электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Наука - школе

 

   

Архив статей 2015г.

 

Перспективы развития сельских школ

№ 10 (151) декабрь 2015г.

Ж. МУСИНА, заместитель директора Департамента развития среднего образования АО «Информационно- аналитический центр», г. Астана

 

Казахстан является одним из крупнейших производителей зерновых культур в мире. Однако доля сельского хозяйства в ВВП Казахстана составила всего лишь 4,4 %1 в 2014 году. В рамках стратегии «Казахстан-2050» запланировано становление страны как одного из крупных региональных экспортеров мясной, молочной и другой сельскохозяйственной продукции. Для экономики страны сельское хозяйство является приоритетной отраслью.

Развитие сельского хозяйства и села связано также и с деятельностью школы, чья эффективность существенно влияет на обеспечение сельскохозяйственного и аграрного сектора трудовыми ресурсами. Основные характеристики сельских школ – географическая изолированность и низкая плотность населения.

На сегодняшний день в Казахстане функционируют 5 495 (76,7 %) сельских школ, которые представлены большим количеством малокомплектных (57,5 %) и полнокомплектных школ (42,5 %)2. Всего в сельской местности обучаются около 1 311 тыс. детей (48,1 % от общего контингента учащихся).

В Казахстане школы не классифицируются по географическому расположению. Школы под- разделяются на городские и сельские по статусу населенного пункта. Однако есть заметная разница среди сельских школ, например, между школой в поселке районного центра и села. Также это прослеживается в городских школах, когда одна из них расположена в пригороде, а другая – в центре.

Расположение школы – один из определяющих факторов социально-экономического статуса самой школы. В основном дети ходят в школу, расположенную близко к месту проживания. В пригородных школах обучаются дети, проживающие близ города или на окраинах. Разделение на городские и сельские, полнокомплектные и малокомплектные школы не позволяет в полной мере учитывать все многообразие школ.

Например, в Австралии3 и США4 школы классифицируются по отдаленности от города и географическому расположению. В США школы делятся на городские, пригородные, школы малых городов и сельские. В Австралии – находящиеся в столице, городах областного значения, селах и отдаленных населенных пунктах. Школы на расстоянии 1,5-3 часов езды от регионального центра являются сельскими, а более 3 часов – отдаленными.

В Гамбурге (ФРГ) разработали социальный индекс школ5. Данный индекс представляет шкалу от 1 до 6. Самая низкая шкала 1 соответствует низкому социально-экономическому статусу школы, а самая высокая шкала 6 – присуждается школе с благоприятными условиями. Для разработки данного статуса проводится опрос родителей и учащихся, также используются данные управления статистики (доля безработных, получающих пособие, участия в выборах). Согласно данному индексу школы получают адресную поддержку в виде дополни- тельных средств на различные нужды.

Наблюдаются различия в наполняемости казахстанских школ. В центре города зачастую школы переполнены (доходит до 2500 при проектной мощности 1200). А в пригородных школах обучаются 700-800 учащихся, как и в школах районных центров (при проектной мощности 1000). Доказано, что чем больше контингент учащихся, тем выше криминогенная обстановка в школе. По результатам исследования, в США криминальные инциденты происходят: 38 % в малых, 60 % в средних и 89 % в больших школах. Для обеспечения безопасности, школа должна быть следующих размеров: начальная – 300-400, основная – 300-600, старшая – 400- 800 человек6.

По данным ОЭСР7, образовательная среда, школьное здание влияют на успеваемость детей. Такие факторы, как температура, вентиляция и безопасность, являются базовыми условиями образовательного процесса. Качество образовательной среды может повысить успеваемость учащихся до 25 %8. 42,5 % сельских малокомплектных школ в Казахстане расположены в приспособленных зданиях. А в 28,2 % школ используют привозную воду. 56 % сельских школ имеют только надворные туалеты. 10,3 % сельских школ имеют печное отопление.

По данным Центра школьного обучения (США)9, в сельских школах учащиеся успешно завершают школьную программу, учителя меньше сталкиваются с дисциплинарными проблемами.

Но показатели успеваемости сельских и мало- комплектных, пригородных и городских школ отличаются. В исследовании PISA результаты школьников делят на пять категорий по место- положению школы: мегаполис (больше 1 млн. жителей), город (от 100 тыс. до 1 млн. жителей), моногород (от 15 тыс. до 100 тыс. жителей), поселок городского типа (от 3 тыс. до 15 тыс. жителей) и село (меньше 3 тыс. жителей)10.

Сравнение результатов сельских и городских школьников показывает постепенный рост среднего балла от малого населенного пункта в пользу мегаполиса, причем в развитых странах эта тенденция также заметна. Разница по математике между учащимся села и мегаполиса в Казахстане равна 25 баллам, в среднем по странам ОЭСР – 32 балла. Если учитывать социально-экономический статус ученика, то разница между городским и сельским школьником в Казахстане составляет 11 баллов, в ОЭСР – 13 баллов11. Также между городскими школьника- ми Казахстана и ОЭСР существует разница в 55 баллов, а между сельскими – 48 баллов.

Разрыв в успеваемости также показывают результаты национального тестирования. По итогам внешней оценки учебных достижений учащихся 9-х классов сельские школьники отстают от городских сверстников почти на 4 балла (39,23/35,42)12. Городские школьники так- же впереди по ЕНТ13. В 2015 году выпускники городских школ набрали на 7,35 баллов больше, чем сельские (83,02/75,67).

Сравнивая городские и сельские школы, необходимо учитывать качественный состав учителей, инфраструктуру, финансирование, материально-техническую базу и др.

В Казахстане из 10 учителей 6 (61,6 %) работают в сельских школах. Из них только 87,7 % имеют высшее образование и 14 % – высшую категорию, в городе эти показатели намного выше – 99,6 % и 27 % соответственно. По данным ОЭСР14, в среднем в населенных пунктах развитых стран (меньше 15 тыс.) 89,9 % учителей имеют высшее или послевузовское образование. В городах (больше 100 тыс. жителей) 92,2 % имеют высшее образование.

Возможно, низкие показатели в селах связаны с ограниченными возможностями повышения квалификации, географической отдаленностью, нехваткой учебных материалов.

С такой же проблемой сталкиваются многие страны, в том числе Россия и США. В России в нескольких регионах реализуется проект «Мобильный учитель»15. В проекте городской учитель на служебной машине посещает сельские школы несколько раз в неделю, где преподает в основном английский язык. А в США16 учителя сельских школ могут преподавать несколько предметов.

На базе полнокомплектных сельских школ создаются ресурсные центры (опорные школы) для поддержки МКШ. Возникает вопрос: не потянут ли МКШ эти сельские школы вниз? Не стоит забывать, что малокомплектные школы представляют половину сельских школ. Если решить проблему МКШ, разрыв успеваемости между сельскими и городскими школами сократится только наполовину. Ведь при закрытии или консолидации МКШ на уровне основных и начальных школ необходимо будет усилить потенциал полнокомплектных сельских школ.

В Шанхае (Китай)17, наоборот, городские школы поддерживают сельские школы. Разработанная в Китае программа направлена на внутри региональный обмен педагогическими кадрами, финансовыми и материально-техническими ресурсами; улучшение менеджмента и эффективности; повышение качества образования.

В США18 и Австралии19 действуют специальные гранты для поддержки сельских школ (от 10 до 60 тыс. долл. США). В Канаде на протяжении 20 лет проводится конгресс сельского образования, где обсуждают лучшие практики преподавания, вопросы школьного управления, взаимосвязь местного общества, финансы и др. Также в Австралии действуют национальная рамка и план действий по развитию сельского образования. Похожие программы поддержки сельских школ работают и в Казахстане, но они носят локальный и разрозненный характер. Министерство образования и науки реализовало в 2003-2005 годах программу «Ауыл мектебі», Министерство сельского хозяйства – Государственную программу развития сельских территорий на 2004-2010 годы, в рамках которой проводилась работа по поддержке школ.

Для дальнейшего развития сельского образования необходимо принять во внимание следующие меры.

Во-первых, необходимо ввести новую классификацию школ по местоположению или наполняемости школ на основе международного опыта. Классификация школ позволит эффективно распределить финансовые и человеческие ресурсы, оказывать адресную поддержку школам.

Во-вторых, нужно разработать механизм обеспечения непрерывного повышения квалификации сельских учителей посредством выездных мероприятий. Также необходимо обеспечить должную образовательную среду в сельских школах.

В-третьих, следует разработать общую стратегию развития образования на селе, которая будет включать системные подходы по улучшению показателей. Повышение качества образования на селе позволит уравнять шансы сельских детей с городскими. Равенство в образовании – ключ к стабильному развитию страны.


Источники

1 Структура Валового внутреннего продукта, ежеквартально, Комитет по статистике МНЭ РК

2 Национальный сборник образовательной статистики, 2015

3 http: //education. qld. gov. au/hr/recruitment/teaching/rural-map. html

4 http: //nces. ed. gov/surveys/ruraled/definitions. asp

5 http: //www. hamburg. de/bsb/hamburger-sozialindex/

6 http: //www. ruraledu. org/user_uploads/file/Dollars_and_Sense. pdf

7 OECD 2014: Learning environments evaluation programme, Creating effective learning environment

8 http: //ecadmin. wdfiles. com/local--files/facilities/Impact %20of %20 Classroom %20Design %20on %20Learning. pdf

9 http: //www. ncef. org/pubs/saneschools. pdf

10 http: //pisa2012. acer. edu. au/interactive_results. php

11 OECD (2013): PISA Excellence through equity: giving every student the chance to succeed: Volume II

12 Анализ результатов ВОУД-2015

13 Анализ результатов ЕНТ-2015

14 TALIS 2013 Results: An International perspective on teaching and learning

15 http: //minobr. permkrai. ru/activity/mob/

16 http: //www. teachcalifornia. org/Steps/Elementary; http: //www. soe. calpoly. edu/content/multiple-subject

17 http: //www. nyc. gov/html/ia/gprb/downloads/pdf/Shanghai_ EduManagePgrm. pdf

18 http: //www2. ed. gov/programs/reapsrsa/index. html

19 http: //www. frrr. org. au/cb_pages/rural_education_australia_ program_-_reaping_rewards. php

 

Наука - школе


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10