электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

 

В текущем номере ...

Краеведение

 


Лучшая форма воспитания патриотизма – это изучение истории родного края

№3 (174) март 2018г.

С.Н. МУКАШЕВА, заведующая сектором истории и географии методического кабинета Д и ОСО Управления образования акимата Костанайской области


В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Назарбаев Н.А. обратил внимание на то, что модернизации общественного сознания будет способствовать знание детьми истории малой родины. Глава государства подчеркивает, что нашу историю обязательно должна знать молодежь. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. По инициативе Президента Назарбаева Н.А. в стране началась работа по созданию учебников краеведения для учащихся школ.


В современном Кaзaхстaне идет стaновление новой системы обрaзования, ориентировaнной на мировое обрaзовaтельное прострaнство. Этот процесс сопровождaется существенными изменениями в педaгогической теории и прaктике. Отличительной особенностью учебных программ обновленного содержaния образования является их напрaвленность на формировaние не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра, что стало возможным благодаря патриотическому проекту «Туған жер» в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», в котором одним из трех ключевых направлений является краеведческая работа. В настоящее время крайне актуальным является вопрос о преподавании предмета «Краеведение» в современной школе.

Курс «Краеведение» призван формировать у учащихся знания о географических, исторических, культурных, природных факторах, направлен на воспитание чувства любви к родному краю и бережному отношению к окружающей среде. Актуальность курса в том, что изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край – это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого района – горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной оседлости» (по Д.С. Лихачеву) не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего это нужно начинать со школьной скамьи, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. Практическая значимость курса определяется возможностью применять разнообразный материал для внедрения и реализации курса «Краеведение» в школах республики.

Курс «Краеведение» позволит углубить знания учащихся по истории малой родины, расширить у учащихся представления об историко-культурном наследии региона, будет способствовать популяризации краеведческой литературы и формированию навыков творческой и поисковой деятельности.

Курс содержит в себе большой воспитательный компонент, направленный на формирование патриотического сознания подрастающего поколения, активной гражданской позиции по отношению к малой родине, воспитание любви к родному краю, бережному и уважительному отношению к природе, истории и культурно-историческим памятникам.

Кроме того, учащиеся должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом своей области и индивидуальности ее развития, поэтому еще одной задачей краеведения является воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к делам и труду наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Подрастающее поколение твердо должно знать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, они жили с великими людьми, которые стремились прославить наше государство, сделать его лучше, сильнее, так как в курс будут включены следующие материалы: народные предания, устные рассказы старожилов области, легенды и рассказы, дошедшие до наших дней, исторические факты, научные труды зарубежных и русских авторов. А также довести до подрастающего поколения историю родного края, рассказать о выдающихся личностях, которые, расправив свои крылья, вылетели из родного гнезда и сейчас являются гордостью всей нашей Республики.

«Краеведение» – изучение своей малой родины, ее природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать курс, который позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны беречь природу и окружающую среду в целом; сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг к другу гуманно; стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т.е. быть толерантными.


Исторический квест-конкурс среди школьников

С. ОСПАНОВА, менеджер по развитию и связям с общественностью колледжа Международной Академии Бизнеса, г. Алматы


Недавно в колледже Международной Академии Бизнеса завершился ежегодный исторический квест-конкурс. На этот раз данный конкурс проходил в рамках городских мероприятий для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Бостандыкского района г. Алматы. Квест-конкурс был организован городским акиматом, акиматом Бостандыкского района при поддержке районного отдела образования, Almaty Management University и колледжа Международной Академии Бизнеса.

Основные цели квест-конкурса: приобщение подрастающего поколения к национальным духовным традициям, воспитание нравственности у школьников через активную краеведческую деятельность, развитие у учащихся познавательного интереса к изучению истории своего города, его достопримечательностей, памятников и улиц.

По правилам конкурса, численность участников в каждой команде не должна превышать 10 человек. Руководитель команды обязан управлять деятельностью школьников и отвечать за жизнь, здоровье и безопасность участников команды во время выполнения заданий конкурса. Конкурс содержит 5 интерактивных, динамических заданий об исторических фактах и местах по городу Алматы, которые следует выполнить и сдать в организационный комитет колледжа. При сдаче выполненных заданий должны присутствовать все участники команды и руководитель. Если по итогам конкурса команды наберут одинаковое количество баллов, победителем будет считаться та команда, которая первая по времени предоставила выполненные задания в организационный комитет. Победителем становится команда, которая выполнила все задания правильно и предоставила их в организационный комитет в указанные сроки.

Команда, занявшая 1 место, получает золотой сертификат от колледжа МАБ на бесплатное годовое обучение.

16 февраля в Атриуме Almaty Management University прошла церемония награждения. Все школы набрали требуемое количество баллов и продемонстрировали хорошие знания по краеведению. Но особенно хотелось бы выделить школы, которые к требуемому минимуму добавили дополнительный материал и эстетично оформили ответы, приложив фотографии.

Всего участвовало 29 школ. Среди них:
– 10 школ с казахским языком обучения;
– 19 школ с русским языком обучения.

С большим отрывом от всех лидирует школа №68. Работу этой школы отличает большой объем дополни- тельной информации по каждому пункту заданий, красочные фотографии объектов и скорость выполнения заданий.

Все участники квест-конкурса получили сертификаты, скидки на обучение, сувениры на память.

Победители получили золотой сертификат, который дает право на бесплатное годичное обучение в нашем колледже.

После награждения гостеприимные студенты университета AlmaU провели для нас экскурсию. Кстати, для всех выпускников колледжа МАБ, желающих продолжить обучение в Almaty Management University, действует скидка.

На этом мероприятия не заканчиваются!

Скоро объявим о новом наборе, чтобы предоставить возможность участвовать и другим районам, школам.

Колледж МАБ благодарит всех за участие и от души поздравляет победителей!

 

 

Наши друзья



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

00050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10