электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

 

В текущем номере ...

Краеведение

 

Краеведение как практическая деятельность по предмету

№ 6 (167) август 2017г.

Л.Ж. ИСАТАЕВА, учитель-эксперт истории, Д.Н. КАЛДЫБЕК, учащийся 12 класса, филиал «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления» города Тараз, АО «НИШ» РК


Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.

Д. Лихачев

От редакции. Этой публикацией мы открываем серию статей учителя-эксперта в области краеведения Любовь Жантаевны Исатаевой, посвященную функциям, методике, видам деятельности в краевед- ческой работе в школе. Диас Калдыбек – соавтор и участник событий. В 2017 г он стал победителем республиканского конкурса научных проектов в секции краеведение (1 место).


Что такое Родина, как можно выразить любовь к ней, истинную, подлинную, непреходящую? А можем ли мы измерить патриотизм человека по отношению к своей стране, народу? На все эти вопросы можно получить ответы, познакомившись с деятельностью по краеведению в НИШ ФМН г. Тараз.

Высокую оценку предмету «Краеведения» в своей статье «Краеведение как наука и как деятельность» дает Д.Лихачев. Именно поэтому эпиграфом к статье стала цитата из его труда.

Краеведение. Так какой же смысл для меня заключен в этом слове? Наверное, в первую очередь подарить детям возможность осознанности, понимание происходящего, принятия общечеловеческих ценностей через взаимодействие с окружающим миром: живой и неживой природой, взаимоотношения с людьми, их прошлым или настоящим.

Кто же может вести краеведение?

Практика показывает, что им может быть учитель, обладающий следующими критериями: горячим сердцем, неутомимой душой и большим интеллектом. К тому же это, наверное, единственный предмет, где необходимо обращаться к труду помощников в качестве волонтеров. Ими могут оказаться самые разные люди: родители, коллеги, бывшие ученики, администрация и просто заинтересованные люди.

Конечно, можно ждать, когда найдутся дополнительные часы, будет составлена программа, заинтересуются учащиеся и так до бесконечности. Но если вы соответствуете критериям, перечисленным выше, то начинайте, действуйте.

Как начать?

Пригласите учащихся нескольких классов (не переживайте, все не при- дут) в ближайший выходной к ближайшему интересному объекту, создайте интригу, обыграйте саму экскурсию и поверьте, ваш труд окупится с лихвой.

Что вы теряете?

Время, которое могли бы использовать в личных целях; зону комфорта; ночной покой, так как, может, придется готовиться к урокам за счет сна.

Что вы получаете взамен?

Другой взгляд на своих учащихся, формирование невидимых нитей доверия, заинтересованность к изучению предмета, положительные эмоции, сторонников изучения вашего предмета, и в конце концов вы пошевелились, следовательно, вы сделали шаг к физическому здоровью.

А как к этому относятся участники процесса?

Точка зрения участника события.

Для меня лично краеведение – это не только познание своей родины, местности, и тем самым познание самого себя. Отличие предмета краеведения от остальных предметов в его практическом опыте. В практическом содержании.

Походы в горы тесно связывают нас с историей и окружающим миром, что позволяет повышать интеллект, знания по разным предметом. Изучение родного края посредством походов в горы развивает не только личность человека как внутренне, так и внешне. Учащиеся становятся физически более развитыми и подтянутыми. Внутреннее состояние становится спокойным и уравновешенным.

Краеведение – это, наверное, один из немногих предметов в образовании Казахстана, который дает возможность обучения и воспитания через практическую деятельность вне школы, в неограниченном пространстве: на открытой местности, в библиотеке, архиве, на улице и т.д.

Неограниченные возможности краеведение предоставляет тем учителям, которые стремятся к такому построению урока, которое развивало бы самостоятельную мыслительную деятельность у учащихся, формируя у них потребность в знаниях.

По мнению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, обозначенному в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу Всеобщего Труда», в настоящее время весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «неинтересным», «запутанным».

Словам Президента вторит автор труда «Что такое традиционное обучение?» М. Телегин: «Человек – не автомат. Однообразие утомляет, изматывает, подавляет, притупляет вкус, гасит интерес. Человеку необходим отдых – смена видов деятельности». [нестандартное отношение к жизни;
1. понимание взаимосвязи собственного развития с родным краем;
2. знания целого ряда предметов изнутри;
3. бережное отношение к окружающему миру и историческим памятникам родного края.

Таким образом, будут достигаться следующие задачи:
-углубление и расширение знаний о родном крае;
-привитие навыков исследовательской деятельности;
-создание условий для раскрытия творческого потенциала у учащихся;
-формирование личности, способной к открытому восприятию мира.

Точка зрения участника события. Успех личности через краеведение.

В чем заключается успех личности? Конечно, первое, что в голову приходит: труд, цель, оттачивание навыков, знания. Но что же является катализатором для всех этих действий?

Зона комфорта – это среда, где устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо. Человек в этом энергетическом влиянии живет расслабленно, убивая амбиции обычной ленью, нерешительностью, страхом.

За пределами зоны комфорта находится зона риска, зона испытаний, зона напряжения и возможной опасности. Выход из зоны комфорта позволяет человеку развиваться. Есть мнение, и оно вполне оправдано, что только в трудностях открывается истинное лицо человека. Вы можете так и прожить всю свою жизнь в тепличных условиях и никогда не узнать, на что же вы способны на самом деле. В познании себя и частному выходу из зоны комфортного бытия дает нам возможность краеведение.

Краеведение прочно вошло в систему интеллектуальных школ Республики Казахстан; оно стало одним из эффективных средств совершенствования и развития учащихся и учителей. Предлагаем вашему вниманию виды деятельности, связанные с краеведением:
1. Исследовательские краеведческие экспедиции «Туған елге тағзым» по Казахстану.
2. Деятельность краеведческого кружка «Музейная тропа».
3. Научно-исследовательская деятельность по истории, краеведению, биологии, химии, экологии, физике.
4. Походы выходного дня в окрестности Тараза.
5. Многодневные экспедиции по Жамбылской области.


Курс «Краеведение» в образовательном пространстве школы

Т.Б. ФЕДУЛОВА, учитель географии ШЛ №1, г. Костанай


В настоящее время воспитанию патриотизма уделяют большое внимание на всех ступенях школьного образования. Краеведение как особое направление в образовании способствует формированию этого качества у современных школьников. Знания о родном городе, территории своей области, о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях помогают юным гражданам Казахстана оценить по достоинству и искренне любить свою страну.

«На земле нет края лучше, чем где ты родился и вырос», – эти слова писателя Габита Мусрепова стали своеобразным девизом для организации работы по краеведению в школе-лицее № 1 города Костаная, где с января 2013 года был реализован эксперимент по внедрению факультативного курса «Краеведение» в 5-8 классах. В течение всего периода педагоги школы-лицея № 1 своей главной задачей видели создание учебно-познавательной среды, способствующей формированию патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физического и духовного развития школьников.

Работе факультатива по краеведению предшествовала экспериментальная деятельность по внедрению курса «Казахстан – родина всех своих граждан», которая на сегодняшний день успешно реализована в ходе учебно-воспитательного процесса. Идеи этнотолерантности тесно взаимосвязаны с задачами изучения родного края, т.к. способствуют воспитанию человека, сочетающего в себе личностные ценности с этнокультурными, общенациональными и общечеловеческими.

«Воспитывать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей. Привить любовь к Родине, родной земле, своему народу – важнейшая, ответственнейшая и благородная миссия учителя», – эти слова Н.А. Назарбаева на III съезде работников образования и науки РК были приняты во внимание коллективом учителей школы-лицея № 1 и стали основой для организации краеведческой работы в стенах школы.

На первом этапе внедрения курса «Краеведение» было проведено предварительное анкетирование учащихся 5-8 классов. Результаты анкетирования показали, что знания учащихся о своем родном крае, в частности о городе Костанае, слабые; школьники не знают всех имен выдающихся земляков, мало знают об их заслугах, подвигах, жизни. Слабо ориентируются в исторических событиях, связанных с городом, в его экономическом развитии.

Поэтому особую актуальность приобрел вопрос организации факультативного курса «Краеведение», начиная с 5 класса, нацеленного на создание условий, способствующих воспитанию гражданина Республики Казахстан, патриота «малой родины», знающего и любящего свой край, город, а также привитие учащимся чувства причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование у них активной жизненной позиции. Вместе с тем произошло постепенное расширение цикла внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, направленных на изучение исторического, географического, культурно-эстетического наследия родного края.

Краеведческая работа в школе объединила творческих, увлеченных педагогов и их активных, любознательных воспитанников. Ключевая роль при этом отведена заинтересованности и инициативе учащихся. Следует отметить широкий предметный спектр учебных дисциплин, охваченных краеведческой деятельностью: биология, химия, литература, история. Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Однако наибольшее погружение в изучение родного края и осуществление краеведческого принципа проявляется в преподавании географии.

В школьном курсе географии немало понятий, усвоение которых строится на основе краеведческого материала: понятия о расходе воды реки, строении речной долины, почве, растительном и животном мире. Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Поэтому чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая значимость. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.

Материал о природе своего края, хозяйственной деятельности местного населения, его особенностях может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на различных уроках, а приобретенные знания дают большее количество возможностей и условий для их практического применения. Адаптация школьников к реальной деятельности, к местной социально-экономической ситуации, начальная профориентация, приобретение навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника, дизайнера-оформителя, – все эти аспекты обеспечивает внеурочная деятельность с учащимися. Наша школа отличается многообразием форм организации внеклассной краеведческой работы по географии. Это – кружки, экскурсии, походы, вечера, олимпиады, конкурсы и викторины, конференции и др.

Учащиеся разработали туристические маршруты по городу Костанаю, изучили их и выступили в качестве экскурсоводов. Перспектива этой деятельности прослеживается в проведении запланированных экскурсий по родному городу во время школьных каникул для учащихся школы, где гидами выступают сами учащиеся – авторы маршрутов.

Таким образом, школьное краеведение не только помогает деятельности учащихся, направленной на изучение «малой родины», но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на собственных наблюдениях школьников окружающей их действительности, а не только на материалах учебника, тем самым формируя собственное мировоззрение. Из чего следует, что краеведение способствует формированию важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

За период проведения эксперимента налажено тесное сотрудничество школы с библиотеками, музеями, преподавателями ВУЗов города, которые оказывали консультативную поддержку учителям в процессе накопления практического и теоретического материала по краеведению.

Значимым моментом при изучении курса является изучение учащимися подлинных архивных материалов, знакомство с экспозициями и материалами областного краеведческого музея, а также интересные встречи с земляками, старожилами города, сотрудниками областной библиотеки им. Толстого.

К положительным результатам нашей работы можно отнести и тот факт, что многие школьники стали участвовать в разработке исследовательских проектов на краеведческую тематику. Данное направление работы помогает учителям в деле формирования способности и готовности учащихся к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Учащимися школы были представлены исследовательские проекты, которые завоевали призовые места на всех этапах республиканского конкурса научных проектов школьников.

Краеведческий подход в преподавании школьной географии и внеклассная краеведческая работа, организуемая в определенной системе, являются важнейшим средством последовательного развития у учащихся чувства патриотизма. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – одна из важнейших задач учителя географии.

 

 

Наши друзьяtd>



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

0050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10