электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

 

В текущем номере ...

Краеведение

 

Моя семья как часть родного края

№ 8 (169) октябрь 2017г.

ЛЛ.Ж. ИСАТАЕВА, учитель, эксперт истории,
М.М. ГОЧИЯЕВА, учитель географии филиала АОО НИШ «Назарбаев Интеллектуальная школа физико- математического направления» города Тараз


Я позволю продолжить свои размышления о роли путешествий как возможности покинуть зону комфорта и начать интересную жизнь, наполненную радостью открытий, людей, мест. А разве радость не есть цель жизни?

Сами дети в силу ряда причин не могут осознать, как жить и радоваться жизни. Особенно сильно это проявляется в подростковом возрасте, мы его так и называем – этот «сложный переходный период». Возможно, в это время больше факторов, которые заставляют наших детей страдать или огорчаться. И вы себе не поверите, но цель, которую я поставила перед собой, – «Как научить ребенка радоваться жизни?» – привлекла ко мне коллег-единомышленников, учителей, которые в любое время года готовы помогать учащимся в приобретении важного инструмента – умения радоваться жизни.

Очень важно иметь рядом людей, которые самоотверженно занимаются делом – учить детей радоваться жизни. Казалось бы, в век электроники и робототехники мало надо для радости человеку. Но нет, тянутся дети к душевным разговорам друг с другом, со взрослыми и природой. В школе стало нормой покидать комфорт и с рюкзаком за плечами отправляться в дорогу. Слова Карлоса Кастанеды: «Привязанность к вещам и комфорту – главная помеха для интересной жизни. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно» – не о наших учителях и детях. В любой момент мы готовы расстаться с покоем и отправиться за интересной жизнью.

Занятия краеведением помогают не только в личностном росте, но и приводят к пониманию содержания слова «Родина». Ниже приведенное стихотворение про нас, про всех тех, кто измерил родной край своими шагами, обозрел глазами.
Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!

Так как же учить своих детей «знать и помнить дорогу к родному дому»? И вот здесь нам помогает формировать чувство любви к Родине Программа кружка по краеведению «По родному краю», разработанная в стенах нашей школы. Как вы думаете, «с чего начинается Родина?». Да, да, учащиеся начинают изучение родного края «с той песни, что пела нам мать», – наверное, более точного сравнения, чем слова из песни «С чего начинается Родина» на слова Михаила Матусовского, не подобрать. Первый раздел – это формирование отношения к семейным ценностям. Тематика занятий формирует у учащихся более осознанный взгляд на семейные ценности, реликвии, легенды. Вот примерные темы занятий первого раздела: «Моя семья как часть родного края»; Что такое семья, род? Семейные ценности, традиции, легенды и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий».

На занятиях в кружке по краеведению учащиеся учатся думать, понимать и оценивать семейные ценности.

В итоге ребята приходят к выводу, что все эти ценности и есть общечеловеческие, где главной ценностью будет любовь. За пониманием приходит действие: любить Родину – это значит оберегать, защищать, созидать. Обратите внимание: слово «любить» глагол, следовательно, главным критерием формирования у человека патриотизма будут его действия. Исследовать родной край, рассказать о нем другим, очистить от мусора, сохранить в нем каждую травиночку в первозданном виде.

Опыт показывает, что учащиеся, зная историю семьи, будут стремиться знать и распространять историю своего государства. Эту константу еще раз подтвердило участие наших детей летом 2017 года в Международном молодежно-культурном Форуме в городе Санкт-Петербурге, где шел диалог о ценностях. Вот что рассказывает руководитель делегации от Казахстана, учитель географии нашей школы Гочияева Мария Магомедовна: «В Форуме участвовали делегации из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении и Финляндии. Республику Казахстан представляла делегация, состоящая из тринадцати учащихся Назарбаев Интеллектуальной школы города Тараз, руководителем которой стала я.

Форум «Диалог поколений» состоялся под девизом «Семейные ценности и семейные традиции». Программа Форума включала мероприятия, посвященные году семьи в странах содружества, а также проблемам межкультурного и поликультурного образования, международного сотрудничества населяющих СНГ народов.

В последние годы Российское государство активно пропагандирует модель полной семьи с двумя-тремя детьми, тогда как в больших городах люди часто склонны иметь одного, максимум двух детей. Одной из сессий Форума была встреча с многодетной семьей Мироновых из РФ, которая, несмотря на низкую рождаемость в стране, воспитывает десятерых детей.

Мироновы рассказали о преимуществах многодетной семьи и об особенностях воспитания. После общения с Мироновыми учащиеся обменялись мнениями, и дети из нашей делегации рассказали о среднем размере семьи в Казахстане. Наиболее распространены семьи, состоящие из трех человек (26,7%), четырех человек (22,2%) и 11,7% составили семьи, состоящие из пяти человек. Тем самым сделали для себя вывод, что многодетные семьи в России – это редкость, а в Казахстане это – норма.

Одним из запоминающихся мероприятий Форума была презентация на тему: «Моя семейная реликвия». Семейные реликвии – это эмоциональная память предков, растянутая на поколения. Участники Форума презентовали памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству. Рассказывали истории этих вещей, называя причину их ценности. Например, ученик 11 класса Бакытжан Б. презентовал шежире рода Аккойлы, к которому он относится. Шежире составил и написал его дедушка. Таким образом, все участники Форума узнали, что шежире – это генеалогическая родословная у казахов. Как правило, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии. И то, что знание шежире (или своих предков до седьмого колена) является обязательным для каждого казаха. Это позволяет избежать близкородственных браков. Были и другие выступления участников нашей делегации». Как мы видим, из изучения семейных ценностей у детей развивается еще один очень важный навык – культурная открытость. Президент Казахстана это качество называет «набором качеств, достойных XXI века» (Статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» 12 апреля 2017 г. веб-сайт www.primeminister.kz)

А часто ли мы, взрослые, задумываемся о ценностях своей семьи, рода, нации? Как измерить нашу любовь к Родине, родному краю?

Изучение окружающего мира играет важную роль в познании ребенком себя, способствует воспитанию его внимательным к людям, событиям. Участие в экспедициях и походах как раз учит ребят радоваться жизни и любить свой край, а, следовательно, Родину не на словах.


Курс «Краеведение» в образовательном пространстве школы

В.Г. ПАРХОМЕНКО, учитель географии школы-лицея № 1, г. Костанай


В настоящее время воспитанию патриотизма уделяют большое внимание на всех ступенях школьного образования. Краеведение как особое направление в образовании способствует формированию этого качества у современных школьников. «На земле нет края лучше, чем где ты родился и вырос», – эти слова писателя Габита Мусрепова стали своеобразным девизом для организации работы по краеведению в школе-лицее №1 города Костаная.

Работе факультатива по краеведению предшествовала экспериментальная деятельность по внедрению курса «Казахстан – Родина всех своих граждан», которая на сегодняшний день успешно реализована в ходе учебно-воспитательного процесса. Педагоги школы своей главной задачей видели создание учебно-познавательной среды, способствующей формированию патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физического и духовного развития школьников.

В течение четырех лет, начиная с января 2013 года, в школе-лицее проходил эксперимент по внедрению факультативного курса «Краеведение» в 5-8 классах. Курс нацелен на создание условий, способствующих воспитанию гражданина Республики Казахстан, патриота «малой родины», знающего и любящего свой край, город, а также на привитие учащимся чувства причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование у них активной жизненной позиции. Вместе с тем произошло постепенное расширение цикла внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, направленных на изучение исторического, географического, культурно-эстетического наследия родного края. Краеведческая работа объединила творческих, увлеченных педагогов и их активных, любознательных воспитанников.

Предлагаем вашему вниманию программу курса «Краеведение», автором- составителем которого является учитель географии Пархоменко Валентина Григорьевна.

Пояснительная записка

В условиях создавшейся социально-экономической ситуации в Казахстане одной из главных целей образования является адаптация учащихся к существующей реальности и социальному окружению с выходом на самосознание личности будущего гражданина. При этих условиях можно подготовить будущего гражданина, способного не только механически транслировать изученный в школе материал, но и осмысленно оценивать на основе анализа многих факторов, что, в свою очередь, будет способствовать решению главной задачи общеобразовательной школы – воспитанию гражданина.

Программа изучения краеведческого материала разработана с целью формирования целостного историко-географического представления о родном крае. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином Казахстана, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае –Костанайской области с ее историческими и природными особенностями. Программа позволяет учителю придать процессу обучения характер поиска и исследования. Такая работа выводит ребят за рамки занятия, за переделы школы, в мир окружающей действительности.

На изучение факультативного курса «Краеведение» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Цель курса: формирование краеведческой культуры и активной гражданской позиции, воспитание патриотизма обучающихся через реализацию прочного усвоения и развития знаний о своем родном крае.

Задачи:

1) повышать познавательные интересы учащихся;

2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;

3) осуществлять осознанный выбор профессии;

4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;

5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, моральнонравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.

Учащиеся должны показать сформированность следующих умений и навыков:
– работать с текстом, картой, архивными материалами;
– использовать различные источники информации;
– сравнивать и анализировать данные таблиц, диаграмм, статистических данных;
– работать со словарем;
– перерабатывать полученную информацию по тематике;
– использовать современные геоинформационные технологии для поиска;
– составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучаемых и представляет возможность для получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Актуальность изучения программы «Краеведение» возрастает в связи с возрождением интереса к национальному и духовному наследию Казахстана и в контексте активного формирования в обществе национальной идеи «Мәңгілік ел»: внимания к природе, истории и культуре малой Родины.

Факультативный курс ориентирован на достижение следующих результатов:

Личностных
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к познанию родной области, города; умение применять полученные знания в собственной деятельности.

Предметных
– в познавательной сфере – понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности.

Метапредметных
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовнонравственным и патриотическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую деятельность и способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников. Формы проведения занятий: экскурсии; конференции; занятия; практические работы; работа с документами; проектная деятельность; обзорные лекции; сообщения учащихся; творческие работы; посещение музеев; игры-соревнования; конкурсы и т.д.

Формы деятельности:
– коллективная;
– групповая;
– парная;
– индивидуальная.

Ожидаемый результат:
– Получение историко-географических знаний о своей малой родине.
– Повышение качества знаний и мировоззрения учащихся.
– Развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
– Овладение алгоритмом простейших форм показа и рассказа о родном крае.
– Получение навыков коммуникативного общения в ученическом коллективе, объединенном общими задачами.
– Образно-эмоциональное восприятие экскурсионных текстов и краеведческой литературы.
– Овладение навыками самостоятельной работы с библиографическим материалом.
– Стремление изучить и понять малые географические объекты территории Костанайской области.
– Показ стенных газет, фотостендов, папок-раскладушек, картосхем, буклетов, брошюр, презентаций.
– Участие в играх, викторинах, конференциях.

Содержание курса

1. Введение (1 ч.).

Цели и задачи курса «Краеведение». Почему нужно изучать историю родного края. Понятие «малая родина».

2. Легенды края (история основания и старая карта города) (1 ч.).

Легенда о происхождении города Костаная. Этимология.

3. География Костанайской области (8 ч.).

Географическое положение Костанайской области. Полезные ископаемые Костанайской области. История освоения полезных ископаемых Костанайской области. Природные ресурсы и природные зоны Костанайской области. Рекреационные ресурсы. Климат. Климатообразующие факторы. Температурный режим. Агроклиматические ресурсы.

4. История Костанайской области (5 ч.).

Археологические исследования. Жизнь первых переселенцев. История переселенческого движения в Костанае и Костанайской области. Костанай – купеческий и промышленный. Казахские аулы 18-19 века.

5. Водные ресурсы Костанайской области (3 ч.).

Внутренние воды. Реки Костанайской области. Водный режим. Питание рек. Озера, водохранилища Костанайской области. Охрана вод Костанайской области.

6. Почвы и почвенно-земельные ресурсы Костанайской области (1 ч.)

Факторы почвообразования. Материнская порода. Почвенный горизонт. Почвенная карта Костанайской области.

7. Костанай целинный (1 ч.).

Понятие «целина». История целины. Целинная эпопея.

8. Флора и фауна Костанайской области (7 ч.).

Растения Костанайской области. Растения Красной книги. Эндемики края. Определение типов уникальных видов растений Костанайской области. Животный мир Костанайской области. Промысловые животные и их значения. Экологические проблемы края.

9. Экономика Костанайской области (3 ч.).

Развитие сельского хозяйства. Промышленность Костанайской области.

10. Культура народов, проживающих в Костанайской области (1 ч.).

Национально-культурный центр «Дом Дружбы». Воскресные школы.

11. Экскурсионные занятия (2 ч.).

Краеведческий музей. Наурзумский заповедник.

12. Обобщающее занятие (1 ч.).

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу «Краеведение» (1 раз в неделю, 34 часа)

 

Список использованной литературы:

1. Кустанай: вчера, сегодня, завтра. – Алма-Ата: Казахстан, 1979 год.

2. Книга памяти. Костанайская область, том 5. «Қазақ энциклопедиясы» – Алматы, 2000 год.

4. Алтын дала: Костанайская область: фотокнига / сост. Г. Дильдяев; осн. фотосьемка В. Бугаева; предисл. С. Кулагина. – Алматы: Атамура, 2005.

5. Черныш П. Очерки истории Кустанайской области. Кустанай, 1995.

6. Книга памяти: Костанайская область [Текст] : Т. 2. / гл. ред. Р. Нургалиев. – Алматы, 1995.

7. Шуленова Л. Память жива //Костанай. – 1998. – 24 сент. – С.1.

8. Жакып К. Архивный фонд – хранитель истории //Костанайские новости. – 2000. – 24 окт. – С.3.

9. Атлас Костанайской области. – Москва, 1963

10. Брагин А. В долине Убагана. Заметки натуралиста о Кустанайской степи//Простор – 1962 - № 6 – с.3.

11. Воронов А.Г. Биогеографические очерки Кустанайской области. – М.: Издательство Московского университета, 1964.

12. География Костанайской области. Учебное пособие для 8-9 классов. – Костанай, 1993.

13. Доскан А.Г. Физико-географическая характеристика Кустанайской области Казахской ССР. Т.5. – Алма-Ата, 1958.

14. Дейнека В. Река Тобол в Казахстане. – Костанай, 2010.

15. Ким Ю.Н. Полезные ископаемые Костанайской области. – Кустанай,1994.

16. Костанайская область. Энциклопедия. – Алматы: Издательство «Арыс», 2006.

17. Лесные экосистемы Тургайской впадины. – Кустанай, 1993.

18. Чеботарева А.И. Водный баланс Кустанайской области. – Лениниград, 1966.

19. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее, 1 ч. – Костанай, 2003.

20. Экологический атлас Костанайской области. – Костанай, 2004.

 

 

Наши друзьяtd>



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

00050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10