электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Наука - школе

 

   

Архив статей 2015г.

 

Найдена еще одна причина успешного трудоустройства и карьеры

№ 10 (151) декабрь 2015г.

Е. МОЛДАКАСИМОВ, зам. директора Департамента международных сопоставительных исследований АО «Информационно- аналитический центр» МОН РК, г. Астана

 

Тот, кто знает, как учиться, знает достаточно.
Генри Брукс Адамс


Прежде чем ответить на вопрос «Как найти хорошую работу?», представим себя работодателем.

Возникла характерная ситуация. Конец года, приближаются сроки сдачи проектов, ведется финансовая проверка. Кроме того, один из лучших сотрудников Вашей компании неожиданно заявляет о своем уходе. Вам нужно срочно найти замену. Кого Вы примете на освободившуюся вакансию? Человека со стороны, с дипломом престижного зарубежного вуза и знанием английского языка, но без опыта работы? Либо наоборот – человека с опытом, но без знания английского? При любом решении будут свои плюсы и минусы. Однако, какой критерий будет наиболее важным в этой ситуации при подборе специалиста? Несложно догадаться, что это – способность в кратчайшие сроки вникнуть в суть дела и вовремя выполнить работу. Чем должен обладать для этого претендент? Об этом мы поговорим в статье.

Ни для кого не секрет, что технологии произвели «революцию» в нашей жизни. Только за последние 20 лет мировая численность пользователей Интернета выросла в 114 раз и составляет сегодня более 3 млрд. жителей планеты (40 % населения планеты). Кроме того, в мире насчитывается почти 5 млрд. пользователей1 услуг сотовой связи (более 70 % мирового населения). Развитие информационных технологий практически устранило потребность в промышленных и ремесленных навыках. Взамен повышается спрос на продвинутые познавательные и межличностные компетенции, а также навыки работы с информацией.

Однако для овладения такими навыками необходимо уметь быстро учиться, или обладать обучаемостью. Традиционно обучаемость определяется как способность к овладению новым, в том числе учебным мате- риалом (новые знания, действия и формы деятельности)2. И, наоборот, для развития обучаемости необходимо обладать такими навыками. Тем самым, базовые навыки и обучаемость взаимно подпитывают друг друга. В этой связи базовые навыки и обучаемость будут применяться в статье как взаимосвязанные понятия.

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Обучение в 21 веке: исследования, инновации и политика», «в экономике знаний простое запоминание фактов и процедур недостаточно для достижения успеха. Образованным специалистам требуется предметное понимание комплексных вещей и способность творчески применять эту информацию для производства новых товаров, услуг и знаний. Человек должен обеспечивать собственное обучение в течение всей жизни»3.

С этой точки зрения стоит рассмотреть понятие «базовые навыки» как предмет исследования ОЭСР по оценке навыков взрослых PIAAC4. Казахстан примет участие в данном исследовании в 2017 г. Однако об этом чуть позже.

В контексте исследования PIAAC базовые навыки сочетают математическую, читательскую грамотность и навыки владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Согласно отчету ОЭСР «Исследование PIAAC 2013: первые результаты исследования навыков взрослых»5, базовые навыки необходимы взрослым в любой стране и культурном контексте для полноценной интеграции в общество, рынок труда, для получения образования и повышения квалификации.

В рамках статьи базовые навыки рассматриваются как составляющая обучаемости, обеспечивающей преимущество на рынке труда.

Теперь подробнее остановимся на том, что такое базовые навыки.

Читательская грамотность не просто предполагает правильное произношение и написание слов («молоко» пишется через букву «о», а не «а»). Прежде всего, подразумевается способность объективно воспринимать и критически оценивать информацию для получения новых знаний и улучшения качества жизни.

В работе мы часто изучаем большой объем информации в сжатые сроки и излагаем основную суть на одной странице. Это требует применения эффективной стратегии чтения, умения быстро отличать главное от второстепенного. В особенности это весьма необходимо новичкам, которые вникают в работу.

В повседневной жизни человек с продвинутыми навыками чтения легко отличит в газете официальные новости от хроник желтой прессы. Соответственно, он не будет тратить время на бесполезную информацию.

Математическая грамотность означает не просто умение производить математические операции (2*2=4). Речь идет о правильном понимании и анализе числовой информации в виде графиков, таблиц, диаграмм. В любой работе эти навыки необходимы для планирования бюджета, составления отчетов, подготовки аналитической информации с цифрами, подсчета объемов продаж и пр.

В повседневной жизни эти навыки могут пригодиться при оформлении кредита в банке для выбора наиболее выгодной схемы платежей.

Наконец, третьим элементом базовых навыков является способность использовать ИКТ- технологии для получения информации, новых знаний, совершения операций в Интернете. К примеру, человек, не имеющий навыков работы в Интернета, потратит пару часов на покупку билета на поезд через билетную кассу. При этом человек с развитыми ИКТ-навыками приобретет билет через Интернет за 5 минут и уделит больше времени детям.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, как базовые навыки влияют на качество профессиональной и личной жизни человека.

Далее возникает вопрос, каким образом обучаемость и базовые навыки повышают карьерные перспективы. Для этого обратимся к международным статистическим данным.

По результатам PIAAC в 24 странах (США, Канаде, странах Европы, Японии, Южной Корее) развитие базовых навыков в среднем на 20 % повышает шансы трудоустройства и ведет к увеличению заработной платы на 61 %6.

Никого не удивит, что получение образования на протяжении более длительного времени повышает вероятность трудоустройства. Каждые дополнительные три года получения формального образования при одном и том же уровне базовых навыков на 45 % увеличивают шансы получения работы. Вместе с тем, сохранение уровня образования, но улучшение базовых навыков на 150 баллов по 500-балльной шкале PIAAC улучшает вероятность найти работу на 60 %. Иными словами, из двух человек с высшим образованием и одинаковым уровнем базовых навыков у человека, развивающего свои навыки вне рамок формального образования (например, посещение компьютерных курсов), вероятность трудоустройства на 15 % будет выше, чем у второго человека, заочно обучающегося в университете7(рис. 1).

Общеизвестно, что способность обучаться является одним из основных условий карьерного роста. Исследователи Колумбийского университета Адам Митчинсон и Роберт Моррис выявили пять основных качеств, которыми обладают быстрообучаемые люди.

Внедряют инновации, подвергают сомнению и нестандартно осмысливают устоявшиеся поряд- ки при необходимости. Это требует пересмотра собственных убеждений для поиска новых и уникальных путей выполнения работы.

Исполняют свои функции, сохраняя спокойствие в трудных ситуациях.

Анализируют ситуацию на основе своего предыдущего опыта.

Рискуют, осознанно выходя из зоны комфортности и принимая вызов.

Избегают защитной реакции, открыты к обучению и противостоят соблазну занять оборони- тельную позицию в неблагоприятной ситуации8. Считают, что обстоятельства зависят от нас, а не наоборот.

Что это означает и как это можно применить в Казахстане? Для этого сравним действия двух людей при решении характерных проблем, возникающих в работе, – одного с высокоразвитыми базовыми навыками и обучаемостью, другого – с неразвитыми.

«Проблема не может быть решена на том же уровне мышления, на котором создана».
Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей.

Данную таблицу можно дополнить множеством других примеров.

Таким образом, человек, умеющий эффективно анализировать, критически оценивать информацию с использованием ИКТ-технологий и извлекать из нее уроки, будет более успешным в трудоустройстве и карьерном росте.

Именно для оценки этих навыков Казахстан и примет участие в исследовании PIAAC в 2017 г. В ходе исследования методом случайного отбора будет протестировано более 5 тыс. человек в возрасте 16-65 лет из 14 областей и городов Астана и Алматы. При этом тестирование будут проводить обученные интервьюеры на дому у респондентов на казахском и русском языке с помощью ноутбука. Продолжительность исследования составит около 2 часов. За это время респондентам будет предложено ответить на анкетные вопросы (личные данные, образование, работа, семья), а также решить интересные тестовые задания, основанные на реальных ситуациях. В случае недостаточного уровня компьютерной грамотности респондента будут использоваться бумажные тестовые буклеты.

Результаты исследования будут опубликованы в 2019 году, а данные Казахстана сопоставлены на международном уровне с 40 странами. С политической точки зрения результаты исследования PIAAC позволят выработать полезные рекомендации по улучшению казахстанской системы образования взрослых, обучения в течение всей жизни с учетом международного опыта.

В данный момент на сайте ОЭСР в ознакомительных целях размещены в открытом доступе пробные тестовые задания PIAAC на английском языке http: //www. oecd. org/skills/ESonlineassessment/ takethetest/. Перейдя по ней, вы выбираете язык и нажимаете на ссылку «Demo Test».

Тем самым, если ваш возраст от 16 до 65 лет, вы можете стать одним из респондентов PIAAC и внести свой вклад в повышение международного имиджа Казахстана. Будем надеяться, что наша страна достойно себя покажет в этом авторитетном международном исследовании.


Источники

1 http: //www. statista. com/statistics/274774/forecast-of-mobile-phone-users-worldwide/

2 http: //dic. academic. ru/dic. nsf/psihologic/1201

3 21st Century Learning: Research, Innovation and Policy Directions from recent OECD analyses.

4 Program for International Assessment of Adult Competencies.

5 OECD Skills Outlook 2013. First Results from the Survey of Adult Skills.

6 OECD Skills Outlook 2013. First Results from the Survey of Adult Skills. С. 227.

7 Там же. С. 233.

8 Адам Митчинсон и Роберт Моррис. Что такое быстрая обучаемость и как ее развить. http: //www. ccl. org/leadership/pdf/ research/LearningAgilityRussian. pdf

 

Наука - школе


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10