электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Международный диалог

 

   

Архив статей 2018 г.

Карагандинские встречи

№ 4 (175) апрель 2018г.

В. ЕЛИЗАРОВА, пресс-секретарь фестиваля ROBOLAND, г. Караганда


29-31 марта в Караганде прошел IV Международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий «ROBOLAND – 2018». На торжественной церемонии открытия фестиваля присутствовали вице-министр образования РК Асхат Аймагамбетов, заместитель акима Карагандинской области Алмас Айдаров, зарубежные специалисты, ветераны образования. Организатором RoboLand является управление образования Карагандинской области, официальными партнерами выступили многие организации и компании – НПП «Атамекен», АО «Национальное агентство по технологическому развитию», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и др.


Фестиваль ROBOLAND – барометр развития робототехники

Крупнейший в стране форум детского технического творчества стал традиционным, но с каждым годом он меняется содержательно. На первом фестивале соревновались 30 команд, и было всего 5 номинаций. А в этом году количество номинаций увеличилось до 32. Организаторы добавили категории премиум-класса с более высокими требованиями и заданиями. Старшеклассники и студенты колледжей состязались в умении изготовления моделей при помощи 3D принтера, создавали модели робота при помощи шлема виртуальной реальности и управляющих кистей. Впервые подготовили соревнования для дошкольников. Дети от пяти лет могли проявить себя в двух номинациях: «Собери робота» и Stem robot mouse.

В этом году собралось почти 1500 участников, всего было 637 команд. Помимо казахстанцев, приехали представители России (16 команд), Кыргызстана и Польши (по одной команде).

Максимально в категории выступило 43 команды (Сумо механическое, Следование по линии для начинающих), минимально – 3 (VEX IQ Challenge Ringmaster).

– Такой масштаб не может не радовать. Но самое главное – это содержание, – считает вицеминистр образования Асхат Аймагамбетов. – Мы видим, что участники фестиваля RoboLand не просто собирают детали готовых конструкторов. Они учатся программировать, создавать дополненную и виртуальную реальность. Они работают над настоящими инженерными проектами. Все эти навыки пригодятся школьникам в будущем. Важно, что подобные фестивали способствуют популяризации технического творчества, повышению имиджа инженерных профессий среди юного поколения.

– И по содержанию, и по задействованным ресурсам организация фестиваля соответствовала международным стандартам, – оценил главный судья соревнований Максим Васильев, президент Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники.

Впервые была апробирована электронная система регистрации и подведения итогов. Любой желающий мог посмотреть фестиваль благодаря прямой трансляции на YouTube.

На RoboLand – 2018 прибыло рекордное количество спикеров деловой программы – 34 известных специалиста из Казахстана, России и Греции. На площадке фестиваля они провели 48 семинаров, мастер-классов и презентаций.

По словам организаторов, фестиваль дошел до пиковой черты, а в последующем категорий станет меньше. Простейшие номинации уйдут на региональный уровень, а на RoboLand оставит себе премиум-класс.

– Фестиваль ROBOLAND – это своеобразный барометр развития образовательной робототехники. Первые два года была задача – набрать как можно больше команд, а в этом году пришлось даже ограничивать. Дело в том, что проект «Образовательная робототехника», стартовавший в Карагандинской области в 2014 году, стремительно набрал обороты по всей стране, – прокомментировал один из организаторов – директор представительства Международной Ассоциации WORDLDDIDAC в Казахстане и странах СНГ Валерий Лебедев.

В общекомандном зачете лидировала Карагандинская область, от которой на фестивале выступили 386 команд. Карагандинцы завоевали 66 призовых мест и номинаций. Второе место заняла Акмолинская область (10 призовых мест и номинаций), третье – Астана (9 призовых мест и номинаций). Участники из России завоевали 6 призовых мест и номинаций. Россияне взяли кубки в номинациях «Танцы», «Футбол автономных роботов» и First Lego League Junior.

Специальный приз LEGO EDUCATION достался команде «Robotrek-Kokshetau» – за победу в категории Roboland-Kazakhstan. Соревнования проходили на уникальном полигоне, имитирующем карту Казахстана.

Полный список победителей и призеров фестиваля размещен на сайте roboland. kz.

Цифры и перспективы

Сегодня в Казахстане кабинеты робототехники оборудованы почти в 1200 школах. До конца 2018 года планируется открыть еще свыше 800.

Более чем в 2000 школах страны действуют кружки робототехники.

С 2017 года началось внедрение элективных курсов робототехники, разработанных Назарбаев Интеллектуальными школами. Сейчас ими охвачено 2500 школ страны.

За последние два года свыше 5000 педагогов Казахстана прошли курсы повышения квалификации. В 2018 году планируется направить на обучение 1500 учителей информатики.

В марте при Министерстве образования и науки РК создали Республиканский координационный совет по вопросам робототехники. Эту новость сообщила на фестивале директор Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК Раиса Шер.

Совет возглавил вице-министр образования Асхат Аймагамбетов. В состав вошли 40 человек: представители госорганов, организаций, неправительственного сектора, родительской общественности, ученые. Консультативно-совещательный орган займется выработкой рекомендаций и предложений по развитию образовательной робототехники в пяти направлениях – от изучения мировых практик до определения человеческих и материальных ресурсов, совершенствования нормативной правовой базы.

На 2018 год разработана и утверждена Дорожная карта по проведению международных, республиканских и региональных соревнований по робототехнике.

Особенности STEM-педагогики

Деловая программа международного фестиваля «Roboland-2018» была посвящена вопросам развития образовательной робототехники и цифровизации отрасли. Гостями форума стали 34 известных специалиста из Казахстана, России и Греции.

В рамках фестиваля состоялись «Карагандинские встречи». По замыслу организаторов, это своего рода площадка для обсуждения проблем и выработки решений, обмена опытом, консолидации усилий. «Карагандинские встречи» включали в себя: круглый стол на тему «Цифровая трансформация образования: компетенции будущего», структурированный диалог, семинары и мастер-классы в организациях образования.

О чем говорили участники.

Ученику нужно дать свободу выбора

Опытом «умных уроков» поделилась заслуженный работник образования Липецкой области Юлия Понятовская, автор и организатор сетевых проектов для детей. Учитель начальных классов СОШ № 1 г. Данкова в 2017 году победила в конкурсе «STEM-педагог», который проводит компания LEGO Education.

– Ребенку нужно дать свободу выбора, тогда он лучше раскроется и проявит себя. STEM – это комплексный подход, дублирующий естественные науки, математику, инженерию, технологии. И, конечно же, сюда добавляется искусство – в начальной школе без этого мы никуда не денемся, а также робототехника. Когда учитель разрабатывает и проводит STEM-проект, у него внутри появляется потребность изменить свои методы и подходы в организации учебной деятельности.

Необходимо обязательно включать в образовательный процесс посильные возрасту исследования, наблюдения и опыты, творческие работы, в ходе выполнения которых дети будут приобретать навыки научного и инженерного мышления.

К примеру, в этом году у нас была снежная зима. И мы с детьми создали снегоуборочную машину. Ребята сами ее спланировали, запрограммировали и продолжают совершенствовать этот проект.

Юлия Понятовская является участником сообществ: «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе», «Интерактивная доска для начинающих и не только», сетевого сообщества ИНТЕРГУРУ. Педагог входит в состав методического совета виртуальных творческих групп «Начальная школа», «Умные уроки SMART». Учитель начальных классов ведет собственный сайт http: //ponyatovskaya. ucoz. ru – здесь можно подробнее ознакомиться с методами STEM-педагога.

Для науки в школе есть все необходимое

В Казахстан на фестиваль прилетел из Греции лучший STEM-педагог Европы 2017 года Михалис Орфанакис. Он преподает физику в лицее маленького городка Иерапетра на острове Крит. По сути, это малокомплектная школа, опыт которой оценили на европейском уровне.

- В молодые годы я стремился к науке, но мне трудно было понять, как это все работает и как школьные уроки могут быть связаны с наукой. И сейчас я вижу те же самые вопросы у моих учеников. Эту ситуацию нужно менять. Сейчас для этого у нас есть все необходимое: сенсорные экраны, уникальная техника, информационные технологии. Все это дает возможность делать в школе совместные проекты с университетами.

Мы создали с учениками томограф. Дети освоили принципы его работы, убедились в практической пользе. Этот проект является наглядным примером связи школы и вуза. Ученики смогли понять, как полученные знания воплощаются в жизнь. Мы использовали те же самые методологии, технологии, программы и инструменты, которые применяются в науке. Проект, конечно же, предназначен для детей с высоким уровнем подготовки – для тех, кто хочет найти практическое применение полученным знаниям и компетенциям.

Учителю нужно преодолеть сомнения и страх и вместе с учениками браться за подобные проекты. Это даст школьникам хороший старт, и они поймут, как сделать нашу жизнь интересной, реальной и полезной.

От клипового мышления к критически креативному

Гуманитарии могут идти в ногу с цифровыми технологиями – это доказала учитель из города Мытищи Нина Данилина – обладатель номинации «Цифровой учитель года России-2017». Она преподает школьникам историю, обществознание и право.

Российский педагог провела для казахстанских коллег семинар на тему «Вызовы современности: как «людям книги» обучать «людей экрана».

– Очень серьезная проблема, с которой я столкнулась сама, – это клиповое мышление современных детей. Им не интересен монотонный лекционный материал. С помощью клипов я стараюсь формировать так называемое понятийное текстоцентричное мышление. Активно веду свой сайт (ninadanilina. ru), на котором размещаю материалы. Дети ими пользуются при подготовке к урокам и контрольным работам. Класс, в котором я работаю, оснащен смарт-доской с функциями трехмерного моделирования. Для работы использую интернет-ресурсы и программное обеспечение, облачные сервисы и социальные сети.

Зачем мне нужен учитель, если существует Google? Думаю, все слышали подобную фразу – в школе или на улице. Испокон веков школьные знания воспринимались как нечто застывшее. Была возможность выучить все, что зафиксировано в книгах. Сейчас, благодаря Google, доступ к знаниям стал более демократичным, так как он гарантирован для всех.

Возвращаясь к вопросу: нужен ли учитель в эпоху Google, – отвечаю: да, и эта потребность не только не отпала, но и возросла. Современные дети живут в сети, и школе нужны новые, цифровые учителя, которые будут вместе, рядом и чуть-чуть впереди ученика. Мы должны помогать детям ориентироваться в потоке информации, анализировать знания.

Я убеждена, что именно такие цифровые учителя способны увлечь за собой детей, воспитать у учащихся творчество, любознательность и коммуникативные навыки, систематизировать сам процесс обучения, развить критическо-креативное мышление. Цифровой учитель для ученика – своеобразный навигатор по дороге жизни.

Паяльник или гаджет?

О развитии направлений интернет вещей в робототехнике рассказал гость из Мурманска Александр Федулеев – обладатель знака «Педагогноватор» научно-социальной программы «Шаг в будущее». Его воспитанники активно участвуют во всероссийских и международных соревнованиях и завоевывают первые места.

– Робототехника помогает в учебе. Возьмем, например, математику. В обычной жизни знание значений косинусов и синусов пригодится далеко не всем. А когда начинаешь выполнять задания и проекты по робототехнике, где нужно применять различные формулы, эти знания обретают свое материальное воплощение.

Что сегодня важнее для ребенка: паяльник или гаджет? Я склоняюсь к тому, что такое разделение полезно детям. Надо понимать, что мотивация у каждого ребенка своя. Многие дети увлекаются робототехникой не ради стремления к инженерным наукам, а чтобы просто поиграть, весело провести время. Эта часть отсеивается, когда наступит момент решать серьезные задачи. Остаются те, кому действительно интересно техническое творчество. И такие ребята создают самостоятельные инженерные проекты. Те дети, которые взялись за паяльник, показывают наибольшую креативность и фантазию.

В этом смысле гаджеты хороши тем, что они позволяют выбрать детей, которые будут двигаться вперед. На начальном этапе робототехники ребята пользуются готовыми конструкторами – это понятно и легко. Все современные методики рассчитаны на то, что уже на первом-втором занятии получаешь результат. Но со временем понимают, что в любом готовом конструкторе есть какие-то ограничения. И тогда появляется возможность и желание идти дальше и создавать собственные проекты.

«Лунная Одиссея» в помощь юным исследователям космоса

На фестивале «Roboland-2018» впервые казахстанцам было представлено уникальное учебно-методическое пособие по освоению ближнего космоса «Лунная Одиссея». Это совместный образовательный проект Объединенной Ракетной-Космической Корпорации, госкорпорации «Роскосмос» и компании LEGO Education.

«Лунная Одиссея» базируется на образовательной платформе LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. В основе решения лежит действующая российская программа освоения Луны до 2035 года. Комплект предназначен для учеников 5-9 классов, а также педагогов физики и информатики. Школьники побывают в роли космонавтов, высадившихся на Луне. Нужно решить сложные задачи – начиная от подготовки ракеты-носителя на космодроме Байконур и заканчивая строительством лунной базы.

– Как здорово для старшеклассника начать покорять космос. Есть возможность собственноручно построить прототип ракеты «Ангара», попутешествовать по Луне, – сказал на презентации представитель LEGO Education Россия &СНГ Андрей Лопухин.

Президент Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники Максим Васильев отметил, что проект помогает школьникам проверять на практике полученные знания на уроках физики, математики и других предметах.

Более подробно о решении «Лунная Одиссея» можно узнать на сайте www.moonodyssey.net.

 

 

Международный диалог



 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10