города Тараз

 

Наша школа уделяет большое внимание изучению школьниками родного края. Организация обучения учащихся проводится на элективном курсе «Историко- культурное краеведение Жамбылской области», который направлен на развитие у учащихся исследовательских навыков. Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм по изучению природы родного края, решению экологических проблем, развития навыка самостоятельности в процессе обучения. Она предоставляет учащимся возможность опробовать полученные знания на практике.

Специфика предмета «Краеведение» предполагает расширение знаний учащихся по разным предметам как гуманитарных, так и естественных наук.

Организация преподавания и обучения краеведению в школе предполагает практическую деятельность на местности, что отражается в участии школьников в экскурсиях, встречах, походах и экспедициях по территории Жамбылской области. Результатом этой деятельности становятся проекты учащихся, которые имеют самые разнообразные межпредметные связи. Учащиеся пишут проекты через интегрированный подход. Так, например:

1. Влияние выхода из зоны комфорта на развитие личности подростка – психология.

2. Влияние походов на физическую выносливость подростков – физичская культура.

3. Электронная экологическая тропа для использования в детском туризме – информатика.

Но самое главное, что исследования проводятся группой, где ребята, занимаясь наукой, развивают навыки, которые являются одними из ключевых в проекте по устойчивому развитию. «Моральное и этическое обучение предполагает привитие учащимся ценностей и социальных норм общества. Социально-эмоциональное обучение обеспечивает развитие у учащихся навыков общения и взаимодействия с другими людьми, умение выражать, понимать и регулировать эмоции» («Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»). Таким образом, еще происходит взаимообучение.

25-26 августа группа учащихся отправилась в экспедицию в предгорья Тянь-Шаня местность Ботамойнак, в ходе которой учащиеся 10 класса Баймахан Мөлдір и Сыдыков Абылай провели эксперимент для научного исследования. Работали два человек, но действовали они как слаженный механизм.

О впечатлениях и итогах системного исследования в группе расскажут ребята сами.

Баймахан Мөлдір

Письмо предков

История – очень важная страница книги нашей жизни. Именно она сохраняет связь между поколениями, которая является важным составляющим любого народа. Без знания прошлого не будет будущего.

Эту заповедь мы прочувствовали всей душой и сердцем, совершив экспедицию в местность Ботамойнак.

В ходе занятий на элективном курсе «Историко-культурное краеведение Жамбылской области» мы побывали в походе в местность Ботамойнак. Знакомство с археологическим ландшафтом этой местности нас заинтриговало, ответы на некоторые вопросы повисли в воздухе, и я со своим одноклассником решила изучить самую большую для нас загадку истории – петроглифы, наскальные рисунки.

Наскальные изображения – одни из немногих источников, которые могут дать полноценную информацию о древних людях, об их мировоззрении, духовном и материальном мире. Из рассказа руководителя и учителя одновременно Исатаевой Л.Ж. мы узнали, что им уже более трех тысяч лет. Однако, эти рисунки со временем могут исчезнуть, они подвержены влиянию не только природы, но и вандализму человека. Так появилась потребность – пока не поздно изучить и донести до общества, в чем их ценность. У нас появилась надежда, что информационность общества поможет их спасти.

Организованная экспедиция предоставила нам возможность собрать богатый материал о прошлом наших предков.

Петроглифы местности Ботамойнак представляют собой уникальные, информативные и красочные рисунки разных периодов – от эпохи неолита до тюркского периода. Но, к сожалению, они мало изучены, поэтому очень трудно найти о них информацию. Нам пришлось по крупицам собирать сведения о петроглифах Ботамойнака. Мы не можем утверждать, что петроглифы этой местности обошла рука ученых. Очень скудные сведения мы нашли в альбоме З. Смашева «Петроглифы Казахстана», не больше в отчете 2010 г. «Археологической экспертизе» о петроглифах ущелья Карасай. Но, по сведениям инструктора по туризму Масякина Г.М., наскальные рисунки распространены на площади более 2000 га.

А еще в интернете я нашла информацию о том, что ученица СШ № 42 Кривоногова Ксения в 2007 году пыталась привлечь внимание соответствующих органов к наскальным рисункам. В архивах газеты «Знамя труда» есть ее статья «О чем рассказала скала», посвященная изучению петроглифов.

По нашим предположениям, в местности Ботамойнак более 1200 петроглифов, выполненных в период от неолита до эпохи бронзы. Большинство изображений – животные: теке, верблюды, архары, олени, быки, лошади и собаки. Также мы встретили изображения пастухов, охотников, лучников, рожениц и людей, ведущих караван. Увидев эту красоту, невольно начинаешь восхищаться тем, как наши предки, владея простейшими орудиями труда, смогли выполнить рисунки, разнообразные как по технике исполнения, так и по содержанию.

Конечно, древний художник рисовал только то, что видел, но если представить эту картину в цвете, понимаешь, насколько насыщенна и жива была природа, а обитающие в округе животные только дополняли эту картину.

Мы пишем это для того, чтобы читатели восприняли петроглифы не как обычные рисунки, а как священный и дорогой след наших предков. Знакомство с рисунками сопоставимо с перелистыванием семейного фотоальбома в родовом ауле.

Каждый рисунок очень важен, каждый рисунок ценен, поэтому интерпретация является ключевым инструментом в изучении. Например, мы предположили, что изображение женщин и животных в производстве потомства рисовали как символ плодородия, в надежде на увеличения численности людей и скота. Изображение каравана верблюдов нам говорит о занятии людей торговлей.

Делая интерпретацию содержания петроглифов местности Ботамойнак, мы пытались найти ответ на вопрос: «Что заставляло людей в те далекие времена идти в горы и наносить на камни рисунки?». Ответ на этот вопрос мог дать только сам художник, но мы все равно попытались найти разгадку. Возможно, нанесение рисунков было для них хобби. Но еще вероятней – у них были определенные цели, одна из которых – передача информации. Какие-то рисунки выполнялись для совершения магических ритуалов: увеличение численности людей и скота, плодородие земли, мира с соседями или показывали представление об устройстве мира. Эту гипотезу подтверждает сам ландшафт местности, обилие плоских камней, покрытых патиной (коррозия из окислов железа и магния), сосредоточение рисунков в тех местах, где есть родник, недалеко имеются захоронения в виде курганов.

Научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Крокошева Анна Валерьевна в своем интервью пояснила, в чем ценность наскальных изображений: «Для исторической науки петроглифы являются основополагающим материалом того времени, когда еще письменность не была изобретена. С тех времен сохранились только петроглифы, и именно они рассказывают об образе жизни древнего народа, о его философии, об отношении к природе, о зачатках религиозных понятий. Их можно считать древними отголосками высокой цивилизации, которая развивалась на территории, где мы сейчас живем. Но с того времени прошло 3 тысячи лет, то есть это огромный промежуток времени, который стер информацию, и теперь практически забыта цивилизация андроновцев, сакского периода, так как не осталось других источников, кроме изображений, курганов-захоронений и стоянок. Но в нашем районе эти памятники полноценно не исследованы. Ученые только поверхностно рассказали о них, однако, детального описания этих петроглифов из ученого мира никто не проводил», – утверждает научный консультант, а мы не можем не согласиться, потому что огорчает тот факт, что столь важные памятники – незаменимый исторический источник, поэтому мы очень надеемся, что государство предпримет нужные меры, а ученые начнут исследования этого интересного не только рисунками места. При этом важно помнить, что они не вечны, поэтому мы должны попытаться сохранить их и передать как наследие следующему поколению.

Сыдыков Абылай

С чего начинается Родина?

Что такое Родина? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Для меня это было абстрактное понятие, пока я не принял участие в экспедиции, целью которой была фиксация петроглифов.

Отправляясь в экспедицию, я предполагал весело провести последние дни лета. И вообще горы всегда притягивали человека. Люди шли в горы, чтобы испытать себя, обрести вдохновение, получить здоровье. Создатели великих учений получали откровения в горах. Занятие исследовательской деятельностью способствовало зарождению в нас магии гор. Для проведения эксперимента нам понадобилось собрать группу добровольцев, в которую вошли ребята 10-11 классов.

Местность Ботамойнак находится в 20 км к юго-западу от г. Тараза.

В летне-осенний период она представляет достаточно мрачное зрелище: отсутствие питьевой воды, не считая то там, то здесь встречающихся крошечных родничков, в результате чего пришлось запас воды носить с собой; практически нет деревьев, так, например, в ущелье Карасай протяженностью 3 км мы насчитали 6 взрослых деревьев; горы покрыты камнями с коричневой поверхностью, усиливающие жару.

И вот нам предстояло в таких условиях определять местонахождение древних рисунков – петроглифов, фиксируя их.

Решение поставленной задачи мы начали с перевала Ботамойнак. Разделившись на две группы по 7-8 человек, мы приступили к поиску и фиксации петроглифов. В наш арсенал для исследования входили такие инструменты, как фотоаппарат, рулетка, номера, таблицы для заполнения, телефон в качестве компаса и зонтик для затемнения. Находя петроглифы, в первую очередь мы должны были определить координаты, высоту над уровнем моря, размеры рисунка или композиции, внося все это в таблицу.

Местность мы буквально прочесывали в течение двух дней. В результате было обнаружено и зафиксировано более 500 наскальных изображений.

Казалось бы, изнуряющая жара, отсутствие тени и воды должны были отобрать последние силы, но трудности только сблизили нашу команду. Деятельность в качестве археологов только усилила общение, а юмор отдельных учащихся разряжал обстановку. Горы помогали раздвинуть границы возрастов и интересов.

Руководитель экспедиции учитель истории Исатаева Любовь Жантаевна создала нашей, казалось бы, разношерстной команде ситуацию успеха, где каждый смог проявить себя, кто в качестве фотографа или геодезиста. Но самым сложным было на множестве камней разглядеть петроглифы, нашлись ребята, у которых такой навык уже был развит, а остальным пришлось учиться на ходу.

В горах темнеет рано, но дружеский круг способствовал нашему сближению, а апогеем всего стала беседа за чашкой чая с горными травами. Несмотря на то, что вечером засиделись за беседой, утром мы на удивление рано проснулись и приступили к дальнейшим исследованиям.

Основательно подготовившись в школе, как брать интервью, мы взяли интервью у научного консультанта, Крокошевой Анны, которая все 2 дня исследовала вместе с нами. По ее мнению, эти экспедиции в родные края будут лучшими инструментами в привитии ребятам любви к Родине и основа этой самой любви должна быть заложена с корней, с семьи. К тому же, экспедиции помогают ребятам расширять кругозор, сдружиться и гордиться своей Отчизной, с чем невозможно не согласиться.

В процессе этой деятельности я осознал весьма интересный факт: одно общее дело значительно сближает людей, и возникающая синергия ускоряет работу и дает хорошие результаты. Заданный нами темп заметно укоротил время, которое планировали для исследования. Все раскрыли свой внутренний потенциал, о котором из окружающих никто не знал, и мы смогли стать друг другу хорошими друзьями. Возникли так называемые «невидимые нити». В результате было обследовано около 10 км в квадрате, собрано большое количество материала, в школе нас ждала недописанная научная работа, которую предстояло доделать. Но не это было главное. Главным стало то, что два дня мы работали как одно целое, как одна команда, и это было самым главным!

Теперь я точно знаю, что такое Родина. Родина – это я, моя семья, дом, школа, учителя, друзья и весь окружающий меня мир.

 

 

Краеведение



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10