электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

 

В текущем номере ...

Краеведение

 

Краеведение на уроках географии

№10 (171) декабрь 2017г.

Л.С. ЕСЕНТУГЕЛОВА, учитель географии КГУ ОШ №16, г. Алматы


Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география.

Н.Н. Баранский


В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. В своей програмной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Назарбаев Н.А. обратил внимание, что необходимо совершенствовать учебный процесс и вводить новые предметы, которые будут отвечать реалиям сегодняшнего дня. Одним из таких ключевых предметов является «Краеведение». В рамках реализации программы «Туған жер» в организациях образования в 2017-2018 учебном году по предметам «История Казахстана», «География» и «Казахская литература» 5 часов в год отводится на проведение уроков на базе музеев, организаций сферы культуры и исторических объектов (за пределами школы). Особое значение приобретает естественно-научное образование учащихся. Оно формирует у обучающихся понятия о природных явлениях и закономерностях, раскрывает научные методы познания природы, призвано дать обучающимся возможность осознать не только мир природы, но и свое место в изменяющемся мире, направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе развития функциональной грамотности, воспитание системы ценностных и личностных качеств.

В рамках предметов образовательной области «Естествознание» рекомендуется организация разнообразной внеклассной, экскурсионно-экспедиционной работы. На уроках обязательно должны изучаться краеведческие аспекты, а также обсуждаться вопросы безопасного поведения в различных ситуациях (Инструктивно-методическое письмо 2017-2018 уч.г.).

Все эти задачи можно выполнить, используя в своей практике краеведческую работу. Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я.А. Коменский; в 18-19 вв. – Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.

В преподавании географии краеведение – одно из средств осуществления, воспитывающего обучения. Изучать географию без привлечения краеведческого материала невозможно. Краеведческий материал – это необходимая составляющая предмета. Уроки географии в 6 классе целиком строю на основе краеведения. Формирование географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края.

Экскурсии – это основная форма изучения своего родного края. Именно во время экскурсий учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий.

Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки на школьном участке. На таких уроках учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана участка или маршрутного пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры.

С первых уроков нацеливаю ребят на ежедневные наблюдения за погодой. На основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях формируется понятие о климате и климатообразующих факторах. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата своей местности. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

Раздел «Гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности. При изучении темы «Реки» совершаем экскурсию на речку Есентай в окрестностях школы для наблюдения за направлением течения реки, характером течения, определяем, какой берег у реки левый, какой правый. Значение экскурсии состоит в том, что понятие о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений.

Весной на экскурсии проводим наблюдение за пробуждением природы, находим взаимосвязи в природном комплексе на участке школы.

Курс «Физическая география Казахстана» содержит большой раздел, посвященный охране природы. Поэтому на уроках мы рассматриваем вопросы, направленные на улучшение природы своей местности. Чтобы правильно оценить необходимость охраны, нужна кропотливая краеведческая работа, которая ведет учащихся к непосредственному решению задач сегодняшнего дня, на деле приобщает их к насущным народно-хозяйственным задачам. Так, например, учащиеся Тарасов Роман и Сагандыков Диас защитили проект по теме «Транспорт Алматы и его влияние на экологию города». В ходе работы над проектом собрали сведения о факторах, связанных с работой автотранспорта и ухудшающих городскую среду; освоили методы отбора проб воды, почвы для определения в них тяжелых металлов; познакомились с атомно-абсорбционным методом определения тяжелых металлов в почве города Алматы и воде реки Есентай. Работа была отмечена дипломом Управления образования.

Краеведческий материал использую и в курсе экономической и социальной географии. Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, при изучении темы «Население» в практическую работу включаю задания, которые содержат вопросы о численности, естественном движении, миграциях, плотности, национального состава населения Алматинской области; высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.

Экскурсионное изучение особенностей производства на предприятиях Алматы стало возможным благодаря родителям. Побывали с экскурсиями на Алматинском дрожжевом заводе, заводе тяжелого машиностроения. Оформили папки по этому материалу.

Чтобы увязать содержание курса физической географии Казахстана с изучением географии Алматинской области, мною были разработаны программы «Родное Семиречье», «Увлекательная топонимика», по которым проводилась внеклассная работа в 7-8-х классах.

Аспекты изучения своей местности самые разнообразные. Увлекательные занятия топонимикой, природные особенности, культурное наследие, география промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания своего родного города, своей области.

Из всего изложенного можно сделать вывод:

Краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Все, что дети видят, что они делают в природе, должно быть им понятно и увлекательно. Разнообразными, занимательными должны быть и формы обработки краеведческого материала.
- Краеведческая работа должна быть целенаправленной. Дети должны четко знать, для чего они идут в природу, где будет использован результат их работ (на уроках, в школьном краеведческом уголке, на фотовыставках и др).
- Успех школьного краеведения зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников, владеет ли навыками краеведческой работы с учащимися.
- Самому учителю краеведение также приносит большую пользу – он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство.
- Почти все уроки и физической и экономической географии можно проводить с упором на конкретный краеведческий материал.

Таким образом, школьное краеведение – это одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается роль краеведения в обучении.


От теории к практике, или любить – это глагол, значит, перейдем к действиям

Л.Ж. ИСАТАЕВА, учитель-эксперт истории, Н.М. НОГАЙБЕКОВ, учитель физкультуры Филиала «Назарбаев Интеллектуальная школа физико- математического направления» города Тараз АОО «НИШ»


В современном мире у человека появилось больше возможностей изучать мир и путешествовать. Это можно делать, не выходя из дома, не вступая ни с кем в контакты, ни от кого социально и материально не завися.

А так как жизнь – это движение, давайте соберемся и отправимся в путь, в гости к нашей малой Родине, тому месту, где живем, учимся, где наш дом.

Өзіңнің ғажайып отаныңды ұмытпа, өз туған жеріңе ешқашан соқпай өтпе. (Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи) – гласит казахская народная поговорка. Наверное, в силах учителя выполнить свой человеческий долг – научить любить Родину!

Краеведение предотавляет неограниченные возможности в развитии и воспитании ребенка. Если учитывать такие аспекты, как возраст и интересы, то можно привить ребенку:
- творческое отношение к жизни;
- мысли о себе как о части того пространства, в котором он живет;
- знания, основанные на традициях, истории, культуре родного края;
- любовь, которая будет опорой в жизни.

Заложить основу:
- знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
- умений и навыков бережного отношения к окружающему миру;
- творческого подхода к полученным знаниям; любви и преданности родным местам.

Задачами школьного краеведения в познавательной деятельности учащихся являются:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- привить навыки исследовательской деятельности;
- создать условия для раскрытия личности ребенка;
- воспитывать человека мирового гражданства.

При изучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определенную последователь- ность:

1. Распределение обязанностей.
2. Выбор темы, определение целей и задач исследования.
3. Разработка и принятие общего плана работы.
4. Подготовка программы сбора материала.
5. Определение методики эксперимента.
6. Разработка экспериментальной части.
7. Определение итогового продукта по каждому разделу плана: выпуск рукописной книги, журнала, альбома, написание летописи, подготовка очерка, организация выставки, презентации, создание фильма, проведение вечера, конференции, викторины, олимпиады.
8. Изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования.
9. Выявление и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах и музеях.
10. Выявление участников исторических событий, их очевидцев и ветеранов, старожилов.
11. Сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры.
12. Проверка достоверности собранного материала на фальсификацию.
13. Обработка, систематизация, оформление собранного материала.

Краеведение может прочно войти в образовательную школу; оно может стать одним из эффективных средств совершенствования учебновоспитательной работы в школе.

Школьное краеведение предполагает включение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, развитие навыков самостоятельной работы.

Следовательно, особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной ее частью является участие в поисково-исследовательской деятельности. При этом преследуются следующие цели: для учащегося – научное исследование краеведческого объекта, педагога – приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранного материалов в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, используемый в школе исследовательский метод реализуется через краеведение, которое без поиска немыслимо.

Исследовательский метод в обучении предполагает следующие действия:

Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

Не секрет, что во многих общеобразовательных школах республики администрация школы всячески избегает ответственности за организацию нахождения учащихся вне учебного заведения. Если руководство школы увидит практическую значимость уроков краеведения для учащихся, то эта деятельность может стать брендом школы, одной из главных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Учителю, любящему и знающему свой край, стремящемуся передать эту любовь детям необходимо:
- Составить Программу элективного курса или кружка, где будут запланированы теоретические и практические часы;
- Найти среди коллег и родителей единомышленников. Ими должны быть люди, которые любят и знают свой край или имеют страсть к путешествиям. Здесь могут оказать хорошую поддержку учителя физкультуры, вот свидетельства моего верного коллеги и соратника по экспедициям и походам Ногайбекова Нуркена Маликовича: «Работая 12 лет учителем физкультуры, не считал, что походы в горы могут иметь отношение к моему предмету. Но с момента открытия нашей школы мы с учениками стали ходить в походы, и я увидел, как пребывание в горах способствует не только физическому развитию ребенка, но и развивает его интеллектуально, дисциплинирует, делает более осознанным и проницательным.

Как ни странно, ребята, уставшие от учебного процесса, взвалившие на себя 10-15-ти килограммовые рюкзаки, находят успокоение и наслаждение на природе. После похода я начал наблюдать в учениках кардинальные изменения: позитивный настрой во время учебного дня, бодрость тела и духа, проявление творческих способностей. Более того, преодоленные километры пешком улучшают кровообращения и тонус тела. В горах воздух чище и здоровее. Благодаря этому человек чувствует очищение легких и организма. А это способствует благоприятному пищеварению, а также очищению почек. К тому же недельное лазание по скалам отлично скажется на вашей мускулатуре и фигуре.

Кроме того, поход – это путь к самопознанию. Когда в голове все перемешано, на душе тяжело, то самая лучшая терапия – отправиться в горы. В процессе исследования, неформального общения или любования окружающим миром можно прийти к неожиданным для себя выводам и идеям. Поэтому ученики предпочитают горный поход как метод избавления от стресса.

Этот вид досуга помогает ученикам познакомиться поближе . В походной обстановке ученики ведут себя свободно, становятся более открытыми и общительными. К тому же в горах предполагаются ситуации, которые сплачивают весь коллектив. Поход – это особое состояние, когда дружит вся группа, не разбиваясь на пары. По мнению учащихся, лучшей наградой в походе за дневной труд становятся вечерние посиделки перед костром. Они объясняют это тем, что благоприятные обстоятельства ведут к душевным разговорам, все это в итоге обеспечивает взаимопонимание и уважение. Энергию похода они приносят в школу. При встрече не просто здороваются, а улыбаются как старому знакомому.

1. Исходя из этого, я как учитель физической культуры особенно рекомендую чаще ходить в экопоходы с учениками.
2. Заинтересовать учащихся занятиями по краеведению.
3. Определить маршруты и объекты для изучения и прохождения.
4. Утвердить формы для оформления документов на выход за пределы школы. У нас в школе для выезда есть следующие формы документов:
- Заявление от руководителя выезда на имя директора школы.
- Список группы.
- Описание маршрута по минутам.
- Разрешение родителей на выезд ребенка.
- Разрешение школьного врача.
- Запись в журнале об инструктаже по технике безопасности.
- Заявка в ГАИ, если предстоит выезжать на трассу.
- Приказ директора школы.

Для избегания травм при выезде в открытую местность руководитель группы должен предусмотреть каждому учащемуся поручение и расписать все времянахождения по минутам. Например, во время передвижения на транспорте провести викторину, а за каждый правильный ответ выдавать конфету. По прибытии на место подсчитать, у кого больше всего конфет, того и объявить самым эрудированным или знающим и т.д.

Программным документов для занятия краеведением может стать статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 г. (источник доступа: www. primeminister. kz.). Слова Президента Казахстана как нельзя лучше нацеливают нас на дальнейшую деятельность: «Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба».

 


Поздравляем победителей конкурса «Туған жер»

Т.С. ТОХТЫБАКИЕВА, методист географии НМЛ «ГМК», г. Алматы


С 16 по 28 октября 2017 г. по инициативе НМЛ «ГМК» в Алматы состоялся городской интеллектуальный конкурс на знание истории родного края «Туған жер».

Цель конкурса: привлечь молодежь к творческой деятельности, способствующей решению задачи сохранения и пропаганды культурно-исторического наследия Казахстана, поставленной Президентом РК Н.А. Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институционных реформ», в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и в программе «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру».

Конкурс проводился в два этапа:

1 этап – районный 20 октября 2017 года.

2 этап – городской 27 октября 2017 года.

В городском конкурсе районы представляли:

1) Алатауский – ШГ №152 команда «Алау»;
2) Алмалинский – Г №62 команда «Жеті қазына»;
3) Ауэзовский – ШГ №123 команда Ұлы дала ұландары»; Г №132 команда «Жастар»;
4) Бостандыкский – ШЛ №146 команда «Болашақ»;
5) Жетысуский – ШГ №118 команда «Жетісу»;
6) Медеуский – ШГ №168 «Алаш»;
7) Наурызбайский – ШГ №188 команда «Таусамалы»;
8) Турксибский – ШГ №59 команда «Турксиб».

Городской этап проходил в формате КВН. Интеллектуальная игра состояла из 5 конкурсов:

1. «Визитная карточка» команды.
2. «Связь народов, поколений»: обычаи и традиции народов Казахстана (вопросы-ответы).
3. Конкурс видеороликов «Мәңгілік Ел». Продолжительность 3-5 минут.
4. «Символика страны (конкурс капитанов).
5. «Основной закон государства» (решение познавательных задач).

Каждая команда представила творческий номер (танец или песню, согласно тематике конкурса), оценка за который прибавляется к общему количеству баллов команды.

Гран-при завоевала команда Ұлы дала ұландары» ШГ №123

1 место – ШГ №118 команда «Жетісу»;

2 место – ШГ №59 команда «Турксиб»;

3 место – ШЛ №146 команда «Болашақ» и гимназия №132 команда «Жастар».

Поздравляем победителей конкурса «Туған жер»

 

Наши друзьяtd>



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

00050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10