электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Международный диалог

 

   

Архив статей 2018 г.

Современная детская литература в школе
Читают и размышляют дети

№ 3 (174) март 2018г.

Подборка Л.А. Поповой


От редакции. Повесть Аделии Амраевой «Футбольное поле» – одно из любимых мной произведений современной детской литературы. За год я дважды перечитывала ее, потому что книга не отпускает, заставляет сопереживать героям, представляя себя на их месте, анализировать свои родительские установки. Хорошими книгами нужно делиться, поэтому повесть заняла достойное место в нашей библиотечке громких чтений. Причем, в первый раз мы прочитали ее для родителей.

Тем приятнее было узнать, что повесть стала объектом научного исследования ученицы 12-го класса Даугавпилсской государственной гимназии Арины Галилеевой (руководитель – магистр филологии, учитель русского языка как иностранного Валентина Прокофьева).

Как и положено научной работе, она содержит введение, описание методов, две главы – «Теоретическое обоснование исследования» и «Семантическое поле образа футбола в повести А. Амраевой «Футбольное поле», выводы, список литературы, приложение – таблицу «Классификация образа футбола».

В аннотации автор пишет, что в ходе работы пришла к выводу: «…Образ футбола является своеобразным кодом, с помощью которого конструируются взаимоотношения героев повести в разные промежутки времени, код футбола объединяет их как в единомышленников, так и разъединяет, определяет конфликтующими сторонами, через отношение к футболу описываются взаимоотношения в семье, в обществе, изображается система ценностей Человека, состояние его внутреннего мира. Образ футбола в художественном мире повести доминантно выполняет функцию знака, содержание которого проясняется в контексте событий, культурных традиций 21 века».

Исследование имеет практическое значение. Автор рекомендует использовать его на уроках чтения при изучении русского языка в школе. «Текст будет интересен для увлекающихся чтением современной детской литературы, а также фрагменты работы можно использовать на классных часах, посвященных выяснению современных тенденций взаимоотношений родителей и школьников 21-ого века».

Обычно мы не публикуем ученические работы, но в этот раз решили сделать исключение и предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, вторую главу («Семантическое поле образа футбола в повести А. Амраевой «Футбольное поле») исследования как прием работы с текстом, который можно использовать и при изучении программных произведений.


Семантическое поле образа футбола в повести А. Амраевой «Футбольное поле»

Образ футбола в художественном мире повести «Футбольное поле» рассматривается с позиции описания взаимоотношений в семье десятилетнего Димки. Фамилия главных героев повести не указана, что предполагает актуальность данной проблемы для бесчисленного количества людей, живущих в безграничном мультинациональном пространстве 21 века. Можно лишь предположить, что действия развиваются в пространстве Казахстана, Алматы, так как упоминаются такие топонимы, как супермаркет «Мегацентр» и детский городок «Бэбилон», что является характеристикой реального пространства Алматы 21 века. Наравне с русскими именами главных героев повести (Димки и его мамы – Татьяны) упоминаются казахские имена его друзей и знакомых: Диляра, Айка, Чингиз, Болат Серикович, Ерсаян. Повесть написана казахским автором на русском языке с использованием международной футбольной терминологии (словарь терминов с пояснениями на русском и английском языках указан в конце текста в виде отдельной главы), следовательно, автор повести выстраивает повествование о судьбе подростка, пытающегося преодолеть проблемы, типичные для молодых людей школьного возраста, живущих не только в многонациональном пространстве Казахстана, но и за его пределами.

Рассмотрим основные характеристики образа футбола в повести «Футбольное поле»:
1 Футбол – это жизнь: «Футбол. Шесть букв и целая жизнь» (стр.7).
2 Футбол – образ мышления: «В голове футбол» (стр.1).
3 Футбол – это судьба: «У меня тоже запретов больше нет, я третью неделю занимаюсь футболом» (стр.25).

Выше обозначенные характеристики образа футбола в художественном мире повести включают в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые дополняют друг друга. Образ футбола в контексте художественного мира повести следует рассматривать как отождествление образа футбольное поле, точно так же, как в реальной жизни эти два образа отождествляют друг друга, так и в художественном мире повести «Футбольное поле» эти образы тождественны. Пространство образа футбольного поля распространяется за пределы спортивной игровой площадки, так как «игроками» в футбол косвенно становятся не только Димка и его друзья, но и окружающие их люди, члены их семьи.

Семантическое поле образа футбольное поле // футбол является своеобразной моделью, отображающей восприятие окружающего мира героями произведения. («Семантика – анализ отношений между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение» (Кобозева 2000: 18). Через описание отношения героев к футболу описываются взаимоотношения людей, их чувства: радость, надежда, разочарование, ненависть, зависть, обида, страх. Футбол становится причиной конфликта различных точек зрения в семье: мама и сын «Мой сын не будет играть в футбол!» (стр.2), «Я [мама Димы-А.Г.] прошу вас [тренера-А.Г.] впредь не разрешать Диме играть в футбол и сообщать мне, если он все же нарушит этот запрет!» (стр.20), мама и отец «Его отец – футболист. Поэтому мой сын не будет играть в футбол! (стр.2). Дом, где живет Димка, – это проекция футбольного поля, где мать – нападающий, сын – вратарь.

2.2. Основные категории художественного мира произведения

В художественном произведении отображены приоритеты жизни современных школьников, живущих в 21-ом веке. Героями произведения являются десятитилетний Дима и его друзья, увлекающиеся футболом: Вовка, Саня, Ерсаян, Олжас, Тимур, Ренат. Ребята играют в футбол во дворе дома, где они живут, на школьном стадионе и мечтают о великих матчах на лучших стадионах мира.

Используя терминологию Д.С. Лихачева, определяем границы внутреннего и внешнего пространства художественного мира текста.

Внутренние границы пространства:

- дом, где живет Димка и в спорах с мамой пытается отстоять представление о своей будущей и счастливой жизни: «Вместо футбола – квартира, вместо счастья – сомнения» (стр.15);

- школа, где Димка не только учится, а ищет единомышленников, увлекающихся футболом, отстаивает свое «я» в спорах, драках с противниками: «Кричу, размахиваю руками, бросаюсь на Баху. Меня оттаскивают. Баха начинает меня бить.<…>пусть он выше меня на голову, я не боюсь. Я не безотцовщина!» (стр.5).

Внешние границы пространства четко не определены, можно лишь предположить, что речь идет о Казахстане, так как автор не указывает, в каком городе живет семья Димы, что позволяет автору говорить об универсальности проблемы, которая актуальна для молодых людей, живущих в эпоху всеобщей в мире любви к футболу. Мальчишки всего мира играют в футбол и мечтают о «большом футболе».

Пространство художественного мира повести «Футбольное поле» можно определить, с одной стороны, как малое футбольное поле – это дом, где Дима отстаивает свои интересы и право на игру в футбол, с другой стороны, большое футбольное поле – это мечты Димки о «большом футболе», его надежда играть в мировых футбольных клубах.

Согласно терминологии Лихачева, время – категория, которая помогает автору конструировать художественный мир произведения, изображает систему ценностей героев произведения. В повести «Футбольное поле» через категорию время изображаются взаимоотношения в семье главного героя:

Прошлое – «печальные воспоминания» из-за того, что футбол стал причиной развода родителей Димки: «Сначала он [отец – А.Г.] был против ребенка. Уехал [в Германию играть в футбол – А.Г.]. А я [мать – А.Г.] страдала. Не знала, что делать» (стр.25).

Настоящее – «время борьбы», так как мама не позволяет Димке заниматься футболом, а он мечется между любовью к маме и любовью к футболу. Его «Я» раздваивается на «Я» – сын и «Я» – футболист, «Я» – единство с интересами мамы: «Я не могу играть. Мне нельзя. Я не должен» (стр.7); «Я» – протест против интересов мамы: «Хотя мама и не знает, что я смотрю футбол. И что играю – тоже не знает» (стр.1).

Будущее время рассматривается со следующих аспектов:

- как будущее видит мама: «Пусть [Димка – А.Г.] окончит школу, поступит на юриста, на педиатра, на столяра – мне все равно, но пусть не играет в футбол!» (стр.2);

- как будущее видит Димка: «Я обязательно стану ведущим футболистом не только «Барселоны», но и нашей сборной, – и выведу нашу команду в финал Чемпионата Мира!» (стр.2); Тренер Димки убеждает его маму: «Ваш сын [Димка – А.Г.] замечательно играет в футбол. Он подает большие надежды» (стр.20).

Категория «будущее время» в художественном мире текста представляется в зависимости от того, когда о нем говорят:

- будущее Димки до аварии. Мама: «Ни о каком футболе не может быть и речи! Забудь это слово, ясно?» (стр.4). Дима: «Там на поле – моя жизнь, та, которой мне жить не дают» (стр.5);

- будущее после аварии. Мама: «Ты же у меня [мамы – А.Г.] футболист!» (стр.23). Дима: «Я смогу! Ведь на футбольном поле я – футболист!» (стр.25).

Если представление о будущем Димки до аварии у мамы и Димы – это разное видение перспектив, на которое оказывает восприятие настоящего времени, то после аварии, когда Димка, отстаивая свое право на футбол, уходит из дома и после аварии оказывается на грани жизни и смерти, мать понимает, что жизнь сына без футбола невозможна, что будущее сына – это футбол, и она смиряется с его выбором. Будущее – это футбол в жизни мамы и Димы, их семьи в целом, включая папу, который профессионально занимается футболом в Германии.

Итак, код футбола в тексте Аделии Амраевой является моделирующей системой художественного мира повести. Образ футбола объединяет основополагающие категории художественного мира текста: Человек, Время и Пространство. Художественная коммуникация персонажей повести переносится в сферу кодирующей системы: жизненная игра под названием «отстаивание интересов, право на выбор» отождествляется с игрой на футбольном поле, там есть свои нападающие – образ мамы, защитники – тренер Димки и его друзья, вратарь – Димка. Образ футбола является своеобразным кодом, с помощью которого конструируются взаимоотношения героев повести в разные промежутки времени, код футбола объединяет их как в единомышленников, так и разъединяет, определяет конфликтующими сторонами, через отношение к футболу описываются взаимоотношения в семье, в обществе, изображается система ценностей человека, состояние его внутреннего мира, проецируется передвижение в пространстве и времени («ссылка» Димки за город, чтобы у него не было возможности играть в футбол; время до аварии определяется как «конфликт интересов из-за игры в футбол», после аварии – «объединение семьи» во имя жизни Димки, футбол становится символом жизни и судьбы главного героя и его родителей).

Код в повести Аделии Амраевой – одно из важных структурно-семантических составляющих текста и один из способов его организации. Образ футбола в художественном мире повести доминантно выполняет функцию знака, содержание которого проясняется в контексте событий, культурных традиций 21 века, когда мальчишки, живущие на разных континентах мира, с детства мечтают о карьере профессионального игрока в элитных клубах УЕФА. Параллельно в контексте разговора о футболе по-новому интерпретируется классический для русской литературы мотив конфликта между «отцами и детьми», между родителями и детьми, между новым и старым. Система взаимодействия различных точек зрения выполняет в тексте Амраевой функцию не только коммуникативную, но и функцию моделирования.

 

PS. Редакция попросила Арину Галилееву и Валентину Прокофьеву ответить на вопросы.

1. Как повесть Аделии Амраевой «Футбольное поле» попала в поле вашего зрения?

В.П.: О существовании повести я узнала на курсах повышения квалификации учителей стран Балтии в Риге в августе 2017 г. Ирина Николаевна Арзамасцева (профессор кафедры детской литературы МПГУ) нам читала лекцию «Русские писатели детям и подросткам XXI века: новые миры и новые герои». В конце лекции она назвала имена авторов, творчество которых она рекомендует для чтения в современной школе, включая просторы Балтии. Список был достаточно большим. Я перечитала практически все произведения, которые удалось найти в интернете. Предложила Арине на выбор познакомиться с тремя текстами, которые мне показались приемлемыми для чтения в латышской школе на русском языке. Она выбрала «Футбольное поле».

2. Почему именно эта повесть привлекла ваше внимание?

В.П.: В нашей школе учится много футболистов и хоккеистов, которые после уроков в гимназии каждый день тренируются. Участвуют в различных соревнованиях, некоторые из них с 13 лет живут в интернате вдали от родителей, так как хотят тренироваться в Даугавпилсе у профессиональных тренеров. Безусловно, такое серьезное увлечение ребят спортом провоцирует ряд проблем, связанных с их посещением уроков в гимназии, с успеваемостью и т.д. У многих из них возникают конфликты с учителями и родителями из-за успеваемости, так как они превыше всего в своей жизни ставят футбол. Поэтому я решила, что текст будет интересен для восприятия наших учеников. И не ошиблась. Арину он заинтересовал сразу же, как только я ей кратко пересказала повесть. А потом она прочитала «Футбольное поле» и приняла окончательное решение писать научную работу по повести Аделии Амраевой.

А.Г.: Я прочитала буквально на одном дыхании, и повесть вызвала у меня бурю эмоций и, честно говоря, даже слезы по поводу того, что у Димы в конце повести все стало хорошо и мама изменила свою точку зрения. Безумно рада, что работала именно с повестью «Футбольное поле».

3. Во вступлении вы пишете о том, что повесть можно использовать на классных часах, посвященных проблеме «отцов и детей». Были ли прецеденты? Если «да», то как разворачивалась дискуссия?

В.П.: Арина учится в латышской школе, где все преподавание ведется на латышском языке. На русском говорят только на уроках русского языка как второго иностранного (первый – английский), причем не все ученики из ее класса в качестве второго выбрали русский, половина детей изучает немецкий. В силу этого в ее классе не представляется возможным подобный классный час. А вот дискуссию мы проведем в мае в 9 классе, когда все ученики из группы, изучающей русский язык, ознакомятся с текстом.

А.Г.: На данный момент никто не прочитал повесть до конца, но я в классе рекомендовала читать «Футбольное поле». Уже в процессе чтения два мальчика: один – футболист, а другой – хоккеист. Это удивило меня, ведь заставить их читать какую - либо художественную литературы крайне тяжело.

С уважением и благодарностью в ваш адрес учитель русского языка как второго иностранного в Даугавпилсской государственной гимназии Валентина Прокофьева, ученица 12 класса Арина Галилеева

PPS. Работу Арины мы показали нашим алматинским учителям. Вот мнение Розы Ескеновны Абкеевой, учителя русского языка и литературы Лицея №134:

– Знакомство с этим удивительным исследованием не могло оставить равнодушным, вызвало много самых разных эмоций.

Во-первых, радость за автора, за Аделию Амраеву (к счастью, мы успели в своей школе провести две встречи с ней, первая именно по книге «Футбольное поле»).

Во-вторых, некоторые размышления по поводу того, как важно не ошибиться при поиске материала для исследования. Каждый учитель, замахнувшийся на научный проект, проводит немало дней и ночей даже, чтобы сделать верный выбор. А здесь все совпало: и тема повести актуальная (запреты в семье, противостояние, поиск себя), и благодатный текст (будто специально написан для такого рода исследования), и автор современный, и события сегодняшнего дня, понятные, хорошо знакомые. Думаю, обязательно следует нашим молодым учителям ознакомиться с этой научной работой, ведь порой так необходимы хорошие образцы.

В-третьих, часто ли учитель литературы может предложить для прочтения книгу, которая понастоящему заинтересует современного подростка, которая превратит наши уроки внеклассного чтения в увлекательное обсуждение? Думаю, что у каждого учителя есть свой «золотой» список. У меня он начался с рассказа «Категория Z», написанного казахстанским писателем С. Лукьяненко. Теперь можно внести и еще одного нашего автора – Аделию Амраеву.

 

 

Международный диалог



 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10